Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




"...Но нет у меня ключа"


Рецензия написана для журнала "Русская речь" (СПб, май 2002)


Один из первых крупных литературных конкурсов в Сети АРТ-ТЕНЕТА 97 был богат на сенсации. Одной из них стало присуждение первого места в номинации "Поэзия" неизвестной даже в литературных кругах поэтессе из Читы Виктории Измайловой.

Уже в следующем году в "ГЕЛИКОНЕ ПЛЮС" вышла книга Виктории "Талисман", которая получила высокую оценку и профессиональных литераторов, и критиков, и читателей. Секрет стихов "Талисмана", думается мне, не только в редкой в наше время чистоте авторского зрения, искренности и непосредственности автора. Возможно, судей АРТ-ТЕНЕТ привлекло сочетание едва ли не детской лексики с большой смысловой нагрузкой текста и возникающим неожиданно и как будто даже не к месту литературным контекстом:

"...В том доме серьезные люди,
Хрусталь, и сверкающий кафель,
И девушки правильной профиль...
По клавишам бегает пудель,
Любитель печенья и вафель,
И кличут его Мефистофель."
("Ужасно линючие кошки...")

А может, судей подкупило явно песенное звучание многих стихов Виктории. Как говорит сама поэтесса, некоторые стихи она "поет под свой дрянной аккомпанемент". Впрочем, даже не положенные на музыку, тексты "Талисмана" завораживают непривычными ритмами:

"А как тополь сбреет бороду на дворе,
Выходи гулять по городу в сентябре,
Расстояния недальние, различи
Золотые да хрустальные кирпичи..."
("А как тополь сбреет бороду...")

Если говорить о литературных традициях, прослеживающихся в стихах Виктории Измайловой, то наиболее близки ей, наверное, "чистые лирики" второй половины XIX века Фет, Майков, Плещеев с их удивительной способностью проникать в душу природы. Именно она, Природа, в "Талисмане" - одно из главных действующих лиц или как минимум "говорящий" фон развивающегося сюжета.

"Сыпал град по черепице
Разудалые коленца,
Плавал лед в воде колодца
Тусклым бликом в леденце.
Утром ветер обратится
В бесприютного младенца
И от холода зайдется
Тонким криком на крыльце."
("Сыпал град по черепице...")

И еще Виктория Измайлова один из тех немногих авторов, которые умеют рисовать завершенные картины, сохраняя при этом в стихе какую-то недосказанность, загадку для читателя, отчего стихи становятся щемящими и надолго запоминаются:

"...Над лесом полоска света,
Серебряная парча.
Я знаю, где дверца эта,
Но нет у меня ключа."
("Под вечер в бору еловом...")




© Светлана Бодрунова, 2002-2022.
© Сетевая Словесность, 2002-2022.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Владимир Алейников: Галерея портретов: СМОГ [Что-то вроде пунктира. Наброски. Или, может, штрихи. Или краткие, из минувшей эпохи, истории. Или попросту - то, что вспомнилось мне, седому, прямо сейчас...] Яков Каунатор: Три рассказа [Однаако, - прошепелявил он. - Что мы видим здесь? А здесь, во-первых, многозначность, во-вторых, здесь мы имеем философический взгляд автора на глобальные...] Роман Смирнов: Прямоходящий муравей [Короче, на книгу нахныкав, / дам волю последним словам. / Так, в целом, и пишутся книги, / и ставятся подписи: "Вам!"] Евгения Серенко: Три рассказа [Необязательность встреч, лёгкость прощаний... ни слезинки, ни сожаления; плыла по жизни на светлом облаке, уверенная: так будет всегда...] Ростислав Клубков: Сестра Катерина [Здесь, на этом дворе, святая Катерина возвращала глаза слепым, возвращала калекам потерянные ноги и руки, воскрешала мертвых...] Аркадий Паранский: Повариха [Я посмотрел на лежащих в спальнике, спящих и чуть посапывающих женщин, наклонился, притянул к себе Оксану и нашёл своими губами среди лисьего меха её...] Илья Вересов: Сон других времён [а лучше ляг со мною на дороге / здесь воздух так натужно скроен / здесь слёзы в легких кипятит от зноя / здесь грёзы клерки крики всё без перебоя...]
Словесность