Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность



В  АГОНИЮ  ЛЕТЯТ  ВАГОНЫ  ДНЕЙ


 


      * * *

      Гони, ямщик. Спешить и мне,
      конечно, некуда. И не с кем
      салютовать по-пионерски
      звезде...
      Со взявшихся темнеть
      проулков мрак ползет в подъезд
      без лампочек, и черной брешью
      всех нас, давно перегоревших,
      он, как мальков заплывших, ест.
      Гони, извозчик, жми на газ.
      Мобильник сел без подзарядки.
      Невыразительным и кратким
      был день, похожий на оргазм
      в постели выцветшей,
      любви
      не помнящей маразматично.
      Небесный полог, как тряпичный,
      над городом ночным обвис.

      _^_




      * * *

      Обмен самообмана на обман -
      прыжок из полуобморока в морок,
      когда уже не действует стоп-кран,
      с огромным перебором врут приборы.

      В агонию летят вагоны дней
      (в окно бы! да заклинило затворки)...

      Средь горестей, сгорающих в огне,
      и в пекле мы шепнем друг другу: "Горько".

      _^_




      ЧУДО-ЮДО

              Л. Ханину

      Люди люты. Остров Чудо-Юдо.
      Моисей как прототип Гвидона.
      Кто не грешен? Камни! Просто груды
      валунов для новых пирамид!
      В эру возрожденья фараонов
      мы бежим на остров Чудо-Юдо.
      - Разве эти беженцы - не люди?! -
      подставляет спину Рыба-Кит.

      Царь Салтан спит с бабой Бабарихой.
      Кто не грешен? Камни! Просто груды!
      Лиходеи вылепили лихо...
      Лихо вышло в люди со двора...
      От греха на остров Чудо-Юдо!
      - Тихо, чтобы лихо не накликать!
      Люди люты... Лихо многолико...
      Всюду грех - гора камней... Гора...

      _^_




      СТРИЖИЗНЬ

      Ни колибри, ни наши стрижи,
      состоящие в дальнем родстве,
      не клянут свой удел -
      простожизнь,
      даже чествуют каждый рассвет.
      День за днем моросит моросей.
      Непрерывно цветет горебед.
      Простожизнь в ее мнимой красе.
      Сточит скалы и горный хребет.
      Простожизни строжайший режим
      никакой не изменит герой.
      Но без устали кружат стрижи,
      набивая живот мошкарой.

      _^_




      * * *

      Амулет опаловый
      кожу опалил.
      И с лица опала, и
      реализм Дали
      воплотился более-
      менее, и меж
      дугами собольими
      выморщен рубеж
      роковой: не с Галой ли,
      не с Мариной ли
      в дали зазеркальные
      бегать мы могли
      в детстве гимназическом,
      где в одно из лет
      был вручен магический
      символ-амулет?

      Я горда опалою
      у иных людей.
      Амулет опаловый
      многого милей.

      Почему же солнечным
      утром вся в слезах:
      - Пощади нас, молния -
      шар или зигзаг!
      Скачут мысли, мечутся,
      словно саранча.
      Лишь в родном отечестве
      видела грача.
      Здесь ни разу. Гнезда их -
      в северных краях.
      Почему вся слезная
      умоляю я?
      - Молния-обходчица!
      Пощади грачат!
      Молния, не хочется
      маму огорчать.

      Над пустыней палевой
      облаком - мольба.
      Амулет опаловый -
      горькая судьба.

      _^_




      НАДЕЖДА  НА  ИСКУССТВО

      Как в корабле Тесея важен остов*,
      так и во мне не изменилось чувство,
      что без надежды жизнь - простое скотство,
      а вся надежда - только на искусство.

      Тесей убил разбойника Прокруста.
      Но методы его в ходу. Быть может,
      моя надежда только на искусство -
      суть то же окровавленное ложе?

      Не дай божЕ, но ствол под ребра ткнется,
      и в липком страхе растворится чувство,
      что без надежды жизнь не лучше скотства,
      а вся надежда - только на искусство.

      А жернова лихого Холокоста?
      Мололи все подряд с ритмичным хрустом.
      Тогда не расписались ли в банкротстве
      Бетховен, Гете, Рильке - все искусство?!

      Мир фауны и флоры - безнадега.
      Сугубо человеческое чувство -
      надежда - приподнимет нас немного
      над фауной. Надежда на искусство.


      * Подразумевается аристотелевское решение
      парадокса "Корабль Тесея"


      _^_




      СИВКА-БУРКА

      Карлику на клоунских ходулях
      море по колено - он маяк.
      Снова мне показывает дулю
      доля валидольная моя.

      Тучи щеки серые надули.
      Сивкой-буркой мчится ураган.
      Мне бы отоспаться в карауле!
      Чудо-конь нужнее дуракам.

      Я не вздрогну, глядя в дуло дули.
      Пусть халяву оседлает брат.
      Мне привычней плечики сутулить,
      морщить лоб, мозоли натирать.

      Брат погоду в море караулит.
      Он известный в мире дуралей.
      А маячный карлик на ходулях
      был распределителем ролей.

      _^_




      * * *

      Сказала слово... В бровь. Опять осечка.
      Бог знает, что еще мне выйдет боком.
      В глаз чей-то целясь, подставляю око...
      Слова верны. Как верные овечки,
      вернутся, значит. Словушко-словцо,
      кольцом тебя роняю на крыльцо.
      Крутись! Катись! Вернешься, если Бог даст.
      Приходит стыд за то, за что бы гордость

      испытывать должна была... Словечко,
      ты на ловца, как дикий зверь... И что же?
      Опять не в глаз, а в бровь. Опять осечка.
      Пора, мой друг, пора уж подытожить:
      где терем был, там высится тюрьма,
      от дара не осталось и дерьма,
      колечко дыма - нимб - спустилось к шее
      петлей словца, о чем я не жалею.

      _^_




      * * *

      На проповедь, на исповедь
      не поведи перо.
      Одной из тысяч искорок
      взлететь бы над костром,
      над словом укоризненным,
      над праведностью злой,
      не пав к равнине низменной
      ни пеплом, ни золой.

      _^_




      КЛЮЧ  К  ДВУСТОРОННЕМУ  ЛОГОГРИФУ
      ИЛИ  ОПЫТ  ГЕРМЕНЕВТИКИ

      Если б Абраша не бросил родной город Ур,
      дом со двором, на котором гав-гав и мур-мур
      гасят Глас Божий, то в гипсовый панцирь Амур
      не угодил бы, Кармен не пропела б "Л'амур",
      даже вождистский бы архитектурный гламур
      не совместился ни с МУРом, ни с громом "Ура!!!".
      Главное: мирно бряцал бы цепями уран.


      На первый взгляд, логогриф кажется еще одной иллюстрацией к понятию эффекта бабочки. На другой, более внимательный взгляд открывается размышление над судьбой цивилизации победившего монотеизма, которая не состоялась бы, не выйди Авраам из Ура, поэтому "ур" берется за точку отсчета.

      В момент выхода из Ура халдейского Авраам не был еще Авраамом, а был Аврамом, язычником. Наверное, в глазах близких он был чудаком, а может, и сумасшедшим - Абрашей. Многим известно, что слово "ур" переводится как свет, огонь (тот свет, который противостоит тьме). Имя греческого бога неба Урана связан и с "уром" (светом), и с именем шумерского бога неба Аном. Получается, что "уран" - это светлое, дневное небо. Сам миф о происхождении Урана почти тождественен мифу о происхождении Ана, поэтому нет ничего удивительного в созвучии их имен. Подчеркиваю, что слово "ур" одновременно и свет (ассоциации с нежностью, лаской), и огонь (ассоциации с болью, страстью, войной, разрушением). Воинственный, агрессивный заряд слова "ур" восприняли тюркские языки, в которых слово "ур" обозначает: бей (жги, причиняй боль, уничтожай). Военный клич "ура" пришел из татарского языка и распространился в Европе во время наполеоновских войн. В русском языке почти забыто, что "ура" связано с войной, и ныне это слово используется для выражения радости, торжества по любому поводу. Итак: по правую руку от точки отсчета "ур" - ура (татары) и уран (греки, православие). Оба слова связаны с огнем-разрушителем. Не важно, говорим ли мы об уране (химическом элементе) или Уране (боге неба), мы говорим о тех, кто порождает уродов, мутантов, достойных лишь Тартара. Правда, капельки крови Урана, упавшие при его оскоплении Хроносом, породили Афродиту. Следовательно, не так уж и случайно, что по левую руку от точки отсчета "ур" появляется Амур? Переходим к левосторонним словам.

      Между "уром" и Амуром есть промежуточная ступень - "мур". На первый взгляд, это слово выпадает из ассоциативного ряда, однако "мур-мур" не только обозначает кошку, домашнее животное, но и выражает ласку, симпатию в противоположность "гав-гав" (собака, агрессия), то есть те же эмоции, что и слово "свет".

      Следовательно, "мур-мур" легко увязывается с Амуром, богом любви. Амур - не греческое божество, а римское (латынь, католицизм). Разве не с Амура в одной из его ипостасей срисованы привычные нашему глазу ангелочки? Разве традиционное изображение ангелов не заимствовано из римского язычества? Тем не менее Амур - не игрушечный младенец с луком в руках и крылышками за спиной. Он соответствует греческому Эроту, олицетворяющему одно из четырех КОСМОГОНИЧЕСКИХ ПЕРВОНАЧАЛ, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Что Уран (небо)?! Что Хронос (время)?! Амур старше и главнее и времени, и неба.

      Спрашивается, во что он превращен цивилизацией? В гипсовую статуэтку на письменном столе, которые штамповали уже в 19-м веке, если не раньше. Любовь опошлена, превращена в китч. А что сделали либреттисты оперы Жоржа Бизе с новеллой Мериме "Кармен"? Да вывернули ее наизнанку! Для 19-го века эта опера была верхом эпатажа. Конечно, пророчество П.И.Чайковского сбылось, и "Кармен" стала самой популярной оперой в мире, благодаря музыке, однако ее популярность для современников базировалась большей частью на эпатаже. "Кармен" олицетворяет одновременно и Францию, и Испанию, так как в последней разворачиваются изображаемые события. Новелла Мериме не повествует о любви как о космогоническом начале или хотя бы как о свете. Нет! Много страсти, много крови, много уголовщины. Здравствуй, МУР (уголовный розыск). Уголовное право и уголовный розыск - порождения 19-го века, буржуазных революций. Таким образом, обозначены очень важные приметы цивилизации: изобразительное искусство (гипсовый амур), музыка ("Кармен") и правовые институты. А что такое иудаизм, если не детализированная система правовых норм? Языческие боги не были такими занудными начетчиками. "Не убий!", "Не укради!" - вот она, основа уголовно-правовых запретов. А во что превращен цивилизацией дом, оставленный Авраамом? Был же первоначально сооружением скромным, позволяющим укрыться от дождя! А превратился в архитектуру. Не надо объяснять, какую роль играет слово "гламур" в обществе начала 21-го века. Но то, что оно обозначает, возникло не сегодня. Так, стиль арт-деко считается гламурным, сталинские постройки имеют отношение к гламуру через здания в стиле арт-деко. Сталин связан, хотим мы того или нет, с громом "Ура" - с победой во Второй мировой войне. Таким образом, рассматривая правую сторону логогрифа, мы вернулись к его левой стороне, к огню - к стихии, несущей угрозу полного уничтожения. Что мы имеем? Любовь превращена в китч и эпатаж, искусство - в гламур. Кажется, что огонь победил свет! Но это не так. Если бы мы рассматривали логогриф как числовую прямую, а слово "ур" как ноль, то мы заметили, что слова мур-амур-л"амур-гламур уходят в минус, а ура-уран - в плюс. Уран - это не окончательный приговор. Изменилось же слово "ура" в русском языке! Оно уже почти не связано с огнем-разрушителем, с войной, оно служит выражению положительных эмоций! Так и уран, сам по себе, содержит не только угрозу. Возможно, в недалеком будущем возникнет слово типа "урань", которое возродит любовь как свет, как космогоническое первоначало!


      _^_



© Юлия Вольт, 2013-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2013-2024.




Словесность