Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность




"СЛОВА ПРИХОДЯТ САМИ ТЕМ – НО ТЕ..."

Евгений Волков, "КолОкол", Москва, издательство "Стеклограф", 2020


Не хотелось бы делать профессиональный литературный анализ поэтической книги. Мне это трудно со ста-пятисот точек зрения. Но с радостью расскажу о своих впечатлениях.

Если предельно коротко: "Это круто!"

И – немного подробнее.

1

Из чего же, из чего же сделаны регулярные стихи? А перед нами (по множеству признаков) именно они. В первую голову – музыка, потом – образ, в заключение – мысль.

Всю эту книгу запросто можно спеть. С любого места. На какой-то очень особый лад. Только очень по-своему.

Дело в том, что у поэта-музыканта Е. Волкова звукопись ну очень уж непроста! И в этом, возможно, всё и дело. Секрет своеобычности и крутости-крутизны.

У музыкантов-исполнителей нередко не всегда понятен текст, не всегда всё разборчиво или прозрачно по смыслу. Однако вся поэзия Е. Волкова звучит. Она – музыка.

Образ – следующий пункт. Здесь их много, они яркие, запоминающиеся, порой наталкивающиеся друг на друга. Ещё будет о них речь ниже.

Мысль (смысл) – ууххх! Этого тут и вовсе не занимать...

Обо всём, без особого порядка.

2

Писать-сочинять – это складывать слова. Устойчивое выражение.

А Евгений Волков слова рас-кладывает. Сложив изначально.

Один процесс сменяется другим.

Сеть, что ли, это – с дырками другой частоты?

Чем меньше каждое слово, тем больше смысла у каждой строки.

Тем многозначнее и каждое слово, и каждая фраза, и каждый поэтический текст.



Полотно языка в обычном виде: слово-пробел-слово-пробел. У Волкова происходит учащение пробелов. В одном прежнем слове может появиться пробел. А то и два.

      Где поза быта ложь ("который день сойдёт на нет...")

Или этот фрагмент хорошо иллюстрирует излюбленный авторский приём:

      фе враль диктует но –
      под полами халата
      то вата то вино
      то ты не вино вата
      то я раним и бос –
      как босх иеронимус
      вдыхаю через нос
      и починяю примус
      ("февраль – достать чернил и плакать на стакане...")

Задумалась: можно прочитать или спеть, и на слух слова останутся словами целиком, без дополнительных пробелов. Но что, если ты всё-таки хочешь прочитать эти и другие стихи Волкова вслух, не глазами, и сохранить в них все вложенные автором смыслы? Тогда эти стихи надо читать, вновь и вновь (где это требуется) произнося слово, скажем, пробел?

Нужно попробовать. Тем более, честно говоря, хочется разбить этот ритм строгий, завораживающий и притупляющий внимание – тоже. Словно строгая силлаботоника и рифма хотят распасться и породить и другую ритмику тоже. А распавшись, может, и складываются обратно. Сами. В восприятии.

Как записать и как исполнить – выходит что большая разница.

3

Поэт Евгений Волков говорит сам с собой. С собой наедине. Ведёт оживлённый монолог. Лирический и по настоящему мрачный, мало-исходный (если чуть сдвинуть шкалу от безысходного, то получится так).

Он в мире своих фантазий, населённом густо – персонажами из всех временных пластов, из самых разных географий. С ним немножко Пастернак, немножко Блок, по чуть-чуть Маяковский, Мандельштам, Есенин, Ахматова, Анри Волохонский, Тютчев и Фет и многажды Пушкин (только по памяти если имена перечислить). Центонит себе. А ещё Грибоедов, Гоголь...

Играет поэт Волков бесконечно.

Как бы так – заиграть, замаскарадить, заморочить, чтобы в конце концов исчерпать весь смысл, до донца! И зачем-то ещё продолжать – и тоже не случайно. До обретения нового смысла.

      где я себе зачем-то говорю
      язык мой враг мой черт ушко мое
      в ушко мое вползает бог ослов...
      ("мне скучно бес...")

Он по-своему, очень лихо переиначивает пословицы, поговорки, устойчивые выражения, эдакие избитые, общие места из бытового словоупотребления.

Пусть такой будет фрагмент из заглавного стиха, "КолОкол":

      несут дары данайцы и волхвы
      кому-то пряник а кому-то кнут
      и гой еси с аидами мацу

      нужду справляя в мире и тепле
      за пазухой держа по огурцу
      и камень имитирующий хлеб

Или это:

      который день сойдет на нет –
      гадая по часам
      и жизнь проста как табурет
      который сделал сам
      который день на нет сойдет –
      на нет и на всегда
      рассеян свет развеян флот
      и ждет небес звезда
      но медлит ночь в своих углах
      теней сдвигая след –
      и тоньше света зеркала
      где нас с тобою нет
      ("который день сойдет на нет...")

4

И опять новые образы и смыслы – плотно-плотно. Смыслы множатся и множатся.

Как множатся-прирастают? А вот: "Идёт по кругу крики ум ножа я" ("Карнавал"). У меня здесь и клинок возникает. Как минимум.

Смыслы исчерпываются и исчерпываются. И несть предела. И так до бесконечности.

5

Множество умных слов и понятий из разных эпох и государств, перечисление "коллективных сознательных" в другом значении, с другим знаком и ключом.

Раздробленные слова– частицы

на слух всё-таки не понять.

Значит, перед нами поэзия глазами.

6

Эротика, секс (все что между людьми на двоих) это всегда (зчркнт) часто трудно. И не менее трудно об это говорить-писать, чтобы не свалиться куда-то не туда.

Первый раз читаешь эту фразу – мозг с профдеформацией редактора выдает будто бы ошибку. И только второе прочтение, уже женское, выдает понимание – ух ты ж! Тут как раз и надо что-то вывернуть, выломать слегка. Чтобы чувственность почувствовала:

      где я тебя рукой возьму
      где ты меня возьмешь
      ...

И об этом же, и о другом – сразу, прирастая смыслы:

      и кара мельно лоно между речий ("из бранных слов все избранные речи...")

Мелкой стала река как кара наказание, а берега здесь нынче наречены "речиями".

И так можно о любви. Убеждая. Мне нравится.

И нравится-не-то-слово последняя строка стиха "переправа", подходящая сюда невыносимо:

      боже мой ты всегда на другом берегу...

7

Как же много словесной игры! Ребусов. Время от времени даже становится утомительно гадать.

8

Ощутима и читаема, заострена актуальная политическая и социальная повестка на момент. Это тоже тугие нити в полотно. Но подробно об этом не хочется.

9

А вот тут я готова подписаться под каждым словом:

      когда у правды нет литературы
      Куда ни плюнь всё попадаешь в бровь
      ("неладно что-то в королевстве датском")

10

Стих манящий меня-читателя: "загораются в небе огни...":

      Уходи по воде босиком
      Здесь иначе побег невозможен
      Видит бог и не знает о том
      Что конечно спасёт если сможет...

11

Ещё одно стихотворение выделяю – "молчит народ кусая бутерброд":

      Идёт ли флейта вдоль по позвонку
      Мне в общем пох что в вымени твоём
      Когда отростком тела не заткнуть
      Пустоты что любовь сдаёт в наём...

Конечно, Маяковский: "я сегодня буду играть на флейте // на собственном позвоночнике..." Да и А.С.Пушкин – везде и за всё (бедный!): "Что в имени тебе моём?"

12

"Вечерних звуков бредень разверну" – притягивает меня текст. Даже не хочется разбирать смыслов. Просто магия. Приведу большой фрагмент:

      не ведают покоя жернова
      сминая зерна сумрака и страха

      и для которых я лишь сгусток праха
      наощупь разбирающий слова
      мне не наречь наречием реки

      предлогами не одолеть предлоги
      и пустота распахивает ноги
      и губы всем спасеньям вопреки
      и сны как негативы бытия

      несбывшимся наброском черно-белым
      где знаки невозделанного тела
      увидит бог и не увижу я
      часы любые время остановит

      во глубине моих сибирских руд
      но я ловлю себя на каждом слове
      и гласны звуки что меня зовут

13

Ещё одно: "мне некуда бежать из этого предела"

Для меня поэт Волков оказался сверхчувственен и жаждущ.

Финал стихотворения приведу:

      побудь со мной еще нежней и беспробудней
      побудь со мной родней
      мне некуда бежать из этого предела

      куда не убегу к тебе одной вернусь
      мелкопоместный дождь
      тугой рукой отелло
      на водостоке считывает пульс

Не комментирую, смакую...

(А редактор-злыдень всё же на посту: Всё-таки должно быть куда нИ убегу...)

14

Книга проиллюстрирована фотокомпозициями Александра Сушкова. В школе все мы мастерили поделки из подручных материалов. Что-то такое. Но и не только. Мусор ещё, подножный. И на каждой картинке – фигурка человечка с барабаном, швейцарский, судя по надписи, солдат.

Что про швейцарских солдат можно сказать? Самая маленькая армия, но элитная, безупречные солдаты. Нас мало, но мы... в общем, можем мы.



А у меня – наверное, из-за шлема-таза, и не только – солдатик ещё и с Дон Кихотом ассоциируется.

Весь текст книги – да, сюда, точнее что-то придёт вряд ли. Борьба с ветряными мельницами, если осознанная, предполагает знание "врага" в лицо, доскональное изучение ситуации в целом. Что-то здесь, рядом, нащупываю...

15

И вместо P.S., к названию моего обзора:

      где открывая руки на кресте
      для сбыта всех несбыточных объятий

      все реже буду знать и понимать я
      слова приходят сами тем

      но те...
      ("Темноте")

Все будем писать только о том, о чём каждому придёт, что нашепчут, продиктуют. Когда придёт, где застанет, из какого сора, – не дано знать. Но ты поэт будь добр и мил – будь готов, инструмент свой настрой, наполнись всем необходимым, сверла-лезвия наточи-подготовь.

И не зевай, и не отказывайся ни от чего. Не тебе судить. Потом разберёшься. Разберётесь с современниками.



Спасибо Евгению Волкову за стихи!




© Юлия Великанова, 2023.
© Сетевая Словесность, публикация, 2023.
Орфография и пунктуация авторские.



 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ирина Фельдман: Посланница Божественной Любви [Я еще не умею любить, но уже смотрю любви в лицо. Только это не романтическая любовь. Я люблю людей, которые читают мои истории. Людей, которые встречаются...] Анна Аликевич: Религия добра (о сборнике стихотворений Марии Фроловской и Натальи Захарцевой "Антоновка с Авалона") [Радование жизни, способность ощущать счастье цветения и свет надежды прежде всего – отличают творчество героинь материала. Должна ли настоящая поэзия...] Павел Сидельников: Из книги стихотворений "Долгое дыхание" [Восходит солнце. Тем и хороша, / быть может, ночь – наутро оставляет / минуту на прощанье. О, душа! / Сойти б с ума, да ум не позволяет...] Олег Горшков: Пришествие печали [Печаль в твоём вине, твоих стихах, / и в музыке, и в запахах, и в детях. / Избыта боль, куда-то канул страх, / и лишь печаль господствует на свете...] Елена Сомова: Пять рассказов [Не спеши отдавать Божью милость, самой тебе дарованную в виде любви, даже когда просчиталась. Не отдавайся ошибке и не отчаивайся...] Любовь Берёзкина: "Круглый стол" на тему "Тенденции и проблемы современной поэзии", Часть I [Наша задача: попытаться показать литературный процесс изнутри. Для этого совершенно разным, не знакомым между собой представителям литературной среды...] Людмила Свирская: Покой не наступает на Земле [Покой не наступает на Земле, / В весну не открывается фрамуга – / В глухом, непроходимом феврале / Сидим, молчим и смотрим друг на друга...] Пётр Старцев: Билет на море [Наши роботы нас никогда не простят, / Наши роботы нас не осудят. / Наши роботы нам надонатили стяг, / Под которым нас выведут в люди...]
Словесность