Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




НЕ ЛЕНИВ И ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТЕН



"...я будто бы до сих пор качу на стареньком автобусе по разухабистым дорогам жизни", – делится ощущениями Алексей Гушан в предисловии к своей последней книге "Рейсовый автобус". Этот авторский сборник выпущен издательством "Перископ-Волга" в 2024 году, и сейчас Алексей продолжает знакомить любителей поэзии со своей новой книжкой. Московский КЦ имени Д.С. Лихачёва предоставлял для её презентации свою площадку в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри". Алексей давно знаком с "Бегемотом". Достаточно сказать, что свою первую книгу "Земля тишины" он тоже презентовал именно в арт-проекте.

Член Союза писателей России, поэт и общественный деятель Алексей Гушан читал свои стихи и рассказывал о создании книги, которая структурно воссоздаёт этапы его жизни. На некоторых значимых её моментах иногда он останавливался более подробно.

Оригинальная обложка новой книги Гушана наглядно отражает её содержание и представляет собой как бы геовременные сведения – коротко, сжато. Номер автобуса соответствует году, а остановочный пункт – месту проживания автора.

1984 год – год рождения. Лодейное поле – место рождения. Малая родина поэта – интереснейшее место России. Располагается этот город неподалёку от нашей северной столицы, между двух озёр: Ладожским и Онежским. Основан он на два года раньше Петербурга и считается родиной Балтийского флота. Более пяти веков назад здесь основался один из старейших русских монастырей, который связан с именем Преподобного Александра Свирского. И в непосредственной близости к этому святому месту прошло детство Алексея. Хотя "постигать духовные азы" поэт начинает, по его собственным словам, работая гидом после окончания школы, эта близость непосредственно отразилась на всём душевном и духовном облике Гушана – и как человека, и как поэта.

        Ухабист путь, но впереди покой.
        Земля родная распахнёт объятья,
        Мой примет прах. И крестное распятье
        Застынет над могильной тишиной.

И поэтические опыты юности, и множество зрелых стихов связаны с родной землёй.

        И я хожу, и я внимаю
        Всем звукам, запахам, цветам.
        На кочках клюква созревает,
        И сердце радостно сжимает,
        И душу тянет к облакам.

Первая часть новой книги вся состоит из произведений, написанных в Лодейном поле, хотя и в разные годы жизни.

        Я сяду, как простецкий мальчуган,
        На старом позаброшенном причале
        И залюбуюсь, как волной качает
        Зарёю позолоченный туман.

        В позолочённой этой пелене
        Гудок прощальный всё собой заполнит...
        Я знаю: эти берега запомнят
        И, значит, не забудут обо мне.

Здесь каждая строчка дышит ностальгией, благодарностью и любовью, искренней и непреходящей.

        Я в чернику бессонных ночей
        Добавлял молоко Прионежья.
        Каждый куст был до одури нежен,
        Так, что вовсе не сыщешь нежней.

Покинув родные места, поэт никогда не забывал их, практически каждый год наведывался и какое-то время жил в Лодейном. Не изменяет он этой традиции до сих пор.

        Теперь пейзаж иной, и дом иной, и крыша.
        Всё крепче и теплей – чего ещё желать?
        Но просится душа туда, где крыши ниже,
        И мне всего лишь пять... И мне всего лишь пять.

Стихи, вдохновлённые воспоминаниями о детстве, о бедной жизни, о родных и земляках, переживших тяжесть войны, выстоявших в послевоенные годы, не терявших человечность – это поклон односельчанам, своему народу, как бы пафосно это ни звучало.

        И северной земле не изменял,
        Хотя судьба по-всякому кружила...
        Молюсь о деревенских старожилах,
        Что нянчили по совести меня.

Второй номер маршрута – 2008 – соответствует началу второго периода жизни – малаховского.

Подмосковная Малаховка приняла Алексея с молодой женой на добрых двенадцать лет. О верной спутнице поэта и его единомышленнице можно, наверное, написать отдельную житийную историю. Пока же "моя женщина дорогая" порой зримо, а часто незримо присутствует в стихах. Как в жизни. Познакомились они 30 апреля, а это – День памяти Преподобного Александра Свирского, что было для них добрым знаком.

        И в этом долгом-долгом дне
        Дыхания уже совпали.
        Любовь наивными губами
        Уже шептала обо мне.

Как человек литературный, Гушан был очарован Малаховкой, где, кажется, весь посёлок пропитан духом творчества. И людей посвящённых тот дух заражал, наполнял, животворил. С конца XIX века сохранялся он и для жителей, и для гостей, приезжающих в этот уголок земли, который поэт и религиозный философ Владимир Микушевич (проживший здесь всю свою жизнь) считал едва ли не райским. Знаковое место Подмосковья, Малаховка исторически прочно связала себя с такими именами, как Иван Бунин и Леонид Андреев, Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов, Фаина Раневская и Алиса Коонен и так далее. Золотыми буквами следует вписать в анналы истории имя прозаика и мецената Николая Телешова с женой Еленой Андреевной (урождённой Карзинкиной), благодаря которым Малаховка становится не только культурным центром на время тёплого сезона, со своим Летним театром в парке, но, после открытия гимназии, и местом просвещения.

Именно в малаховский период жизни Алексей Гушан много и вдохновенно пишет, занимается публицистикой, печатается в различных периодических изданиях. В это время выходят книги "Земля тишины", "Любуясь жизнью", "Вкруг солнца". Он участвует в конкурсах, фестивалях, становится победителем Международного литературного конкурса "Славянская лира – 2015" в номинации "Поэзия".

        Печально упало перо соколиное
        На воды реки.
        Падение стало невольной причиною
        Рожденья строки.

В Малаховке Алексей становится отцом. Рождение старшего сына – веха. Поэзия повсюду, и она – живая. А простота и прозрачность гушановского стиха иногда роднят его со стихом ахматовским.

        День каждый – небесный подарок!
        А ночь – благодатный причал.
        Свечной догорает огарок,
        Который во тьме освещал

        Простые библейские строки,
        Что бремя Господне легко...
        И сыплются хлебные крохи
        Для вестников верных Его.

А потом было несколько лет безуспешных поисков своего пристанища – своих – собственных – стен, которые помогли бы обрести "покой и волю", Начало нового этапа жизни предварялись беспокойством, сомнениями, но надежда, непоказное смирение и вера не покидали, Даже тогда, когда было страшно:

        А во краю лихом,
        На берегу крутом
        Стоит поросший мхом
        Один чудесный дом.

        <...>

        Со стен глазеют львы –
        Творенья чьих-то рук.
        И никакой Москвы
        На сотни вёрст вокруг.

Алексей Гушан верит в чудеса. И цепь жизненных событий, которые он готов обозначать как чудесные, приводят его в Мещёрский край. Автобус под номером 2020 делает остановку и высаживает поэта на рязанских просторах. Этот год знаменуется переездом в посёлок Тума Рязанской области. Наконец, семья находит место, где "небо им читает книжку, / как прекрасны небеса", а "птицы кликают благодать". И это место – для жизни и счастья. Рождение дома, рожденье детей наполняют поэта новыми силами и любовью, дают энергию и вдохновение для созидания, доброго делания, для новых стихов.

        Много неба, такого неба –
        Впору только стихи писать!

        Я пишу, но пишу не ручкой,
        А рубанком и топором.
        Для поэзии самой звучной
        В глухомани затеял дом.

        И когда я рублю, строгаю
        От зари до исхода дня,
        Знаю: женщина дорогая
        Смотрит ласково на меня.

Жизнь поэта становится проста и содержательна. Как стихи. А стихи не перестают рождать, как считает литературный критик Елена Сафронова, примеры "беспримесной поэзии":

        Метафоры от кипрея
        И рифмы от черемши.
        Поэт, подставляй скорее
        Ладони своей души!

Здесь Гушан может поспорить с Наумом Коржавиным, давшим поэзии известное определение: "Поэзия – ответ гармонии на дисгармонию бытия". Гармоничное бытие природы вполне способно повлиять на дисгармонию в человеческих душах и стать источником гармонии в поэзии.

        Отпаивает солнышко теплом –
        И отступают зимние недуги...

Мотивы единения с природой, слияние земного с небесным, как с вечным и непреходящим, у Гушана присутствуют постоянно, но также постоянно и понимание, что история человеческая творится здесь, на земле, среди трав и деревьев, домов и дорог.

        А за оградой и за вётлами,
        Где вьётся тропка к роднику,
        Глагол вызвякивает вёдрами,
        Что слышал на своём веку.

Когда задумываешься над особенностями поэзии Гушана, понимаешь, что основной её чертой можно назвать бесконфликтность. Как же так? А как же развитие, которое, как мы знаем, идёт через конфликт? И как поэт, и как человек Алексей ориентирован на созидание изнутри!

И ещё – он не ленив и очень любопытен. Должно быть, именно поэтому буквально через год после переселения в Туму Гушан открывает в посёлке свой собственный частный семейный Музей тумского сказителя "Были-небыли", Члены семьи – сотрудники и помощники. Музей наполняется экспонатами – почти каждый со своей обыкновенной или особенной историей. Этими историями основатель музея, он же экскурсовод и сказитель, увлекает слушателей, открывая забытые имена людей, знакомит с необыкновенными судьбами.

        – Мэри! Мэри! Не будь же набитой дурой –
        Лютые ночи бродят в овечьих шкурах.
        Что им твои улыбки, hello, good bye,
        Кто же завёл тебя в этот угрюмый край?!

Рассказ об уголке музея, посвящённом жизни и судьбе американки Мэри Рид, неизменно привлекает внимание. Высокие цели заокеанской строительницы нового, счастливого общества поражают своей смелостью и наивностью одновременно. Страстная поклонница коммунистических идеалов, Рид приехала в Советский Союз участвовать в переустройстве мира, работала бок о бок с нашими соотечественниками, дружила с Ольгой Берггольц, в самом начале Великой Отечественной войны оплакала погибшего сына, стала жертвой тоталитарного режима, пережила безумно тяжёлые годы в рязанской деревне, была реабилитирована и упокоилась на Переделкинском кладбище, Соприкосновение с таким живым историческим материалом не могло, конечно же, оставить равнодушным никого из читателей и слушателей. Возникло желание поехать в совсем ещё молодой тумский музей и послушать удивительные были и небыли.

Сказитель выдуманных аллегорических сказок и невыдуманных жизненных историй из совсем недавнего прошлого, поэт Алексей Гушан, очевидно, сам – главный экспонат музея – энтузиаст, который стремится сохранить, чтобы передать следующим поколениям, добытые факты, сведения, документы, просто народные знания. На таких подвижниках держится наша общая земная человеческая история, которую время от времени пытаются переписать, смещая даты, искажая факты.




© Зина Виноградова, 2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2025.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...]
Словесность