Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




      СИНТОИСТСКОЕ. ПО ОЗЁРАМ ХОКУСАЯ

      Облепиховая облачность над озёрною облаткой,
      Облетают горсти сакуры над летящею водой,
      Поскрипит косая пагода меловой неплотной кладкой,
      И бамбуковая дудочка слышит тонкий отклик свой.

      Иглы сосен шепчут скорбное, ледяное заклинание,
      Танец карпов перепутанный, потаённый свистопляс,
      И расплывчатыми волнами лодки айна очертания
      Обрываются в беззвучие удалённое, без нас.

      А в глазах лягушки каменной – бесконечное кружение,
      Отражаться и рассеивать отражённое вдали,
      Журавлиное, спиральное перевёрнуто движение,
      В точку ввинчиваясь крайнюю у поверхности земли.

      _^_




      ОБЛОМКИ – 1

      На всякий Рим в эпоху упадка найдутся и свои варвары.

      ***

      Жизнь не может считаться прошедшей мимо, если ты всё время наблюдал за нею с почтительного расстояния, не пытаясь заговорить.

      ***

      Вся жизнь есть лишь один пролетающий день. Утренние неосознанные восторги и упоения, дневной монотонный труд и вечерние глухие проклятия и разочарования.

      ***

      Странник в пространстве, если пишет что-либо, то скорее всего прозу. Блуждающий во временах изъясняет себя чаще всего стихами.

      ***

      Бог не спасёт нас ни от мира, ни от самих себя. Вера может только смягчить потрясение от прямого взгляда на настоящего себя в подлинном мире.

      ***

      Каждому человеческому организму даётся определённое количество энергии
      и вся она, так или иначе, должна быть затрачена либо на бесплодные умствования, либо на слабо осмысленные инстинктивные действия.

      ***

      Лес рук, вздымаемый во имя самой благой цели людьми, часто становится всего лишь частоколом их будущего острога.

      ***

      Все образы богов ранее создавались человечеством с целью жалобы, покровительства, защиты. Дорастёт ли когда-либо интеллект до того, что сможет обратиться к творцу на равных?

      ***

      Жизнь – краткая цепочка последовательно разрушающихся иллюзий.

      ***

      Только любовь создаёт наиболее полную иллюзию отсутствия одиночества. Но эта иллюзия, к сожалению, уходит намного раньше любви.

      ***

      Человек, всем существом своим ощущающий ток времени, оказывается в стороне от современников. Ему остаётся лишь наблюдать, как в отдалении копошится и свирепствует история.

      ***

      Все люди – как двери. Какие-то открываются только снаружи и наружу, какие-то в обе стороны, а какие-то только внутрь и изнутри.

      ***

      В молодости, безо всякой на то веской причины, у некоторых появляются мысли о суициде. В старости же, когда для суицида накапливается зачастую множество реальных причин, из ниоткуда нарисовывается эта вульгарная субретка – жажда жизни.

      ***

      Молодость – чудесная пора, в которой мы совершаем самые чудовищные ошибки.
      Зрелость – пора, во время которой исправление старых ошибок отнюдь не гарантирует от совершения новых.
      Старость – пора понимания того, что времени ни на исправление старых, ни на совершение новых ошибок у тебя уже не осталось.

      _^_




      ПЕРЕЗВОНЫ

      Перезвоны льются, но не ломают
      Звёзд привычный трассер из серебра,
      Значит, по ту сторону – всё бывает,
      А по эту сторону – всё игра.

      Перепилит фокусник ладноокий,
      Сложит по-иному – айда смотреть,
      Значит, по ту сторону – свет далёкий,
      А по эту сторону – чья-то смерть.

      Побегут над рисовою бумагой
      Лёгкие штрихи перелётной хной,
      Мелкие шаги обветшавшей раги
      Вдавливает кшатрий в послед земной.

      А лишённый крыльев случайный ангел,
      Что понижен в звании и смещён,
      Открывает створку в попутном кране,
      Чтобы снизу слёзы сбылись дождём.

      _^_




      ОБЛОМКИ – 2

      Человеку необходимо крайне тщательно выбирать именно свой крест, дабы не бросить его на полпути, а с гордым видом вознести на Голгофу.

      ***

      "Мадам, будьте ласковы, уберите свою корму с моего фарватера!" (Фраза в одесском трамвае.)

