Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




        

ЧЕРЕЗ  ПОЭЗИЮ  К  ВЕЧНОЙ  ЖИЗНИ

В клубе "Образ и мысль" состоялись очередные чтения,
посвящённые рано ушедшим поэтам


В быту тяжелы, но однако легки на поминках,
Вот тогда и поймём, что цветы им, конечно, к лицу.
Александр Башлачёв



Амарсана Улзытуев рассказывает о Дондоке Улзытуеве


Евгения Баранова рассказывает о Владе Клёне


Андрей Фамицкий рассказывает об Аркадии Брюте


Борис Кутенков читает стихотворение Макса Батурина
Фото Елены Семёновой


Борис Кутенков читает рассказ Патрика Валоха о Рафале Войчеке


Борис Режабек рассказывает о Борисе Габриловиче


Ирина Суглобова рассказывает о Марине Георгадзе


Лилия Зинченко рассказывает об Алексее Капустине


Анастасия Лукомская рассказывает об Иване Масалове
Фото Сергея Казьмина


Николай Милешкин

Почему многие поэты закончили свой путь так рано? Как долго могли бы прожить, будь они обычными людьми? Может быть, ранняя смерть - дорогая плата за Божий дар? Эти вопросы всегда притягивали внимание, заставляя иначе вчитываться в стихотворные строчки, искать в них дополнительные смыслы и тайные знаки, мистические откровения и пророчества. Человек любит разгадывать загадки, и пока мы смертны, эта тема не перестанет быть важной и волнующей.

26 апреля в московской библиотеке N175 состоялась презентация поэтической антологии "Уйти. Остаться. Жить", посвящённой творчеству и сложной судьбе поэтов, ушедших из жизни молодыми в конце XX - начале XXI века. Книга вышла по итогам ежегодных литературных чтений "Они ушли. Они остались", основанных в 2012 году поэтом и критиком Борисом Кутенковым и Ириной Медведевой - матерью Ильи Тюрина - талантливого поэта, не дожившего до двадцати лет. Чтения вызвали огромный интерес из-за глубины и актуальности вопросов, которые они затрагивают, а также высокого уровня самих текстов. О жизни и творческой судьбе поэтов рассказывают не только профессиональные литературоведы, но также друзья и родные, может быть, поэтому выступления так эмоциональны и правдивы. Каждый рассказ - это личная история, возможность почувствовать, каким был человек, жизнь которого оборвалась так внезапно.

Вечер традиционно начался с выступления ведущих (составителей антологии Бориса Кутенкова и Елены Семёновой, а также Николая Милешкина, организовавшего в клубе "Стихотворный Бегемот" цикл встреч, посвящённых ушедшим поэтам. Говорилось о сложном соотношении этического и эстетического - ведь каждый выступающий сам выбирает, чему уделить больше внимания, биографии или самим стихам, о неокрепшем сознании, зачастую не способном выдержать глубины и напора прозрений, о мистической загадке, которая кроется в преждевременной смерти каждого поэта.

Программа была построена таким образом, что в начале звучали стихи тех, кого не стало в этом году, потом - рассказы о поэтах, чьи имена уже звучали на литературных чтениях "Они ушли. Они остались", и далее - к контексту советской эпохи. География мероприятия не ограничилась нашей страной - Евгения Баранова рассказала об украинском поэте и культуртрегере Владе Клёне, погибшем из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи при инсульте, Андрей Фамицкий - об Аркадии Брюте, белорусском поэте, оставившем после себя около двадцати тетрадей стихов и рассказов, не менее интересным было заочное выступление Патрика Валоха о польском андерграудном поэте Рафале Войчеке - культовой фигуре своего времени. Особенный колорит внесло выступление Амарсаны Улзытуева о его отце Дондоке Узылтуеве и другом бурятском поэте - Намжиле Нимбуеве , стихи первого прозвучали в оригинале - на бурятском языке. Андрей Демыкин предстал перед слушателями не только как поэт, но и как прекрасный художник.

Поразительно, насколько похожими оказались герои вечера и их судьбы - как будто их специально такими подбирали. Обаятельный и жизнелюбивый Никита Титаренко, тонкий и мудрый не по годам Алексей Капустин (запомнились его слова о том, что хорошая книга всегда открывается внутрь), ироничный и эксцентричный Макс Батурин, писавший заметки о соседях по палате в психиатрической больнице, основатель группы "Калинов Мост" Дмитрий Селиванов . Юрий Галансков - правозащитник и автор остросоциальной лирики - стал жертвой политических репрессий и умер в тюрьме, а совсем молодой Вадим Делоне, участник демонстрации против ввода войск в Чехословакию, был вынужден навсегда покинуть родину. Если бы все эти люди однажды встретились, они бы наверняка поняли друг друга и легко нашли общий язык.

Во время выступлений не раз звучала мысль о том, что поэты живут на границе жизни и смерти. Башлачёв очень точно назвал их "ангелы-чернорабочие" - существа не из этого мира, несущие тяжёлый крест на земле. Находясь здесь, они слышат и записывают голоса, звучащие оттуда, но только покинув тело, они по-настоящему остаются с нами. Парадокс, но смерть для поэта - всего лишь инициация, рождение для новой жизни, точка отсчёта. И подобное отношение прослеживается у большинства поэтов. Об этом практически каждое второе стихотворение Ивана Масалова : "И мы войдём в нетронутые двери, звенящие рассветной тишиной, / Красивые, свободные, как звери, преображённые природою земной". Или у Марины Георгадзе : "Меня собьёт машина, рак сожрёт, / Но в этом горя нету никакого, / От завывания пророчества дурного, / Надеюсь, Бог меня убережёт". Последнее стихотворение оказалось пророческим - Марина действительно умерла от рака. Предсказал свою смерть и Борис Габрилович: "Я когда-нибудь упаду, / Как птица падает в высоту". История про поэму, написанную совместно с Борисом Режабеком, зарытую в землю до наступления нового тысячелетия и откопанную ровно в день смерти Габриловича - вообще какая-то мистическая и невероятная.

Впечатления после трёх часов концентрированной лирики и эмоциональных рассказов о трагических судьбах - очень сильные, конечно, и о смерти, и о самом главном успеваешь задуматься не один раз, но есть и другое, тоже вполне определённое чувство - что никто никуда не ушёл, они говорят с нами, они здесь. Поэтому так важно собираться и читать стихи тех, кто больше не может сделать этого сам, не отнесёт подборку в литературный журнал и новую книжку уже не опубликует.

Для организаторов это мероприятие было своего рода репетицией перед Пятыми литературными чтениями "Они ушли. Они остались", которые пройдут осенью 2017 года. На этот раз они будут посвящены творчеству поэтов, закончивших свой земной путь в 70-е - 80-е годы.




© Анастасия Лукомская, 2017-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2017-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность