Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность




"МНЕ ФАМИЛИЯ МОЯ ВСЕГДА МЕШАЛА..."

Интервью с Александром Александровичем Пушкиным
праправнуком великого поэта Александра Сергеевича Пушкина

ведет журналистка Татьяна Горохова


Врез: Он немногословен и предельно скромен. Интроверт. Его улыбка обезоруживает. Его манеры отличаются аристократизмом. Одет он модно.

А. А. Пушкин – главный редактор журнала Слово/Word, который уже много лет выходит в Нью-Йорке. Он – автор уникальной статьи "Всего лишь одна ветвь семейства Пушкиных", а также трех поэтических сборников: "Второй завтрак", "Уходя по-английски", "Произвол судьбы", изданных в разные годы. И много, много еще не опубликованного, сокровенного.

Он – волк-одиночка. Без потомков. Пятое поколение семьи А. С. Пушкина.





Т.А. Горохова: Александр Александрович, я вот о чем хочу вас спросить. У Анны Андреевны Ахматовой есть поэтическая строчка "Есть встречи случайные". Она это сказала, точно зная, что случайностей в жизни не бывает. А как вы относитесь к Провидению, к Року, к Воле Случая?

А.А. Пушкин: Положительно и убедительно. Верю.

Т.Г.: Выверующий человек, православный?

А.П.: Да.

Т.Г.: В этот приезд вы побывали в родовом имении Пушкиных в Михайловском (Пушкинские горы). Как вас приняли?

А.П.: В Михайловском музей открыт, но там никого не было, ни одного посетителя, кроме нас. И смотрители, конечно, очень удивились. Окружили нас. Кто это? Но мы не открыли страшной тайны. Что это Пушкин в Михайловском...

Там же идти полчаса по лесу, по лужам, по снегу...

Т.Г.: Когда последний раз вы были в Свято-Успенском Святогорском мужском монастыре, где похоронен Александр Сергеевич?

А.П.: Вот как раз сейчас и был. Это же есть в романах Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах". Так вот и монастырь сейчас весь в лесах. В горах и в лесах. И могила вся в лесах. Моя сестра работает в Свято-Успенском монастыре, а муж ее теперь отец Михаил. То был все Мишка, Мишка... "Как теперь к тебе обращаться?", – спрашиваю. "Отец Михаил", – отвечает.

Т.Г.: Да, это правильно. Именно так надо обращаться к духовному лицу.

Т.Г.: Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, о бабушке Кате, которая похоронена на Ваганьково. Какая она была? Какое влияние оказала на вас? Кто поставил памятник на ее могиле в виде ангела?

А.П.: Памятник поставил ее сын – дядя Миша, младший брат моего отца. А мой отец Александр был старшим. Дядя Миша – Михаил Георгиевич Пушкин – был скульптором-монументалистом. Одна из его работ – группа рабочих с винтовками, лопатами у метро "1905 года".

Бабушка Катя фактически меня воспитала. Даже мама моя сказала, что меня воспитала бабушка. Она меня учила хорошим манерам, иначе бы я их не набрался. Это самое элементарное, но нужное в жизни (рыцарство, интеллигентность для мужчины). А мать моя не из дворян.

Екатерина Александровна – дочь внука Александра Сергеевича, единственная, поздняя, присутствовала на праздновании 300-летия Дома Романовых. Во время торжественной процессии она сидела на плечах отца, и царевич Алексей улыбнулся ей. Она была из XIX века, а попала в XX. Она прошла все эти революции, все эти коммуналки – она прошла многое...

Екатерина Александровна, я считаю, прервала эту цепь Александров, хотя и назвала своего старшего сына – моего отца Александром. Но и я тоже ее прервал, потому что у меня детей нет.

А в Бельгии живет потомок А.С.Пушкина от его младшего сына Григория. Я недавно был на могиле у бабушки Кати.

