Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




ТОТАЛЬНАЯ  КЛОУНАДА,
или  Асисяй  и  другие  "Лицедеи"



Приложение 1



Ролан Быков, приехавший на Лицедеевский "Фестиваль Дураков" в 1988 году, признался: "Когда я плюнул на здоровье и, бросив все дела в Москве, стал собираться к вам, жена спросила меня с тоской: "Почему ты туда едешь?" Я ответил: "Потому что дурак."

Позже, в 1993 году, когда Слава Полунин под знаменами своей Академии Дураков собрал многочисленный международный фестиваль "Бабы-Дуры", совершенно очевидной стала тяга таких людей друг к другу по принципу "подобное притягивается подобным". Тогда же по его заказу был написан следующий опус.



Манифест Дураков.


Рассмотрение дурости в глобальном масштабе.

Г.Гейне сказал: "Дурак, осознавший, что он дурак, уже наполовину гений". (Наверно, дура, осознавшая, что она дура, совершенно гениальна). В связи с этим думается, что в нашем обществе имеются колоссальные ресурсы, вскрыть которые наша задача.

Если взять за основу исследовательский прием Л.Н.Гумилева при его изучении этноса, то вслед за ним можно сказать, что дурость "форма коллективного бытия, присущая лишь человеку". Принадлежность к дуракам воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно, в основе диагностики лежит ощущение. Поминая фразу П. Чайковского о музыке, можно сравнить удовольствие от собственной дурости с ощущениями человека, сидящего в теплой ванне.

В чистом кристаллическом виде дурак есть мутант, "отклонение от видовой нормы", ему часто бывает присуща страстность, сверхактивность. Он не может заставить себя рассчитать последствия своих поступков.

Дурость обладает важным свойством: она заразительна. Обычные люди, оказавшиеся в непосредственной близости от человека с крепким градусом воинствующей дурости, начинают вести себя так, как если бы они были дураками. Это надо широко учитывать в очередях, на собраниях и в транспорте.



Рассмотрение историко-фольклорного материала.

А.Н.Лук в своей книге "О чувстве юмора и остроумия" ухватил тонкую суть Дурака: "Доводя преувеличением до абсурда любую идею, он является выразителем своей эпохи, ее полезным индикатором, ибо обнажает противоречия и несовершенства, которые умный человек, сам того же желая, все-таки смягчит и сгладит".

А.Д.Синявский на материале народных сказок рисует нам портрет Ивана Дурака: он обделенный, да еще порочный, безобидно, но презираемо: не любит работать, грязнуля, соплив и делает все по-дурацки (невпопад, вопреки здравому смыслу и пониманию практической жизни). Его ругают, но он глуп без злого умысла, он прост, правдив и простодушен. Чистосердечие его измеряется незнанием элементарных понятий, неумением и ничегонеделанием. Дурак в своей восприимчивой пассивности открыт Высшей силе, а с ее использованием он показывает в сказке такие смешные фокусы, что всегда остается неизменно привлекательным.

Жаль, мы не располагаем таким же богатым фольклорным материалом на женщин, какой имеется на мужчин. С Бабой-Ягой ситуация неоднозначная. С одной стороны вроде опытная колдунья со стажем. Но с другой вечно остается с носом. Даже малолетний Ивашка, на костях которого она всерьез собиралась покататься-поваляться, обводит ее вокруг пальца и засовывает в печку. Опять же замызгана и запущена до страшности. А курьи ножки ее избы ассоциируются с клушкой. При том Баба -Яга не случайно кочует из одной сказки в другую. Она необходима главным героям, как ключу необходим замок, чтобы было над кем восторжествовать и возвыситься. Это тем более почетно, когда обдуривается противник высокой квалификации. Кроме того, заметно, что Баба Яга не стремится к достижению какого-то конечного счастья. Она уже нашла свою ступу и наслаждается самим ходом сказки, смакуя и оттягивая события, забираясь жить в самую дремучую глушь. На ее магической мощи "далекий отблеск матриархата". Но фольклор трансформировал роль Первой Реликтовой Леди до Бабы-Яги назначение которой, порой наступив на горло своим темным инстинктам, накормить-напоить-в-баньке-попарить прохожего молодца и заложить своего же напарника Кощея. Да, она со своими нелепыми заклинаниями "Чуфырь-чуфырь", скандальными полетами на помеле и бездейственными злодействами решительно может быть причислена к представительницам рассматриваемого нами женского типа. Больше того, ее вполне можно представить в роли символического флагмана всей когорты Баб-Дур.

Обратясь к реальной жизни нельзя не оговориться, что Дурак Дураку рознь и посадить их в один кузов невозможно. У каждого уникальные фантазии, в соответствии с которыми он себя проявляет, не заботясь о производимом впечатлении.

Есть дураки воинственно-настырные и тупые, без страха и упрека. Есть светло-наивные, не готовые воспринимать безжалостную реальность. Бывают гениально-артистичные. Среди слабого пола есть такие представительницы, которые постоянно суются в небабские дела и пытаются мерить свой ум, характер и решительность мужским аршином. Они обычно имеют сильные комплексы неполноценности, часто обижаются на весь мир, злятся и идут в революцию метать бомбы; и проч., и проч.

Подчастую всех их обзывают кратким и удобным "Дурак(дура)". Не слово, а какая-то "бездна звезд полна, звездам нет счета, бездне дна".

"Но, впрочем, песня не о том, а о любви".



Искусство.

Любовь к искусству возвышает всех. И если активность и страстность Дурака направляется в это русло, то при наличии артистических способностей из него может получиться замечательный комический актер или клоун.

По-моему мнению именно Дураки осуществляют связь взрослого населения с Детством и тем чудесным миром, где царит смех. Маститый знаток цирка Т.Реми вывел формулу: "Клоун подменяет мир действительности создаваемым им миром". Это и есть тот закон, тот главный критерий, по которому живут все клоуны и дураки.

Каждый из выдающихся деятелей искусства комедии, представляет уникальный театр своего внутреннего мира. Каждый работает, если можно так выразиться, в жанре шедевра. А шедевр складывается, как известно, из высокого ремесла, темы и страстности исполнителя. Именно той непреходящей страстности и активности, которая чаще всего бывает присуща Дуракам.

Дурость (как и знание) это не состояние, а процесс. Поставить его на службу прогресса и здоровья человечества вот наша главная цель.

Все Дураки, в гости к нам! Дураки всех стран, объединяйтесь!

1993 


Оглавление




© Ирина Терентьева, 1987-2024.
© Сетевая Словесность, 2001-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность