Словесность

[ Оглавление ]







КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




ВЕЧЕР  АРТ-ТЕРАПИИ  НАДИ  ДЕЛАЛАНД


Бормочу на ходу лисенку и пауку
незнакомую толстую тихую пе-сен-ку...
Надя Делаланд  


В арт-кафе "Д`Иван" открылся проект "Вселенная", заявленный Николаем Милешкиным. Первым гостем "Вселенной" стала поэт, арт-терапевт, кандидат филологических наук Надя Делаланд.

Нам, довольно большой группе слушателей, предложили познакомиться с рядом базовых психологических техник, позволяющих войти в состояние, с одной стороны, расслабления, с другой - концентрации. Эти техники сами по себе обладают терапевтическим потенциалом, но в данном случае они были необходимы для того, чтобы повысить порог восприятия для окружающих нас (довольно интенсивных) звуков и понизить порог восприятия для стихотворных текстов и таким образом создать условия для более глубокого взаимодействия со стихами, включить различные сенсорные каналы и расширить представление о зарождении, бытовании и воздействии поэзии.

Надя начала вечер с определения того, что такое вдохновение. Вдохновение - это измененное состояние сознания. В этом состоянии может происходить много удивительных вещей. Например, такое явление восприятия действительности, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это совмещение сенсорных каналов, при котором раздражение в одной сенсорной системе ведёт к непроизвольному отклику в другой сенсорной системе называется синестезией (в переводе с греческого "единство чувств", "соощущение"). Подобное эмоциональное восприятие мира в разных измерениях, когда, например, цифры или буквы воспринимаются окрашенными, а краски и цвета - звучащими, присуще многим поэтам, художникам, композиторам, вообще, людям творческим. Таких людей называют синестетами. Вот, например, рассказала Надя, у Владимира Набокова был такой распространенный вид синестезии: он видел цвет букв и звуков. Это было в какой-то мере наследственное, потому что у его матери тоже была синестезия. Она видела гласные звуки как цветные стеклышки, а он видел - согласные, в которых было много оттенков. Василий Кандинский также был синестетом. Или, например, Соломон Шерешевский. Причем врожденным синестетом. Когда ему давали стимул - звук, например, он не просто его описывал, как его описывает обычный человек. Он описывал его вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Это то, что позволяло ему гораздо глубже запоминать то, с чем он соприкасался.

Вообще, по словам Нади, человек рождается синестетом. К 8-11 месяцам у нас эти синоптические мостики отмирают и сенсорные каналы сепарируются: мы начинаем глазами только видеть, ушами только слышать и так далее. Но у некоторых людей в измененных состояниях сознания воскрешается эта способность. Удивительная способность, которая потом находит свое отражение в произведениях искусства.

Примечательно, что синестезия весьма полезна для запоминания. Начинаешь проводить через сенсорные модальности то, с чем ты соприкасаешься, о чем думаешь, феномены окружающего мира становятся гораздо объемнее и в итоге запоминаются лучше.

Внимательным слушателям предлагались различные задания, помогающие проводить через сенсорные модальности различные цвета, звуки и тактильные ощущения. Мы наполнялись цветом, потом пытались отгадать, каким цветом наполнен партнер, а после этого описывали наши впечатления...

Мы слушали стихи Всеволода Некрасова, Иосифа Бродского... Слушали их, как просила Надя, - телом, помещали внутрь себя и пытались понять тот отпечаток, те ассоциации, которые внутри нас возникают, проводили их по сенсорным каналам и таким образом восстанавливали атмосферу всего стихотворения, как по капле восстанавливают море...

Знаменательно, что подобные занятия позволяют выйти за рамки речевого автоматизма. В самом широком смысле, речевой автоматизм - это акт, происходящий без непосредственного участия сознания, автоматически, машинально. В более узком значении, речевой автоматизм определяется как различные по своей сложности, сохраненные в долговременной памяти последовательности, которые вызываются из памяти и используются в речи. Они характеризуются определенной степенью неизменяемости, устойчивости и шаблонности, что, конечно же, не может способствовать их использованию в поэтических текстах, претендующих на оригинальность, непохожесть, незаемность. На индивидуальность. На уникальность.



А лучшей иллюстрацией синестезии в поэтическом творчестве может послужить стихотворение Нади Делаланд:


мне холодно светло и далеко
весенне и объемно светло-желто
воздушно и на взлете напряженно
потом легко
мне медленно и плавно и еще
довольно долго для одной улыбки
но можно плакать и ползут улитки
гурьбой со щек
мне правильно так и должно идти
лететь и плыть лежать и продолжаться
понять смеяться больше не сражаться
совсем простить
мне кажется я знаю для чего
вот только обернуться и поймаешь
капустница летящая из мая
зачем живешь?



© Вера Липатова, 2018-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Эльдар Ахадов. Баку – Зурбаган. Часть II [Эта книга не-прощания с тобой, мой Баку, мой сказочный Зурбаган, мой город Ветров, город осеннего Бога с голубыми глазами небес.] Яков Каунатор. В своём отечестве пророк печальный... [О жизни, времени и поэзии Никoлая Рубцова. Эссе из цикла "Пророков нет в отечестве своём..." / "Всю жизнь поэт искал свою Пристань, Обрёл он...] Рассказы участников VI Международной литературной премии "ДИАС" [Рассказы участниц казанской литературной премии "ДИАС" 2024 Любови Бакановой, Александры Дворецкой и Лилии Крамер.] Полина Орынянская. Холодная Лета, горячие берега [Следи за птицей и закрой глаза. / Ты чувствуешь, как несговорчив ветер, / как в лёгких закипает бирюза / небесных вод и канувших столетий?..] Александр Оберемок. Между строк [куда теперь? о смерти всуе не говори, мой друг-пиит, / зима, крестьянин торжествует, а мачта гнётся и скрипит, / но надо жить, не надо песен ворью...] Полина Михайлова. Света – Ора [Этот новый мир ничего не весил, и в нём не было усталости, кроме душевной...] Марина Марьяшина. Обживая временные петли (О книге Бориса Кутенкова "память so true") [В попытке высказать себя, дойти до сути ощущений, выговорить невыговариваемое, зная, что изреченное – ложь – заключается главное противоречие всей книги...] Александр Хан. Когда я слушал чтение (о стихах Юлии Закаблуковской) [Когда я слушал чтение Юлии Закаблуковской, я слушал нежное нашептывание, усугубляемое шрифтом, маленькими буквами, пунктуацией, скобками, тире...] Юлия Сафронова. Локализация взаимодействий [Встреча с поэтом и филологом Ириной Кадочниковой в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри". Тенденции развития современной поэзии Удмуртии.] Татьяна Мамаева. Игра без правил [Где нет царя, там смута и раздор, – / стрельцы зело серьёзны, даже слишком, – / Наш царь пропал, его похитил вор / немецкий мушкетер Лефорт Франтишка...]
Читайте также: Эльдар Ахадов. Баку – Зурбаган. Часть I | Галина Бурденко. Неудобный Воннегут | Владимир Буев. Две рецензии | Ольга Зюкина. Умение бояться и удивляться (о сборнике рассказов Алексея Небыкова "Чёрный хлеб дорóг") | Александр Карпенко. Крестословица | Андрей Коровин. Из книги "Пролитое солнце" (Из стихов 2004-2008) – (2010) Часть II | Елена Севрюгина. "Я – за многообразие форм, в том числе и способов продвижения произведений большой литературы" | Виктория Смагина. На паутинке вечер замер | Елена Сомова. Это просто музыка в переводе на детский смех | Анастасия Фомичёва. Непереводимость переводится непереводимостью | Владимир Алейников. Моление в начале ноября | Ренат Гильфанов. Повод (для иронии) | Татьяна Горохова. Живое впечатление от Живого искусства (Духовное в живописи Александра Копейко) | Наталья Захарцева. Сны сторожа Алексеева | Надежда Жандр. "Чусовая" и другие рассказы
Словесность