Т.Г.: Однажды я была на одном литературном вечере. Там были пушкиноведы. Зашел разговор о дуэлях Александра Сергеевича. Я блеснула своими познаниями, сказав, что до роковой он нарывался сам на 10 дуэлей. Пушкиноведы меня поправили – на 15. Как вы относитесь к дуэлям? Почему, по вашему мнению, так поступал Александр Сергеевич? Что это – спор с судьбой или сознательный поиск смерти?

А.П.: Ни то, ни другое. Просто ему мало было. Он всем доказал, что он – великий поэт. Теперь ему надо было доказать, что он еще и Рыцарь, Защитник, Мужчина. Самому себе доказать и всему свету. Поэтому он и носил знаменитую троcть. А как лично я отношусь к дуэлям? По крайней мере лучше, чем мордобой.

Т.Г.: Согласна.

А.П.: Вот, например, мой отец Александр. В детстве бабушка Катя одевала его в девчоночьи платьица маленького, так было принято в дворянских семьях – мальчиков наряжать. А когда отец мой подрос, он стал накачиваться, боксом заниматься, то есть делать из себя мужика, а то бы так и остался – интеллигент паршивый.

Отец и дядя выросли в Брюсовом переулке. Но даже там приходилось выживать в Москве 30-х годов. Это была знаменитая Косауровка (сейчас там Министерство образования и просвещения). А раньше что-то барачное, нищенское. Там жили низы общества, в смысле моральном подзаборники. Хотя немного дворян еще оставалось в этих домах напротив церкви. И вот мой отец и его брат ходили как оборванцы, и познакомившийся с их матерью чернокожий писатель из Америки Гомер Смит недоумевал: "Почему потомки великого поэта России ходят в таком виде?" Он потом помогал им, привозил вещи из Америки, так что мой отец и дядя Миша одеты были во все американское.

Т.Г.: В каком году вы уехали? Что-то конкретное или?

А.П.: Конкретное. Но никакой политики. Хотя, постойте, политика все же была – тогда была антиалкогольная политика. Времена Горбачева. И мы у первомага "Универмайский" – у универмага "Первомайский", где вот эти розы вместе с тройным одеколоном – ну не комильфо.

Т.Г.: Ну и?

А.П.: Ну и это в частности. А вообще поехал "за любовью, не за туманом"... Вот как-то так. Но это долгая история...

Т.Г.: Александр Александрович, чем вы деньги зарабатываете, какой профессией?

А.П.: Мне 66 лет. Я пенсионер уже, а был таксистом. Тридцать пять лет за баранкой. С 1988 года. Еще работал учителем, преподавал в Америке в колледже русский язык. Я же закончил Московский педагогический институт (русский язык и литература). Тогда была потребность в русском языке, стремление его изучить, и знать, и читать русскую классику в оригинале, а теперь нет.

Т.Г.: Александр Александрович, что за медальон вы привезли из Америки, для чего?

А.П.: Это медальон Софьи Ланской (жены старшего сына Александра Сергеевича). Софья была племянницей Ланского, который на овдовевшей Натали Пушкиной женился! Такие медальончики со своим портретом серебряные Софья Александровна подарила всем своим детям. И у каждого они были, каждый носил их. И моя бабушка Катя носила: моя прабабка Анна Петровна – жена внука Пушкина – передала свой медальончик дочери.

И вот этот медальончик почему-то был у меня, а должен был быть у Кати (которая названа в честь бабушки Кати )– моей двоюродной сестры, дочери Михаила, скульптора. Я ей его и отвез.

Т.Г.: Этот медальон представляет из себя какую-то большую ценность, это драгоценная вещь с камнями?

А.П.: Нет, это просто память, просто память...



Р.S.

Гомер Смит – автор книги "Black Man in Red Russiа" ("Черный мужчина в красной России"), посвященной Екатерине Александровне Пушкиной, бабушке А. А. Пушкина.

"Второй завтрак", Слово/Word, Нью-Йорк, 1996

"Произвол судьбы", Слово/Word, Нью-Йорк, 2003

"Уходя по-английски", АСТ, Москва, 2015




© Татьяна Горохова, 2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2024.
Орфография и пунктуация авторские.

– Александр Александрович Пушкин –




 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность