![]() |

|
С БОЛЬЮ О ЧЕЛОВЕКЕ
Фотографии: Николай Милешкин
Механическая модель тяжа хромосомыВ рамках проекта "Вселенная" прошёл вечер "Поговорим о бессмертии..."
Со времени выхода моей большой статьи "Поэтика и ментальность" о Фестивале поэзии в Бад Урахе в немецкоязычной газете "Нойес Лебен" прошло 20 лет, ...и вот я снова вижу в почте милые слова, зовущие в путь:
"Дорогие друзья!
Рад возможности пригласить Вас на моё выступление и беседу о бессмертии. Мне кажется, что эта тема давно назрела, но особенно актуальна она на фоне многих событий наших, времени и места.
Сердечно Ваш Бо"
Борис Шапиро снова приехал в Москву. Кто он?
Профессор практической философии, профессор математической и теоретической физики, доктор естественных наук Тюбингенского университета, теолог, еврейский двуязычный (немецкий и русский) поэт, прозаик, переводчик и теолог. Он - Мастер.
"Борис Шапиро - пилигрим седой,
паломник в непутёвую Россию.
А как дружили - не разлей водой.
Мы жизнь свою скорей всего прожили..."
- так сказал в одном из своих стихотворений поэт и друг Бориса Шапиро, сопредседатель Союза литераторов России Дмитрий Цесельчук.
Третий по счёту вечер Бориса Шапиро в проекте "Вселенная" состоялся 20 мая в Культурном центре академика Д. С. Лихачёва (первый вечер был посвящён его поэзии - на суд публики был представлен поэтический двухтомник "Три дуры" и "Си-бемоль"; второй - прозе, была представлена книга "Когда было тогда"), которого, кстати, Борис знал, ходил к нему на чашечку чая под философские беседы...
Дмитрий Лихачев, Юрий Влодов, и так хотелось познакомиться с Борисом Пастернаком...
Тема генетического детерминизма завела всех присутствующих. Но как подступиться к теме бессмертия?
Шапиро открывает нам Тору - уча как малых детей делать правильное ударение. Рассказывает легенду о Каине и Авеле - параллельно объясняя значение их имён - дав перевод с древнееврейского, - и открывается смысл - новое видение... Борис интригует: Жизнь (Каин) убивает Смерть (Авель) - и ведёт нас за собой дальше, вдруг как фокусник, доставая цепь, собранную из маленьких колечек, "ковровые кольца" из прошлого века, и произнося сакраментальную фразу: "Это - поэзия!". Теперь такие уже не производят. Эта цепь - механическая модель тяжа хромосомы. Для него этот своеобразный талисман, поэзия, образ непрекращающейся связи времён, цепочка родства, единства душ и ... начало пути в бессмертие.
Он всегда такой: добрый и немного грустный, с юмором и серьёзный, точный в словах и иногда резкий, но всегда мудрый. Внимательность, чёткий выбор правильного слова позволяют точно отвечать на поставленный вопрос.
На мой взгляд, Борис Шапиро - яснослышащий. Он слышит именно то, что за словами хотел сказать тот, кто спрашивает. И всегда отвечает. Это как мячики бросать: вопрос-ответ.
Специально ограничив себя только литературной частью, не став загружать зрителей теоретической генетикой и фактами обновления клеток (а это целых 10 страниц), Шапиро прочитал отрывок из романа "Когда было тогда", одна из глав-фацетий которого так и называется "Бессмертие, показательство, понимабельность". В ней показано, как может быть достигнуто индивидуальное бессмертие биологических организмов в информационном равновесии с эволюцией популяции. А далее совершенно непредсказуемая реакция советского общества и его власть имущих на саму тему, на возможность стать разумно-бессмертными.
После чтения отрывка из романа была дискуссия. Один из слушателей, учёный, так насел на поэта, что пришлось ограничить его во времени и установить очередность.
- А вы знаете, что такое друг? - вдруг делает выпад Борис. И сам же отвечает на свой вопрос:
- Друг - это другой я. Вот вы все пришли сюда ко мне, вы здесь со мной и это - важно, это - главное. Жизнь еще не прожита, она проживается дальше, она утекает в бессмертие.
Вопросы из зала:
- Что Вас подвигло на то, чтобы вытащить эту жутко интересную информацию на свет Божий?
