Алексей,
При всём моём уважении к Вам, как к организатору ТЗ и других значительных литературных сетевых проектов, не могу не сказать Вам, что заключительный тезис мне представляется в корне неверным. Я имею в виду пассаж, которым, фактически, Вы закончили статью:
"В случае интернет-сайтов игра не выступает как целенаправленный психотерапевтический фактор, она является лишь средством существования субкультуры интернет-сообщества, имеющего смысл постольку, поскольку оно является обобщённым, генерализованным потребителем информационных услуг."Вдумаемся в то, что постулируется во второй части этой фразы: что целью (и смыслом!) существования любого (и литературного в т.ч.) интернет-сообщества является ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ, - другими словами, покупка сетевого времени у провайдеров сети, потребление услуг, предоставляемых пользователям сетей на (литературных) сайтах, как то: право публикации собственных произведений, право участвовать в обсуждении собственных и чужих текстов, право оставлять комментарии, право участвовать в сайтовых мероприятиях, и т.п.
Каким бы идеалистичным это Вам ни показалось, хочу со всей категоричностью заявить, что главной целью пребывания людей на литературных сайтах является вовсе НЕ потребление "электронных благ" и услуг, предоставляемых провайдерами сети и владельцами сайтов, а ТВОРЧЕСТВО - своё и других авторов, а также возможность свободного ОБЩЕНИЯ - с теми, кому литература (в ЛЮБОМ её понимании) не безразлична.
Боюсь, что следуя концепциям теоретиков сетевой психологии, Вы совершаете ошибку - начиная путать лошадь с телегой; нельзя ставить телегу впереди лошади, какой бы замечательной эта повозка ни была. Не авторы существуют для разработчиков и владельцев сайтов (хотя те и могут, в известном смысле, рассматривать посетителей сайтов в качестве "товара"), но сайты (вместе с их владельцами) существуют для удовлетворения потребности большого числа талантливых и бесталанных авторов - во-первых, в творческом самовыражении (даже если это звучит патетично), а во-вторых, в виртуальном пространстве для общения (когда последнее становится импульсом к новому творчеству).
Как бы то ни было, хочу поблагодарить Вас за интересный и не перегруженный ненужными деталями экскурс в историю создания многих литературных сайтов, а равно и за попытку бегло обрисовать сложную динамику их взаимоотношений.
ЧГ