Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность



ИДУ СВОЙ ПУТЬ


 


      ЗАКАТОМ ОМЫТЫЙ

      Закат вдруг нахлынул потоком
      малиновой лавы с небес,
      и я в нём, могучем, глубоком,
      уплыл, растворился, исчез.
      И был я, потоком несомый,
      омыт до нетленья почти –
      и стал, как душа, невесомый.
      Почти невесомый, почти...

      _^_




      ОБМЕННЫЙ КУРС

      По обменному курсу войны "баш на баш"
      конвертируют нас мой "калаш", твой "калаш",
      но, похоже, срывается сделка.
      Сухо клацнут затворы в твоём и в моём...
      Что, выходит, ещё поживём? Поживём,
      раз бесплодно прошла перестрелка –
      мы в цене не сошлись, закадычный мой враг,
      возвращайся в блиндаж и на нары приляг,
      покемарь чуть до нового боя.
      Впрочем, лучше помайся, без сна полежи,
      сколько правды в тебе, подсчитай, сколько лжи,
      по какому тут курсу меняется жизнь,
      если жизнь здесь чего-нибудь стоит...

      _^_




      НУ, ЧТО ТЫ, МАМА...

      Ну, что ты, мама, что ты, что ты
      бросаешь косточки на счётах,
      балансы сводишь для отчётов –
      и не кончается работа...

      А в небе зарево пылает, смотри, какой закат багровый –
      и строчки, строчки птичьей стаи, не разобрать в них и полслова...

      Смотри же, мама, вечер дивный,
      и сладко тянет с гор прохладой,
      в Куре полощут ветви ивы,
      и распеваются цикады
      в траве густой и духовитой,
      и воздух, как хрусталь, прозрачен...

      И скачет
      по тропинке мячик,
      похоже,
      всеми позабытый.

      _^_




      А ПОКА ЛИ...

      Там, где я стоял, плавились края,
      и земля стекала в тёмный зев провала
      прахом, плотью тленной, мёртвою вселенной,
      в кротову нору, в чёрную дыру.
      И деревья в муке простирали руки
      в небо за защитой, но, сойдя с орбиты,
      небо утекало – и его не стало...
      Нет теперь небес. Проживём ли без?
      Нет теперь земли. Не уберегли...

      _^_




      НАПРЯМУЮ

      Я по жизни иду напрямую,
      не петляя, чтоб сбить со следа,
      всё, что выпадет, то и приму я,
      ни судьи не боясь, ни суда,
      ни навета, ни взгляда косого,
      ни засады лихой за углом...
      Упаду? Ну, так встану же снова –
      и пройду всем напастям назло!
      По прямой, не в обход, не по краю,
      не по лёгкой дорожке за мзду...
      Не найдется дорога прямая –
      ну, так что ж: проложу и пройду.

      _^_




      БРОНЯ

      Что хранит нас здесь, в огне?
      Их любовь. К тебе, ко мне...
      Наша к ним любовь хранит
      в эти огненные дни.
      Вот такая, брат, броня:
      любят нас – тебя, меня;
      любим мы. И в эти дни
      нет для нас важней брони.

      _^_




      НЕ ТАКОЙ

      На душе такой покой,
      но – какой-то не такой...
      Он похож собой слегка
      на покой особняка:
      в нём давным-давно темно,
      словно всё завершено –
      и безделье, и дела...
      Лучше б он
      сгорел
      дотла...

      _^_




      ОДИН ЛИШЬ Я...

      Вот я лежу на поле Куликовом,
      на Прохоровском – это тоже я,
      и здесь я лягу – в поле васильковом,
      луганском поле, прямо у ручья.
      В полях времён и близких и далёких –
      один лишь я, хотя и многолик.
      Вороний грай, орлиный хищный клёкот,
      что надо мной, и человечий крик
      звучат то плачем вдовьим, то проклятьем,
      а то сливаются в надрывный вой,
      и все невесты в подвенечных платьях
      стоят, объяты мёртвой тишиной.
      Во всех веках, на рубежах разломных,
      в горах, болотах, посреди равнин,
      во всех полях моей страны огромной –
      один лишь я, её любимый сын...

      _^_




      ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ

      Люди смеются и плачут,
      жизнь не кончается, значит,
      есть в ней и радость и горе,
      значит, не будем о вздоре –
      об аритмии сердечной,
      станции близкой конечной.
      Всё это правда, но всё же,
      путь свой недолгий итожа,
      мы на подходе к порогу
      скажем о добром итоге:
      люди смеются и плачут –
      жизнь не кончается, значит...

      _^_




      НАРИСУЙ МЕНЯ, ХУДОЖНИК

      Кто я? Времени заложник...
      Нарисуй меня, художник,
      вот как есть – лицом к стене,
      пусть останется мой образ,
      как мне ствол упёрся в рёбра
      примирительно вполне.
      Ну, не ствол, так значит ножик...
      Нарисуй, как время может
      примирять с собой. Давай,
      напиши картину маслом,
      как во времени увяз я
      ненароком, невзначай.
      Напиши картину в стиле
      реализма или... Или
      намазюкай кое-как,
      наплевать – рисуй, как можешь:
      время, я, его заложник,
      в окружении зевак...

      _^_




      НЕПОСЛУШНЫЙ

      Я видел шарфик до того воздушный,
      что он не падал, а всё плыл, и плыл,
      был притяжению земному непослушный,
      он просто был, вот просто был и был.
      Никто не ведал, по какой причине
      слетел он с чьей-то шеи лебединой,
      но было видно зрячим и незрячим,
      что он не таял в мареве горячем –
      он просто был. Вот просто был и был.
      Был невесомый и такой воздушный,
      что, притяжению земному непослушный,
      он всё не падал. Он всё плыл и плыл...

      _^_




      САЛАГА

      Как солнечно, ребята, как прозрачно,
      как благодушно пение цикад...
      Браток, ну, что ты мнёшь без толку пачку –
      ты закури, пыхни дымком в закат.
      Хороший вечер. Правда, без натяжки...
      Как остро всё я чувствую сейчас,
      я даже слышу ручеёк в овражке,
      а я его совсем не замечал,
      когда тем самым узеньким оврагом
      к "опорнику" пробрался стороной...
      Прощайте, парни, помните Салагу!
      Хороший ведь, ей-Богу, позывной...

      _^_




      РАСХОД

      В жизни было много дней –
      как зерна в чувале.
      Всё пустей чувал, пустей:
      время, жадный воробей,
      всё зерно склевало...

      _^_




      ПРОГУЛКА

      Ступи со мной на лунный свет,
      он проведёт по тёмным водам,
      к ведущим до любых планет
      таким же лунным переходам.
      Какую хочешь, выбирай
      планету – все они прекрасны,
      смотри: на этой – вечный май,
      на этой – облака атласны,
      златые пляжи, моря синь
      и солнце в точности, как наше,
      и скудость жалкая пустынь,
      и буйство плодородных пашен.
      Пройдём по каждой – от и до,
      до мест до самых необжитых,
      где не был, кроме нас, никто
      ни с нашей, ни с чужой орбиты.
      А хочешь, дом построим там,
      в какой-нибудь из тех Вселенных,
      где свет струится по ночам
      дорожкой по волнам кипенным.
      Там, ночью долгою без сна,
      когда-нибудь поймём: всё просто,
      ведь это местная луна
      зовёт на звёздный перекрёсток –
      тот самый...
      Там нас ждёт она –
      земная спутница Луна.
      Её мерцающей тропой
      пойдём домой.

      _^_




      ЖРЕБИЙ

      Ковыряли землю, ковыряли, в небе птицы пели и рыдали,
      и теряли перья на лету,
      и окопы, смертные каналы, где вставали мы из-под завалов,
      нас вели, когда невмоготу,
      прямо к лестнице невидимой на небо. С облегченьем принимая жребий,
      мы стволы бросали в борозду.
      Но в окопах и без нас горело, и за телом опадало тело,
      сплошь тела, тела, тела...
      И мело свинцовою пургою, и у тех, кто выжил после боя,
      в душах было выжжено дотла.

      _^_




      * * *

      Роди меня, неприхотливый случай,
      когда-нибудь опять на горных кручах,
      где спит туман и обитают джинны,
      где воду пьют из родников кувшины.
      Роди меня, не мудрствуя лукаво,
      там, где седеют льды на горных главах
      и где в ущельях бурные потоки
      отвесным скалам намывают щёки.
      Роди меня, не ведая сомнений,
      там, где на солнце выгорают тени
      до белизны почти до самой снежной –
      и остывают дочерна, как прежде.
      Роди меня без всяких колебаний
      не где-нибудь в Небраске, на Кубани,
      не на Майорке, не в Тулоне, не в Алжире –
      услышь же вопиющего в эфире:
      роди меня, не подведи, дружище,
      в том самом месте, лучшего не сыщешь,
      где и рождался я во всех прошедших жизнях, –
      в единственной вовек моей Отчизне.

      _^_




      КРУГОЗОР

      Война сужает кругозор
      до сектора обстрела,
      до простоты: приклад, затвор
      и линия прицела.
      А кругозор – пустяк в бою,
      задвинь его поглубже,
      иначе быстро отпоют,
      а может даже хуже –
      не отпоют, не до тебя,
      дела есть неотложней,
      вон танки башнями горбят,
      пыля по бездорожью.
      Им наплевать на твой IQ,
      талант, ума палату...
      Ты будь, братишка, начеку,
      и приготовь гранату.
      Всему свой час, своя пора –
      и кругозору тоже:
      сейчас мы держим сектора
      и не держать не можем.
      Держать – всему наперекор,
      и нет другого дела!
      Война сужает кругозор
      до сектора обстрела...

      _^_




      ОЖИДАНИЕ

      Как остро сосульки глядят на прохожих,
      как будто пытаясь понять и учесть,
      насколько прохожие те толстокожи,
      и что там за кожа – броня или жесть?
      Поймут и учтут – и притихнут до срока,
      до случая сверить расчёты и факт,
      и ждут, зацепившись за край водостока,
      в надежде на тесный предельно контакт.
      И кажется каждой, что близится случай,
      когда ненароком подставится цель.
      Но солнечный, всё понимающий лучик
      согреет сосульки – звени же, капель!
      Звени, веселись, не выискивай цели
      и радуйся, что не содеяла зла.
      А мы будем помнить: чтоб пели капели,
      всего-то и нужно – побольше тепла!

      _^_




      УТРЕННИЙ РИТУАЛ

      Журавль хранит в колодце тишину,
      а я её в урочный час вспугну,
      ополоснёмся оба знобкою водою –
      и посидим, обсохнем на ветру,
      я ей по дружбе что-нибудь совру,
      быть может, грустное, а может быть, смешное.
      Для нас давно привычный ритуал,
      я столько баек выдумал-соврал,
      над ними вместе мы грустили, хохотали.
      Журавль, к моей привычный трепотне,
      засмотрится, как реет в вышине
      клин журавлиный – и замрёт в немой печали...

      _^_




      НЕ КАРАЙ, ГОСПОДИ

      Грянешься оземь, укрывшись за кочкой,
      чуть продохнёшь, вновь подымешься в рост,
      снова елозишь под огненной строчкой:
      врёшь, не возьмёшь! – прорывается злость.

      ***

      Небо сочится назойливой влагой,
      вот и влипай в вездесущую грязь...
      Может случиться, что здесь мы и ляжем –
      не забывайте молиться за нас.

      ***

      Всюду кресты и горящие хаты,
      и не сыскать неизбитой земли.
      Господи, будешь карать виноватых,
      нас не карай – мы уже полегли...

      _^_




      МАЙСКАЯ БЕСЕДКА

      Беседка прячется в сирени,
      и в ней танцуют светотени,
      витают запахи, цветочны...
      Всё пасторально и лубочно,
      и я, увлёкшись писаниной,
      не выбиваюсь из картины.
      Пишу, черкаю раз за разом,
      никак не вызревает фраза –
      и то не так, и сё не этак,
      то тени перебор, то света.
      Никак я фразу не настрою,
      чтоб было всё, как есть – живое:
      сирень, беседка, тени, танцы
      и небо в солнечном румянце,
      и басовитый гуд шмелиный,
      и трели песни соловьиной.

      _^_




      ИДЁТ ВОДА

      Опять разлив... Опять идёт вода,
      как чёрный день, темна и непроглядна,
      как на погромы жадная орда –
      идёт вода, да будь она неладна!
      Опять зальёт по окна, по конёк,
      и сгонит всех с захваченных подворий,
      и слова ведь не скажешь поперёк,
      идёт вода, и с нею не поспорить.
      Ну, как ей скажешь слово супротив –
      стихия, необузданная сила...
      Одним живёшь: не вечен же разлив –
      сойдёт вода, как и всегда сходила.
      Опять разлив... Опять идёт вода,
      как чёрный день, темна и непроглядна,
      как на погромы жадная орда
      идёт вода, да будь она неладна!
      Опять зальёт по окна, по конёк,
      и сгонит всех с захваченных подворий,
      и слова ведь не скажешь поперёк,
      идёт вода, и с нею не поспорить.
      Ну, как ей скажешь слово супротив –
      стихия, необузданная сила...
      Одним живёшь: не вечен же разлив –
      сойдёт вода, как и всегда сходила.

      _^_




      НА НОСИЛКАХ

      Когда меня тащили в тыл
      на жёстком полотне носилок,
      так пахли травы и цветы,
      что душу в небо уносило.
      И с нею говорил старик,
      как будто бы давно знакомый,
      и через сад вёл напрямик
      к стоящему поодаль дому,
      а по дороге угощал
      иссиня-чёрной шелковицей.
      И словно сон меня смущал –
      тот сон, что напоследок снится,
      но старец пальцем погрозил:
      не торопись, покуда рано...
      И пробудился я в грязи,
      в бинтах, наложенных на раны,
      и понял, что всему свой срок,
      я здесь, видать, пока нужнее.
      И разгорается восток
      всё золотее, золотее...

      _^_




      НАГАДАЛИ

      По скоплению звёзд мы гадали с тобой,
      нагадали в межзвёздном пространстве пробой
      и пропали в космической бездне.
      На двоих – все галактики, уйма планет,
      и на каждой по-своему чудный рассвет,
      и светила на тропках небесных
      там свои, только к нам, словно Солнце, добры,
      как оно, на тепло и на ласку щедры,
      как желанных гостей привечают,
      и галактики, что нас дичились сперва,
      к нам по-дружески тянут свои рукава
      и на звёздных качелях качают.

      _^_




      ДЕТСКИЙ СОН

      Река течёт – и, словно наяву,
      я к морю по течению плыву.
      Ведь реки же вливаются в моря,
      а, значит, по течению не зря
      плыву. Неумолимый ток реки,
      влеки меня, влеки, влеки, влеки...
      Когда плеснёт солёною волной
      и чайки загорланят надо мной,
      скажу спасибо, добрая река,
      что принесла меня издалека.
      Ведь это же не снится мне, река?
      Иначе шутка слишком жестока...

      _^_




      УМНОЖЕНИЕ ЗАРИ

      Когда над морем нежно проступает
      чуть уловимый свет зари,
      я послушанье принимаю –
      тот свет добавить в фонари.
      И с той поры всегда, хотя б помалу,
      но в каждый встреченный фонарь
      я добавляю красок – алых,
      медовых, тёплых, как янтарь,
      опаловых, лазоревых, что море
      охотно дарит утренней заре,
      и золотых, как купола соборов,
      и медных, словно листья в октябре...

      _^_




      ОТПУСТИ

      Это воздух застыл и вода замерла,
      даже жилка не бьётся совсем на виске,
      даже пуля застряла в канале ствола –
      только скалы куда-то плывут по реке.
      Я дышу, но не слышу, как воздух гудит
      по просторам души, по её площадям.
      Что ты хочешь сказать мне, сержант Айболит?
      Не виси надо мной, дай пролиться дождям,
      дай пробить им застывшее это ничто
      и омыть мой уже холодеющий лоб,
      а потом положи на лицо мне платок
      и заплачь, если хочешь. И можешь – взахлёб...
      И пусти меня плыть неподвижной рекой
      вслед за скалами, что уплывают по ней
      на восход ли, закат ли, но яркий такой!
      Отпусти – здесь гораздо, гораздо темней...

      _^_




      ЭТО ВАЖНО

      Вот я стою, и глаз моих разрез –
      угадывай, с какого издалёка?
      Один мой предок слушал полонез,
      другой за Волгой басовито окал,
      а третий нежно пестовал лозу
      и проклинал османские набеги.
      Кто так и прожил жизнь свою внизу,
      а кто-то вышел даже в атабеги...
      А ныне вот и я свой путь иду,
      и кровью предков, смешанною в венах,
      в другие реки навсегда впаду –
      и это важно необыкновенно.

      _^_




      САД

      Я помню, как сажал, выхаживал, лелеял,
      был каждому листку и каждой почке рад,
      и небо с каждым днём казалось голубее
      лишь только потому, что подрастает сад.
      Он вырос, наконец. И ветры в пышных кронах
      смиренно гладят птиц и что-то шепчут им,
      а как сойдёт туман, в белесых балахонах
      теряется мой сад, почти неощутим.
      Я сквозь туман иду, нащупывая слепо
      шершавые стволы в текучей пелене,
      и слышу, как в листве звучит невнятный лепет –
      и кажется, что есть в нём что-то обо мне...

      _^_




      ХОРОШИЙ СНИМОК

      Внуку Максиму

      Иди, послушай, как ручей звенит,
      как музыка его неизъяснима...
      Сними меня на старенький "Зенит"
      и сохрани на память этот снимок.
      Пусть он, как есть, меня отобразит –
      мои седины и мои морщины –
      за столько лет и столько долгих зим
      я стал похож на артефакт старинный.
      "Зенит" не приукрасит, не соврёт,
      а память вообще не терпит фальши:
      немного ретуши – и я уже не тот,
      ещё чуть-чуть – и от меня всё дальше.
      Прислушайся, о чём ручей звенит,
      ведь он глубок, ты не гляди, что мелко...
      Сними меня на старенький "Зенит".
      Хороший будет снимок. Не подделка...

      _^_



© Юрий Гладкевич (Юрий Беридзе), 2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Лев Ревуцкий. Рассказы. ["American Dream", спросите вы? Нет, отвечу я. Такова сила материнской любви. Ну и немного везения. Без мамы, её любви и поддержки не было бы ни американской...] Алёна Цами. Босиком по небу [Так уж устроен человек, что в майский полдень он сравнивает облетающие лепестки вишен с первым снегом, а первый снег – с лепестками вишен...] Владимир Буев. Ольга Чикина: "Люди сделаны из звёзд" [Вечер барда Ольги Чикиной в московской библиотеке Лермонтова в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри".] Владимир Ив. Максимов (1954-2024). Эхо на реке [Запомни запах скошенной травы, / Испей воды из родниковых братин... / В поэзию поэтам вход бесплатен. / Для остальных – увы, увы, увы...] Юрий Гладкевич (Беридзе). Иду свой путь [Как остро сосульки глядят на прохожих, / как будто пытаясь понять и учесть, / насколько прохожие те толстокожи, / и что там за кожа – броня или...] Роман Смирнов. Сны Иезекииля [...найти ещё одну связать века / мост подвесной пройти и поклониться / но не подняться выше языка / и ниже немоты не опуститься...] Андрей Коровин. Из книги "Любить дракона" – (2013) Часть I [ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены...] Андрей Бондаренко. Тела небесные и личные тела [я умею / складываю все под ноги / чтобы ходить / шаг за шагом и раз за разом / по мозаичному мосту в реальность] Николай Киселёв. Я – главная посредственность [и шкет бежит с огромным рюкзаком / шуршит домой болоньево штанами / а я шагаю в школу по кривой / учить детей любви и состраданию] Дмитрий Песков. приходит мартин cкорсезе [приходит мартин cкорсезе говорит привет / я сейчас снимаю фильм про индейцев / там для тебя есть одна / очень важная роль] Эмкей (Алексей Валлен). Такое кино [Рассеянно / капает дождь над Сеною. / Между лопаток пальчиком / трогаешь: "Всё потрачено..."]
Словесность