- Папа, только мой папа, отвечает Борис, ...потому что для меня лично всё это не очень важно, а вот когда я почувствовал, что рядом с папой появилась тень смерти и страх меня обуял, я понял, не хочу, чтобы он умирал...
- Я многого не знаю... Я хочу меняться ... непредсказуемость - вот что жальче всего оставить на Земле, развитие личности продолжается всю жизнь.
И ещё, Борис Шапиро - человек с древними корнями, его предки, согласно семейной легенде, служили в Храме во времена царя Соломона, были ювелирами, изготавливали драгоценности и храмовую утварь.
Вспомним его замечательную повесть "Die Stimmen", в переводе на русский "Голоса", - в ней он в увлекательной форме рассказывает о своей родословной, показывает читателям - откуда он пришёл. Это его начало - первая точка на пути в бессмертие.
Борис - хранитель древностей, он хранит глубочайшие, интереснейшие истории. Например, историю о Георгии Лангемаке и не только - остро, точно и с глубокой болью о человеке. То, о чём Борис Шапиро повествует нам, и есть жизнь.
© Татьяна Горохова, 2021-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2021-2025.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" Ирина Романец. Плеск моря в кончиках пальцев. Миниатюры. [Существуют ли ответы без вопросов и ключи без замков? Тени без света и музыка без слушателя?..] Юрий Бородин. Творческие портреты поэтов-современников. Цикл статей. [Автор анализирует творчество современных поэтов Дмитрия Мельникова, Сергея Пагына, Дмитрия Мальянца, Ольги Старушко и Ивана Плотникова.] Борис Кутенков. Избранные записи из телеграм-канала – 2025 год. Часть I. [Сформулировал для себя критерии обывательского отношения к литературе...] Владимир Алейников. Ангелы. Эссе. [О художнике Александре Харитонове (1932—1993), одном из мастеров "советского неофициального искусства".] Владимир Серебренников (1968-2021). Отсутствующий пейзаж. [Останется одно в конце концов / прошедшее оснастку и огранку / воспоминанье – бывшее лицо / действительности, вправленное в рамку...] Ника Батхен. Места и имения. [Жребий канет в море, море станет фоткой, / Буква станет словом, слово станет ноткой, / Песня станет ветром, осенью задует, / В облака подбросит...] Андрей Бычков. На пороге. Рассказ. [Вэнкси принадлежал к той особого рода дорожной полиции, которая сбивала людей, переходящих улицу в неположенных местах...] Надежда Герман. Ледяная леди Изольда. Пьеса по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Часть 3. [Любая умная девочка, если её принять в мальчишечью игру на равных, сумеет очень быстро доказать, что игра эта – глупая и не интересная...] Леонид Георгиевский. Гадание по динамическому протоколу (О книге СКК "Эзотопы"). Рецензия. [Это своего рода поэтическое технофэнтези, героем или повествователем которого может стать кто угодно...] Литературные хроники: Владимир Буев. Писательница, которая в Антарктиде хотела обнять пингвинов, но ей не разрешили. [Встреча в Булгаковском доме, в рамках литсалона Андрея Коровина, с поэтом и прозаиком Анной Харлановой, названная "литературным стендапом о премии...] Литературные хроники: Зина Виноградова. Не ленив и очень любопытен. [Презентация книги Алексея Гушана "Рейсовый автобус" в Московском КЦ имени Д.С.Лихачёва в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Артём Ангелопуло. Одинаковые сны. [только шёпот / может выйти наружу и жить отдельно / как некогда облака / отпали от крыльев ангелов...] Читайте также: Евгений Антипов. Лев Толстой как неопознанный феномен | Вячеслав Арасланов. Надо жить, наверное, попроще... | Андрей Баранов. На излёте лета | Евгений Волков. Координаты изгнания | Надежда Герман. Ледяная леди Изольда | Сергей Николаев. Ожог сердца | Лев Ревуцкий. Я вышел за ворота | Айдар Сахибзадинов. Неандерталец | Павел Соловьёв. Стихотворения | Всё чётко, или И подснежник может стать домом | Интервью с Владимиром Алейниковым к 60-летию создания СМОГа | Дмитрий Аникин. Песочный человек | История с превращением или как Саша Самойлик написала книгу | Юрий Бородин. Эволюция поэзии | Владимир Буев. Андерсен, братья Гримм и Санди Саба – близнецы-братья? Кто более матери-истории ценен?