      ***

      Когда от дующего беспрерывно свинцового ветра розовая дымка надежд рассеется, перед тобой откроется выжженная бесконечная степь. Возможно, это и есть твоя настоящая родина.

      ***

      Если человек хочет стать подлинно свободным, он должен приучить себя отказываться от любой наживки, на которую может быть пойман.

      ***

      Время. Себя можно сравнить со старыми, надоевшими песочными часами, сквозь которые оно просеивает свой кремний. Поначалу движение верхней границы почти незаметно. Потом оно постепенно ускоряется и, переходя в сужающуюся часть, ток песка возрастает в арифметической прогрессии. По ощущениям последние песчинки канут в великое безмолвие практически неуловимо для сознания.

      ***

      Талейран сказал: "Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли." А мысли же нужны по большей части для того, чтобы придумывать самооправдания и отговорки, и уже с их помощью прослыть человеком слова и дела.

      ***

      Ссылки на стечение обстоятельств говорят только о том, что в конкретный момент внешние силы превысили внутреннюю силу индивида.

      ***

      Встретив кого-либо, кто, как нам кажется, не совсем нам подходит, мы пытаемся переделать его, т.е. фактически пытаемся переделать божью работу, а брать на себя это по меньшей мере глупо и самонадеянно.

      ***

      Придя в этот мир очарованными, мы с течением времени постепенно разочаровываемся и, разочаровавшись до степени, когда нас уже ничем не проймёшь, сами разочаровываем других. Круг разочарований.

      ***

      Люди в "новом" обществе, как нельзя более обособившиеcя, по обыкновению половинчаты в своих действиях. Они продолжают создавать видимость дружб любовей и прочих симбиозов, хотя к истинным понятиям всё это имеет не большее отношение, чем английская королева к управлению Великобританией.
      Так более достойным будет поведение идти до конца и явить миру, что такое действительно "сам по себе".

      ***

      На открытой двери никто никогда ничего не прочитает.

      _^_




      ДРОГНЕТ ДРЕЛЬ...

      Дрогнет дрель, провернувшись в Великой стене,
      Вновь издаст тонкий свист, разболтавшись, судьба
      И, рассеянно высосав воздух извне,
      Отряхнёт виноградную копоть со лба.

      Где Неглинная улица главной была,
      А неглавная партия вкралась в цейтнот,
      И лишённая плоти сложила крыла,
      Изменёнными формами очных забот.

      Где мелькают за рабицей дней светляки
      В потаённых пространствах немого креста,
      К водопою всегда возвращают грехи,
      Да не может безвременье пить перестать.

      _^_




      ОБЛОМКИ – 3

      Злословие на ближнего за его спиной это одна из наиболее безвредных форм самоутверждения бездарности. Её возглас: "Я есмь!" Крайняя форма этого – поступок Герострата.

      ***

      Если вежливый казнимый пожелает палачу всего наилучшего, что в таком случае он должен будет ответить?

      ***

      И безголовым принцам во время коронации надевают корону.

      ***

      Не так страшен Люцифер, как ангел, который внезапно перестал верить.

      ***

      Рассеянный, ничего не знающий о пользе и прагматизме наркоман прекрасного (определение художника).

      ***

      Она была Иудой по самой сути своей натуры, но из этого отнюдь не следовало, что в жизни ей попадались одни Иисусы.

      ***

      Взгляд младенца рассеян, он жадно впитывает в себя мир. Взгляд старца чаще всего сосредоточен в одной точке, он уже впитал всё, что можно, и направлен вглубь, в далёкое прошлое.

      ***

      Наши жизни из прохудившегося кармана достаёт старый уличный фокусник. Он бродит вечерними холодными переулками и кричит простуженно: "Кому чудеса?" Но ответом ему только покачивающаяся тишина.

      ***

      Сумасшедший дёргающийся флейтист, извлекающий фальшивые звуки из грубого сучка с отверстиями, – такова жизнь в современном столпотворении.
      Лишь немногие часы удаётся провести, наслаждаясь вырванными у этого хаоса звуками волшебной флейты Моцарта.

      _^_




      ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ ГОРОД...

      Гуттаперчевый город в кавернах портальных укрыт,
      Изгибаются улицы вновь в доверительных танцах,
      И водой ледяной прошивает до каменных плит,
      Средостенья сквозные колодезно-донных скитальцев.

      Атональная боль в лепестках бореальных болот,
      Вновь на том берегу повторяется нота глухая,
      Так взыскует прощенья здесь тот, кто однажды умрёт
      И воскреснет единожды, горьким кустом полыхая.

      А осиная осень пастельна, былинно-длинна,
      На дрожащие швы пустоты постепенно вступает,
      Незаметно Расиновой ясностью опоена
      И, удвоивши всё, неизбежность судьбы искупает.

      Беспосадочна очередь, бледен кружащий прешпект,
      И пустому зрачку вдалеке открывается что-то,
      Краски все за спиной поглощает рачительный спектр,
      Остаётся одна, с мелким смальты зерном позолота.

      _^_




      ОБЛОМКИ – 4

      Существует два вида безумия – индивидуальное и общественное. А человек, чтобы не скатиться ни в одно из них и сохранить ясный рассудок, должен, подобно канатоходцу, пройти над пропастью.

      ***

      Громко судят в первую очередь те, кто сам втайне боится быть осуждённым.

      ***

      Завоёвывая любовь человека, который относится к вам прохладно, помните, что завоёванные вряд ли будут хорошо относиться к завоевателю, и в дальнейшем на завоёванной территории вас ждут скрытая глухая вражда или открытая месть и диверсии.

      ***

      Часто сарказм – единственная возможность освободиться из оков того, чему ты вынужденно служишь.

      ***

      Каждый о чём-то молчит. Некоторые особо одарённые молчат обо всём.

      ***

      Когда одиночество – сволочь оно. Когда не одиночество – образ сволочи приобретает более конкретные черты.

      ***

      Прометей прикованный. Орёл так долго прилетал клевать его печень, а Прометей, в свою очередь, бесконечно терпел и каменел. В один прекрасный день орёл обнаружил, прилетев за очередной порцией, что клевать больше нечего – Прометей сам стал скалой.

      ***

      Общество состоит из молотов и наковален. Порядочному человеку, чтобы сохранить лицо, надо умудриться не стать ни первым, ни вторым, плюс ко всему не оказаться между ними в момент удара.

      ***

      Запросы к людям обратно пропорциональны прожитым годам и жизненному опыту индивидуума.

      ***

      Свет в конце тоннеля может оказаться вовсе не тем, на что вы рассчитывали, если вы оказались в аду.

      ***

      Если б людям предоставлялась возможность стать очевидцем собственной жизни, наблюдая её, как в театре – часть плакала бы, часть смеялась, но вряд ли это зрелище оставило бы кого-то равнодушным.

      ***

      Отсутствие позы – это роль, которую следует репетировать и играть наиболее тщательно.

      _^_




      СИНКОПА

      От Пале Рояля до политуры
      Неопределённый диапазон,
      Облачные волки снимают шкуры,
      Окунувшись в утренний аквилон.

      Клоны отболевших душевных тканей
      Внутренний кристалл растворит на ять,
      Дёргается нерв, болью заарканен,
      И синдром синкопы никак не снять.

      Странгуляционно-воздушный обод,
      Потечёт насквозь по плечам печаль,
      Жизнь, что пустяки ворошит бок о бок,
      Нам, мой друг, увы, не перекричать.

      _^_




      ОБЛОМКИ – 5

      Человек – просто искорка, случайно выпавшая из бриаровой трубки создателя и мнящая себя вечным завсегдатаем этого мира.

      ***

      С каждым новым читателем текст неуловимо меняется, впрочем так же неуловимо меняются автор и читатель.

      ***

      Чаще всего острые, зазубренные скалы сравнивают с землёй не движения литосферных плит, которые напротив, разрушив одни, нагромоздят другие. Их легко и вкрадчиво превращает в ничто энтропия времени.

      ***

      Человек, говорящий: "Я постараюсь никогда этого не делать", – скорее всего именно это и сделает в самое ближайшее время.

      ***

      Затерянные в безвозвратности вечного возвращения.

      ***

      Всем сетям, сотканным Арахной, не уступает в прочности всего одна нить, спрядённая Клото. Но лишь до момента, пока Атропос не перережет её.

      ***

      Поначалу время источает свои дары с необычайной щедростью, как мажор, наконец-таки дорвавшийся до родительской мошны. Но чем дальше, тем всё с большей силой проступает его подлинное Плюшкинское лицо.

      ***

      Переходя на неосвещённую сторону души, не сверните себе шею.

      ***

      В деле отношений полов мало проку как от безрассудства, так и от холодной рассудительности. Это обычная рулетка и если вам не везёт в азартных играх, то и здесь у вас нет ни единого шанса. Впрочем, достаточно высок процент игроков, которые всегда в проигрыше, но несмотря ни на что продолжают играть. На это, собственно, и живут казино, это же и продолжает род человеческий.

      _^_




      ВОПЛОЩЕНИЕ

      Где будущее спит на бледном полотне,
      Подбросив жизней горсть с холодным грустным звоном,
      Так хочется понять, они звучат во мне,
      Иль я иду им вслед с молчащим камертоном.

      И космос слеп и пол, да переправлен прах
      На берег вдалеке в ладье гребцом суровым,
      Иль мечется глагол, рассеянный в веках,
      И уст молчащих ждёт, чтоб воплотиться снова?

      _^_




      ОБЛОМКИ – 6

      Холодные ангелы складывают свои усталые крылья. Свет над землёй потихонечку рассеивается. Подслеповатые люди, суетясь, натыкаются друг на друга, но, не узнав и не извиняясь, движутся дальше – до следующего столкновения.

      ***

      Срочно обменяю датскую почву на какую-либо другую. Сходящий с ума.

      ***

      Любовь преходяща, расчёт гнусен, привычка скучна. Но именно на этих трёх краеугольных камнях с Адама и Евы странным образом стоят чертоги Гимена.

      ***

      Человечество обречено довольствоваться крохами оцифрованной реальности, дробящейся на всё более мелкие фрагменты.

      ***

      Основное профзаболевание в среде цирковых лошадей – мания преследования.

      ***

      Прогресс – весьма самоуверенный субъект, то и дело поскальзывающийся на отбросах цивилизации.

      ***

      Последний класс школы жизни – это сплошное повторение пройденного под руководством единственного оставшегося наставника -– сухой и безжалостной памяти.

      ***

      Сдвиг, рассогласование субъективного воплощения, образа и объективного пространства-времени (мизансцены). Одна из главных причин и мер абсурда.

      ***

      В определённые моменты обращаться к людям с логическими доводами и посылами так же бесполезно, как пытаться словами остановить или изменить ход химической реакции. Как это ни парадоксально, обращение бесполезно по той же самой причине – это БИОхимическая реакция и ничего более.

      ***

      Подставивший обе щеки и прошедший два поприща взял валютную ипотеку.

      ***

      Из всего набора человеческих погремушек самые красочные и громкие практически всегда оказываются столь же пустыми и непрочными.

      _^_




      МУЧАЕТСЯ АРАХНА...

          И как теперь нам дальше жить без варваров,
          Ведь варвары каким-то были выходом.
                  К. Кавафис

      Мучается Арахна, мечется, но прядёт
      Свою ветхозаветную пряжу с глубоким оттенком зла,
      Подслеповатый старьёвщик время испорченным продаёт,
      Так и не дождавшись варваров без имени и числа.

      Каждому по крупице бранной бесцельной тьмы,
      Тихому полустаночку бурных известий гул,
      Где до конца не выкрутиться из жертвенной кутерьмы,
      Беспрестанно расспрашивая, кого ещё рок согнул.

      Взвизгивает под светом, как под свиным бичом,
      Вздрагивает живая и мёртвая баш на баш,
      Сон кружевной проходит, временем исключён,
      И от бесцельных истин глохнет рассадник наш.

      Мажь по живому миром и люльку сильней тряси,
      Да проводи фигуры по ткани среди теней,
      Но, буревестник мира, помни на небеси
      Первый глоток холодный, сжимающий горло мне.

      _^_




      ОБЛОМКИ – 7

      Ощущение после прочтения средней поэзии, как от дождя, что высох, не успев начаться – бывают такие в особо жаркие дни.
      Хорошая поэзия – это дождь, обильно увлажнивший почву и травы, и оставляющий за собой послевкусие свежести.
      Великая поэзия бросает тебя одного в утлом ковчеге среди волн потопа. И совершенно неизвестно, когда ты причалишь к своему Арарату.

      ***

      Именно в точке, где сердце начинает верить только в то, что видят глаза, обрывается истинная сущность человека.

      ***

      Личность находится в промежутке воздействий внутренних и внешних неурядиц и провалов. Их произвольные амплитуды крайне редко резонируют. В противном случае этот "лучший из миров" вряд ли вынесли бы и титаны духа.

      ***

      Я люблю тебя, жизнь. Что само по себе иллюзорно.

      ***

      В жизни стоит остерегаться лавы, выплёскивающейся из кратеров человеческого энтузиазма.

      ***

      Время скорее всего монохромно. Поэтому чем оно менее захватывает сознание, тем больше красок и оттенков мир посылает в глаза созерцателя.

      ***

      Семейная жизнь – та же война, и дабы быть счастливым мужем (женой), необходимо быть либо полководцем уровня Наполеона, либо прирождённым дипломатом.

      ***

      Общение и среда чуждые человеку напоминают пребывание его в павильоне с кривыми зеркалами, только вместо черт лица искривляются душевные его мембраны.

      ***

      Если не хочешь, чтобы скульптура жизни выглядела чудовищным идолом, надо чётко уяснить, что же, собственно, составляет для тебя самую суть её. А затем, как Роден, отсечь всё лишнее.

      ***

      Из мягчайших шёлковых нитей иллюзорности непостижимым алхимическим способом возникают крепчайшие кевларовые канаты реальности, удерживающие пизанский остов судьбы.

      _^_




      СОН

      Хрупче снега мелких шестерёнок
      Сон младенца в каменных яслях,
      Мул зевал и вздрагивал спросонок,
      Свистопляс тепло испепелял.

      И дары закрытыми лежали,
      И волхвы в изгнание брели,
      Плотника упавшие сандалии
      Впитывали соль чужой земли.

      Вчуже янтари и перламутры,
      Погремушки вчуже из стекла,
      Поглядим ещё, что будет утром,
      Ирод, крест, и прочие дела.

      Свет звезды не грел, не приближался,
      Выделяя тёмные стада,
      Сон младенца в сердце отражался,
      В каждом. Ненадолго. Иногда.

      _^_



      © Дмитрий Шапенков, 2024.
      © Сетевая Словесность, публикация, 2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Михаил Поторак. Признаки жизни [Люблю смотреть на людей. Мне интересно, как они себя ведут, и очень нравится глядеть, как у них иногда светло переменяются лица...] Елена Сомова. Рассказы. [Настало время покинуть светлый зал с окнами под потолком, такими, что лишь небо можно было увидеть в эти окна. Везде по воздуху сновали смычки и арфы...] Александр Карпенко. Акустическая живопись Юрия Годованца (О книге Юрия Годованца "Сказимир") [Для меня Юрий Годованец – один из самых неожиданных, нестандартных, запоминающихся авторов. Творчеству Юрия трудно дать оценку. Его лирика – где-то посредине...] Андрей Баранов. Давным-давно держали мир киты [часы идут и непреодолим / их мерный бой – судьба неотвратима / велик и славен вечный город Рим / один удар – и нет на свете Рима...] Екатерина Селюнина. Круги [там, на склоне, проросший меж двух церквей, / распахнулся сад, и легка, как сон, / собирает анис с золотых ветвей / незнакомая женщина в голубом...] Ольга Вирязова. Напрасный заяц [захлопнется как не моя печаль / в которой всё на свете заключалось / и пауза качается как чай / и я мечтаю чтобы не кончалась] Макс Неволошин. Два эссе. [Реалистический художественный текст имеет, на мой взгляд, пять вариантов финала. Для себя я называю их: халтурный, банальный, открытый, неожиданный и...] Владимир Буев. Две рецензии [О романе Михаила Турбина "Выше ноги от земли" и книге Михаила Визеля "Создатель".] Денис Плескачёв. Взыскующее облако (О книге Макса Батурина "Гений офигений") [Образы, которые живописует Батурин, буквально вырываются со страниц книги и нагнетают давление в помещении до звона молекул воздуха...] Анастасия Фомичёва. Красота спасёт мир [Презентация книги Льва Наумова "Итальянские маршруты Андрея Тарковского" в Зверевском центре свободного искусства в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри...] Дмитрий Шапенков. По озёрам Хокусая [Перезвоны льются, но не ломают / Звёзд привычный трассер из серебра, / Значит, по ту сторону – всё бывает, / А по эту сторону – всё игра...] Полина Михайлова. Стихотворения [Узелок из Калужской линии, / На запястье метро завязанный, / Мы-то думаем, мы – единое, / Но мы – время, мы – ссоры, мы – фразы...] Дмитрий Терентьев. Стихотворения [С песней о мире, с мыслью о славе / мы в проржавевшую землю бросали / наши слова, и они прорастали / стеблями стали...]
Словесность