Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Цитотрон

   
П
О
И
С
К

Словесность




ПЛАСТИКА  И  МИСТИКА  ДИАНЫ  РЫЖАКОВОЙ

О книге: Диана Рыжакова, Ибис. - М., Стеклограф, 2018


Я познакомился со стихами Дианы Рыжаковой совершенно случайно. Меня попросили дать экспертную оценку тридцати трём конкурсным работам анонимных авторов. И был там один верлибр, невесть каким образом затесавшийся среди хорошо зарифмованных стихотворений. "Храбрый конкурсант!" - подумалось мне. Известно, что в России верлибры никогда ничего не выигрывают. Надо было выбрать лучшие стихи - и я, не колеблясь, включил в список лучших работ этот верлибр. Позже выяснилось, что это были стихи Дианы Рыжаковой. И вот у Дианы вышла первая книга стихов, с предисловием известного поэта и литературного критика Данилы Давыдова. Даже название издательства, в котором вышла книга - очень поэтично. "Стеклограф". Хрупкое стекло - это словно бы сам поэт. А мир - рисует по нему свои оттиски времени. Проект Даны Курской.

В случае с Рыжаковой, совершенно не страшно, что первая книга - небольшая. Отведённого издателями объёма, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы заявить о себе. Диана Рыжакова - неплохой знаток мира пернатых. И "птичье" название книги - "Ибис" - не случайно. Птицы - частые гости в её стихотворениях. Можно даже сказать - персонажи её лирики. На мой взгляд, поэту важно хорошо разбираться в голосах и повадках птиц. Есть замечательный пример: лирика Велимира Хлебникова. Поэтическое творчество интересно тем, что начинать в нём можно с любого возраста. Необязательно сочинять стихи с раннего детства и постепенно "наращивать мускулы". У Дианы Рыжаковой всё началось не так давно, пять лет тому назад. Она услышала голос, который сказал ей: "Дерзай!" И выход в свет первой книги - промежуточный, но очень важный итог этих дерзаний.

Есть у Дианы свой камерный мир, которым она охотно делится с окружающими. "Лица необщее выражение" - это словно бы сказано про неё. Торными дорогами она не ходит. Мне трудно представить её воспевающей Крымский мост или Собор Василия Блаженного. Её душа устроена таким образом, что больше обращает внимание на малые явления, малые города, внутреннее течение жизни. "Редкие пешеходы, редкие водители - редкие птицы..." Всё - в большинстве своём - нечастое и редкостное. Вот, например, стихотворение о речке Рыбинке, заточённой в коллектор. "Коллектор" сейчас - слово почти ругательное: придёт незваный гость - и начнёт выбивать с вас несуществующие долги. А здесь, в стихотворении, коллектор - это "тюремщик" реки. Так всплывает в лирике Дианы Рыжаковой тема подземной жизни маленькой речушки, "андеграунд" как тайное сокровище души. Поэтесса сравнивает себя с забытой рекой, и всё стихотворение звучит как гимн человеческой преданности. И ещё - это торжество несломленности. Неубиваемость жизненного потока - это и есть бессмертие.


Рыбинка - речка подземная,
речь течёт, пробивая в коллекторе брешь,
улица расплылась в сирени,
окна светятся, - слушает этот бред:
"Можешь не видеть, на ощупь не чувствовать,
просто знай - есть водопад, он струится,
до дна заполняет искусственный,
асфальтовый угол, кирпично-панельный край.
Можешь не верить, он у тебя под ногами,
в трубах холодных и грязных пытается жить,
можешь забыть его имя, уменьшить, забанить,
полностью изменить.
Он будет длиться в потоке диггеров,
от фабрики Динга до Страхова особняка,
рыбинкой, серенькой, глупой рыбинкой,
не предавая ни одного твоего сиреневого лепестка".

Тихая, исповедальная интонация, характерная для Дианы Рыжаковой лучше всего, на мой взгляд, звучит в стихотворениях, "заблудившихся" между стихами рифмованными и мелодическими верлибрами. Не акцентирование повествования на рифмах - один из неожиданных трендов современной поэзии. Нетривиальная, очень редкая топонимика - отличительное свойство поэтики Дианы. У поэта - своя, особая негромкость. Рифмы у неё чаще всего незаметны, но это не значит, что их нет или они плохие. Диана может срифмовать, например, женскую рифму с дактилической: принцев - принципов. У неё рифма - это такая "вещь в себе": таится и словно бы боится пристального внимания.

Временами лирика Рыжаковой становится герметичной. Такова, например, "Церера". Особенность поэтики Дианы заключается в том, что она личное и мифологическое сплетает в цельное повествование. Иногда название стихотворения говорит об одном, а сами стихи - очевидно говорят о другом. Например, стихотворение "Дождь" - о любви, а не о дожде; там даже клубника играет более важную роль. Рыжакова пишет акварельно, полутонами. Она - хороший рассказчик. Однако о многом целомудренно умалчивает. Возьмём, например, "Истерзанные деревья". Стихи совсем не о деревьях; концовка безапелляционно мажорна. Это - свет в конце туннеля, выход из ада в рай, минуя чистилище. Есть несколько пластов понимания. Наверное, стихи Дианы Рыжаковой - не для массового читателя. Они - для читателя вдумчивого, любопытного. Мне даже пришлось несколько раз залезть в словарь, что в интернетный век - совсем не проблема. Диана на генетическом уровне ощущает связь между разными поколениями. Она благодарна маме и бабушке за свою душу. Она чувствует себя живым мостом между предками и потомками. Эти стихи, посвящённые семье, у Дианы обладают какой-то особой светочувствительностью, особой нежностью. Женские образы перетекают друг в друга, как у Андрея Тарковского в "Зеркале". Ещё Рыжакова умеет удивлять - очень ценное качество для поэта. Я, например, объездил всю Черногорию, но о Баошичах ничего не слышал до стихов Дианы. Что такое астильбоидес, не знают даже люди, помешанные на разведении цветов. И так у неё везде: много поэтических тонкостей и нюансов. На мой взгляд, Диану смело можно назвать эрудитом. Но эти знания не тормозят поэтическое мировосприятие, а, наоборот, его питают.

Стихотворение "Сука-любовь" словно бы взрезает дельфиньим плавником тихую заводь лирики Рыжаковой. Это уже другой род удивления. Нужно суметь неожиданно удивить читателя эпитетом, выбивающимся из традиционной для автора стилистики. Одиночное грубое слово обладает сильнейшим эмоциональным воздействием. "Контраст! Всегда - контраст!" - говорил выдающийся пианист Владимир Горовиц. Возможно, это те самые "исключения", которые подтверждают "правило". Иногда я не до конца понимаю, о чём пишет в своих стихах Диана Рыжакова. Например, в том же стихотворении "Церера". Однако отношусь к своему непониманию... с пониманием. Перечитываю. Возвращаюсь и размышляю. Это целомудренная и гармоничная сложность. Поток сознания, где личное неразрывно переплетено с космогонией и мифологией. О чём бы ни писала Диана, в сущности, всё это - о любви.


и о чём ни живу это всё о великой любви
что приходит с зачатием
с красной сургучной печатью
на расплавленном темечке

Прекрасные строки! Диана Рыжакова, на мой взгляд, способна стать "Церерой" в Солнечной системе русской словесности. В добрый путь!




© Александр Карпенко.
©
Сетевая Словесность, публикация, 2018-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность