Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Цитотрон

   
П
О
И
С
К

Словесность



        НАБЛЮДЕНИЯ

        * Случается, забываюсь, вставляю латинский знак...
        * night flight
        * два фрагмента
        * Дверь в стене



          * * *

          Случается, забываюсь, вставляю латинский знак,
          Или вдруг даже цифру в тело русского слова.
          Шанс применить свободу - backspace, encore...
          Или рука, бывает, мусолит выбранную страницу
          В тайной надежде ее расщепить на две -
          Увидеть секретный текст, неведомые слова...
          Все ненадолго. Я прихожу в себя
          Где-нибудь среди стен, под электронным солнцем,
          В гильбертовом пространстве, в конце концов...
          Нужно ввести возмущенье. Покинуть свою орбиту.
          Да, просто снять очки, и в нелинейном мире
          Вновь превратиться в приемник сверхтонких волн.

          2000

          _^_




          night flight

                                      But what the Man-Moth fears most he must do, although
                                      he fails, of course, and falls back scared but quite unhurt.
                                                                                          Elisabeth Bishop

          Видимо, не уснуть, но не уснуть нельзя.
          Я подхожу к окну, шифруюсь и наблюдаю.
          Улица движется вдоль самое себя
          (свойство мертвых вещей). Компромисс перекрестка.
          Заговор арки. Эгоизм-эскапизм шоссе.
          Ночь в резонансе с молчанием побежденных.
          Но над сырым асфальтом, у троллейбусных проводов,
          что-то клубится, пульсируя и сияя.
          Там, в скрещеньи лунных лучей и фонарного света,
          какая-то абсолютно новая вещь
          кристаллизуется светлой эфирной плотью.

          Подобно теням за пределом Леты,
          подобно Моше, глядящему за Иордан,
          подобно тому, как призрак жаждет вопроса,
          она ожидает того, кто наполнит ее собою -
          возможно я, возможно, кто-то другой...
          Нужно успеть, успеть.

               И я совершаю деянье, подвиг, прыжок, побег.

          Вне лабиринта усталых досадных жизней,
          сквозь белый шум чужих душ, стихающий с каждым мигом,
          я поднимаюсь вверх, через десять условных сфер, проходя
          запрещенные алгеброй состоянья:
          ряд трансформаций, свойственных вновь рожденным -
          ангел-хранитель, ангел-экстерминатор;
          ряд упражнений в меткости попаданья.

          И цели всегда случайны. Вот город, улица, дом.
          Там вечеринка, я узнаю кого-то...
          Сначала ее, мгновенье спустя - его.
               (на долю земной секунды мне вновь становится виден
               полный спектр ее лиц - от Офелии до Алисы)

          Они любовники, но сейчас их тела
          вибрируют, не соприкасаясь.

              Я проношусь сквозь поле их ожидания,
          не задевая магнитных линий.

                    Я улыбаюсь печальному знанью своей свободы,
               большей, чем смерть и любовь прощенных,
          большей, чем неведенье спящих.

          Так люди любят детей - в тоске перед неизбежным;
          но совершенно также
          дети смотрят на звезды, не зная, что больше всего
          в космосе - пустоты.

             И так же сквозь облака скользит
          Несуществующая белая бабочка смерти.

                 Фазы и формы не ведают шкал и рангов,
                           следуя непрерывно и стохастично.

          Но, слыша зов трансцендентного феромона,
          я вспоминаю вновь, что там, в глубине причин,
          за горизонтом событий, в сердце черной дыры
          есть и финальная цель, мишень для самой последней
          инкарнации призрака. Центр паскалевой сферы, точка
          экстремума всех многомерных функций.

          И, повинуясь все той же слепой и нелепой силе,
          я направляю свой бег к этой вечной точке.
          Близится разрешенье, исход, возможно - ответ.
          И на другой стороне предела -
          итака, тупик, терминал, спасенье...

          Нет, лишь знакомый гибрид алфавита и циферблата -
          чье-то лицо. Мое. И оно
          будет бесстрастным и равнодушным, утром
          найдя сообщенье в последнем столбце газеты:
          "В эту ночь над Европой пролетал ангел -
          безразличный связной безликого Заратустры."

          2001

          _^_




          два фрагмента

                                       I

                                          Но чудо это всем поднадоело
                                                                       Ахматова

             Стирает время Каина печать.
          Мы не узнаем первого убийцу
          в бомже с убогой горстью медной дани,
          с изъеденным экземою лицом.

          И все же, как и прежде,
          как прежде, он не может быть убит.

             Кассандра, Андромаха и Гекуба
          стенают у развалин цитадели,
          но греками помилован Эней.
          И вот уже восходит к славе Цезарь,
          понтифик проклинает Византию,
          и Троя
          счастливее Эллады.

             Из солнечного черного ядра
          рождается сияющая Эос,
          и вечная беглянка Артемида
          бледнея, исчезает, торопясь.
          Пройдя свой путь по диафрагме неба,
          она уже не узнает сестру.

          Но связь, слабея, остается связью.

          2001

                                  II
                                                                          L.F.

          Я родился под шум дождя, запомнил его
          на всю жизнь. Под него и умру. Ты родилась
          весной, и тебе, вероятно,
          больше найдется, что вспомнить, но это -
          выигрыш в энтропии при проигрыше
          в мечте. Понимая, что следствие не есть цель
          события, удобно быть соглядатаем, портретом
          Дориана Грея, удобно подменить красоту
          гармонией, удобно писать эти строки, не затрудняясь
          поиском рифмы, подчиняющей мозг, давно впитавший, что
          жизнь - плохой стоматолог, и боль приходит
          внезапно, давая возможность быть
          блуждающим нервом
          нашего времени.

          1994

          _^_




          Дверь в стене

          Когда детский плач находил свой предел,
          А каверзный мир исчезать не хотел,
          Я слышал их ласковый призрачный смех
          И видел их тени за фильтрами век,

          Но тщетно потом я искал их следы:
          Свободны, как ветер над гранью воды,
          Они уносили с собой свой секрет -
          Вот только что были - и их уже нет.

          Казалось, сродни насекомым они:
          Увидел - поймал, только лишь не спугни!
          И я, энтомолог, ловил мотыльков
          В надежде намека с иных берегов,

          Но знаки и символы были немы.
          Алхимик, создатель свеченья из тьмы,
          Я счел их посланьем искусство огня,
          Но сера и ртуть обманули меня.

          Когда заполняла бессонница ночь,
          И нечем отчаянью было помочь,
          Сквозь шорох и звон я с трудом различал,
          Как хор голосов их вдали повторял:

          "Увидеть не сможешь нас, как ни стремись:
          Нам жизнь твоя - смерть, твоя смерть - наша жизнь
          Забудь нас, усни, потихоньку смирись,
          Не встретиться нам: наша смерть - твоя жизнь."

          Но долго молился я в келье тоски,
          И конусы бреда пронзали виски,
          Пока не впадал я в бесформенный сон,
          Предательской плотью трусливо спасен.

          Увидеть их, знаю лишь, мне суждено
          Когда в то пространство, где все решено,
          Я молча войду, незаметен и тих,
          И стану причастен к отсутствию их.

          2001

          _^_



          © Paul S. Korry, 1994-2024.
          © Сетевая Словесность, 2002-2024.






НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность