Словесность

[ Оглавление ]





КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность



МЫ ВЫРОСЛИ


 


      ПОКОЛЕНИЕ Y

      Мы – дети гласности, свободы, перестройки,
      рождённые в Эпоху Перемен.
      Соседи нас у мам в аренду брали,
      чтоб взять – по килограмму строго в руки –
      муку и сахар, гречку про запас.

      В очередях стоять вполне привычно было;
      нельзя побегать – можно почитать.
      Книг много разных: сказки да былины,
      и та, герой которой – добрый Ленин,
      хоть папа говорил, что он козёл.

      Кто не козёл – того мне не сказал он,
      наверно, потому, что сам не знал,
      хотя очки носил, был очень умный,
      имел диплом и званье инженера,
      на рынок только временно пошёл.

      А мама была мудрым педагогом,
      зарплата, правда, лишь в полгода раз,
      но хорошо – деньгами, не натурой,
      ведь не фарфором, как у тёти Зины;
      наш рынок был большой и принял всех.

      А мы росли, про кризисы не зная –
      чердак был замком, он же кораблём.
      Потом взрослели с Цоем под гитару,
      боевики любили со Сталлоне
      и раскачать мечтали этот мир.

      Учителя готовили нас к жизни
      по книгам той страны, которой нет,
      велели Родину любить и Президента,
      о классике твердили вдохновенно,
      ругали колу, жвачку и панк-рок.

      Мы выросли – ровесникам за тридцать,
      кто спился, а кого уже и нет,
      но перманентен кризис пресловутый,
      о равенстве и о свободе грезим,
      пьём кока-колу, жаждем перемен.

      ... Шли наши деды маршем к коммунизму,
      от права крепостного в рай земной.
      И мы ползём нестройными рядами,
      и хор наш невпопад многоголосен,
      и эволюция всегда идёт вперёд.

      _^_




      * * *
        Только детские книги читать...
            Осип Мандельштам

      Только детские книги читать,
      только детские мысли лелеять,
      и плясать – скоморохам под стать,
      ни о чем никогда не жалея.

      Быть аутсайдером, глупым шутом,
      избегать суеты и компаний,
      вместе с корками жрать хлеб изгнанья,

      не Иосиф хотя, но потом
      стать адептом, ведь те, кто за нами,
      перехватят изгойство, как знамя.

      _^_




      * * *

      1.

      Ноя жена не ноет.
      некогда ей – в запаре.
      по паре
      ведь каждый твари:
      всех накорми, прибери.
      муж её занят молитвами
      и разговорами с Богом
      о вечном.
      о скоротечном – бабе.

      2.

      что интересно, Завет сохранил имена женщин:

      Евы, лишившей рая
      всё человечество,
      (бедный Адам ни при чём).

      Дины, дщери Иакова,
      из-за которой
      огнём и мечом
      был истреблён Сихем.

      ещё Магдалина –
      блудница.
      все воротили лица,
      только Христос принял.
      впрочем, он сын Божий –
      меряться с ним негоже.

      Сарра, Рахиль да Лия,
      после ещё Мария –
      святые.
      эти вне списка.

      3.

      у них
      у всех имена.
      а у Лота жена –
      хуже бревна.
      безымянная.

      4.

      как же зовут праматерь,
      ту, от которой, кстати,
      всё возродилось заново –
      тварей людских миллиарды?
      или мы все – бастарды?

      _^_




      МИНИ-ПЬЕСА В 4 ДЕЙСТВИЯХ С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ


      * * *

      Самый страшный звук из моего детства – поворот ключа в скважине.
      Это сигнал:
      – игры кончились
      – сидеть тихо
      – не смеяться
      – не смотреть пристально
      – не плакать
      – не жаловаться
      ... конфеты лучше перепрятать...


      1.Морг.

      Действующие лица: сотрудник учреждения и Лирическая героиня.

      – Брить будем?
      – Да, пожалуй...ста... А как он с виду?
      – Синий. Сердечники всегда синие. Вот если малокровие, или рак, тогда белые, конечно... или жёлтые...
      – Я доплачу. Вы уж там, как-нибудь... Чтобы был красивым.
      ...


      2. Ритуальный магазин.

      Действующие лица: продавец, безутешная вдова, осиротевший пасынок 35 лет от роду, Лирическая героиня.
      – Вам саван или покрывало?
      – А какая разница?
      – Какой веры покойник?
      – Атеист.
      – Вот этот гроб красивый, ему бы понравился.
      – Подпишите: "От жены и сына". А деньги есть, я валюту разменяю.
      – Батюшку звать будем?
      – Зачем, он был неверующий. Дорого.
      – Давайте купим свечи.


      3. Кладбище.

      Действующие лица: безутешная вдова, осиротевший пасынок 35 лет от роду, мать покойника, могильщики, гости.
      – Вставай, сука! Пойдём домой!
      – Сыночек! Я к тебе лягу!
      – Держите старуху.
      – Поднимай. Не урони.
      – Кто-нибудь умеет молиться?
      – Прощайтесь.
      ...
      – Куда ставить крест?
      – В ногах: мой дед старовер.


      4. Дорога назад.

      – Святой человек был.
      – Третьего дня с ним рюмку поднимали.
      – А как же банкет?
      – Если не выпить, он обидится.


      * * *

      Ты хорошо смотрелся.
      Лучше, чем при жизни.
      Голову изрезали, но это ничего – она больше не понадобится,
      как и твои ключи.
      Я сменила замок.
      Не приходи.
      потом
      когда-нибудь
      я сама
      спрошу тебя:
      – Теперь ты знаешь,
      как бы я хотела тебя любить,
      папа?

      _^_




      ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ПОД ЯБЛОКАМИ

      Моя мама – кукушка,
      я её почти не помню.
      Папа – дятел.
      Он много работал, получил производственную травму и забыл о моем существовании.

      Я живу у бабушки – гусыни на птичьем дворе.
      Ещё у меня есть дедушка, но я его почти не вижу, потому что, когда он волнуется, то прячет голову в песок.
      А волнуется он постоянно.

      Жизнь на птичнике весёлая и шумная,
      но мне часто бывает грустно.
      Раньше у меня был друг, с которым можно было петь весёлые песни, но бабушка запретила нам играть вместе, потому что он петух.
      Мне кажется, это несправедливо, потому что у павлина тоже радужный хвост, которым он постоянно хвастается, но петь не умеет –
      дружить с ним можно,
      но не интересно,
      потому что павлину интересен только сам павлин.
      С воробьями мне тоже нельзя водиться, потому что они хиппи и маргиналы –
      такие друзья до добра не доведут.

      Я мечтаю,
      что когда-нибудь вырасту и улечу в горы.
      Буду медитировать,
      сидя на самой вершине,
      и испражняться на этот бренный мир.
      Бабушка говорит, что это только фантазии,
      ведь я не орёл,
      и в роду у нас не было ястребиных.
      А главное, говорит бабушка,
      не быть бакланом,
      и выучиться на грача,
      или поступить в консерваторию и стать скворцом.

      Бабушка говорит,
      жизнь прожить надо так,
      чтобы конец был достойным,
      а провожали с яблоками и гарниром.
      "А твоих орлов растащат на части стервятники!"
      Интересно, какая разница,
      если тебя всё равно съедят?

      _^_




      * * *

      В юности уходят навсегда:
      из дома,
      отношений,
      в крайних случаях из жизни.
      Так поступают все гоминиды в процессе онтогенеза.

      Навсегда – очень плохая рифма,
      по-хорошему, созвучна она только
      со смертью и вечностью.
      Всё остальное – дилетантская подрифмовка.
      Предпочитаю не петь в унисон.

      Если смотреть шире
      и говорить про антропогенез,
      то вся история человечества – попытка отделиться от корней,
      сепарироваться от предков
      и перевернуть мир.
      ( это называют развитием).

      Когда приходит понимание,
      что мир давно стоит на голове
      и вывернут требухой наизнанку,
      хочется бежать назад,
      в материнское лоно –
      но размеры не позволяют,
      да и гибкость уже не та.

      Мы – блудные дети из притчи.
      И, если сказка добрая, родители обязательно дождутся.

      _^_




      ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

        "Грех – в старославянском – ошибка, отсюда огрех."
                      Википедия

      – 7 непростительных ошибок. За них не в угол – сразу в ад.
      – я рад,
         что ты пришёл. отец и мать –
         я буду всем.
      – я виноват!
         поймёшь ли ты? нарушил 7
         законов бытия!
      – ты говори. внимаю я.

      – я жаден и ленив.
      – откуда ты узнал об этом?
      – от родных.
      – прокрастинация
         выражает отсутствие
         мотивации,
         нужна для выживания, спасёт от выгорания.
      – но я завистлив и в печали.
      – зависть – двигатель прогресса,
         желать и делать заставляет,
         уныние и лень гоняет.

      – страдаю обжорством
         в формах пяти –
         по классификации Аквинского.
      – это болезнь, милый мой, погоди!
         лечить РПП будем истово.

      – а похоть? не даёт покоя
         стремленье к наслажденьям плотским...
      – раз по согласью, то не стоит
         терзаться – повод
         идиотский.

      – кричу, бешусь и раздражаюсь!
         что смотришь так невозмутимо?
      – ты можешь злиться.
      – злюсь и каюсь.
      – но гнев – лишь топливо прогресса.
      – так исповедаться пытаюсь...
      – тебя я слышу, ты мне важен,
         небезразличен, интересен.

      – владеет мною мать пороков:
         растит, ласкает, холит эго.
      – мой друг, не будь к себе жестоким.
         ты нужен миру.
         ты – не лишний.
         однако, где сестра таланта? мы заболтались.
         время вышло.
         пора уже нам попрощаться.
         через неделю,
         в том же месте,
         в то же время,
         пороки посчитаем вместе.
         ариведерчи. с вас сто баксов.

      _^_




      БЕСПРИЮТНОСТЬ

      Бес приютился во мне.
      Гонит из душного мегаполиса
      в луга да поля,
      в маленькие города, где время не убегает, как эскалатор,
      а тянется, как гудрон в детстве.
      Вьет со мной гнездо дух уютный,
      верный – и каждое пристанище превращает в дом.
      Но снова просыпается тот, второй –
      бес толковый, но неусидчивый –
      и снова гонит
      в поезда,
      в самолёты,
      в люди – смотрите, мол,
      какой я
      бес страшный, покоя не дающий.
      Бес покойный –
      это не про нас, это не сейчас.
      Бес ты мой приютный!
      Так и скитаться,
      как той нищенке – психее,
      что ищет свою половину,
      а не знает, что богам подобна, и ждёт её вознесение.
      Так и бегать в поисках истины,
      пока не придёт бес конечный,
      и возьмёт меня за руку,
      и введёт в круг олимпийский.

      29.05.2024

      _^_




      секретики

      у бабушки были секретики
      на антресолях в коробочке.
      в маленькой пыльной коробочке
      не в золотом сундуке.
      если я кашу покушала
      если совсем была паинькой
      то доставалась коробочка
      и все её чудеса.
      там были руженчик, кораллики,
      стопка потертых обрезиков,
      сумочка, старая библия,
      песок из святой земли.
      были ещё фотографии,
      дядьки на них с усищами,
      дамы красивые, статные,
      ратуша перед Днепром.

      у бабушки были секретики
      бабуля словно коробочка
      с пыльными антресолями
      в которых не только хлам.
      лежали там горы покойников
      чуть нафталином присыпанных
      ещё две войны с концлагерем
      и ветхих вождей пяток
      от дна потайного коробочки
      был ключик надёжно припрятанный
      там память была о прадедушке
      голод и что-то ещё.

      бабуля лежит в коробочке
      и руки молитвенно сложены
      со всеми своими секретами
      и вековой ерундой.
      была бы умна коробочка
      моя, всё в неё положила бы
      и протирала бережно
      и сохраняла весь хлам.
      теперь не узнаю прадедушку
      и стану себе концлагерем
      и складывать буду в коробочку
      до тех пор, пока и я...

      _^_




      * * *

      Бабушка верила, что Гагарин жив:
      его забрали инопланетяне,
      чтобы никто не узнал,
      что он видел там на самом деле.
      Бабушка знала это наверное –
      вот те крест –
      потому что так написано в SPEED INFO.

      Я представляла,
      как зелёные рептилоиды пытают героя:
      который, конечно, не сдаётся,
      и шлёт на землю SOS.
      Когда-нибудь он вернётся,
      улыбающийся, как на открытке,
      и совсем не старый,
      потому что в космосе время течёт иначе.

      А потом я выросла, и перестала читать газеты до обеда – и после тоже.
      А бабушку мою забрал Гагарин,
      потому что она ждала и верила.

      В минуты галюциногенного одиночества
      я представляю,
      как космонавт без скафандра
      (он может себе позволить)
      гуляет по Луне
      и прикуривает от кратера,
      а моя бабушка вздыхает:
      – не кури, Юрочка, это вредно.
      Он смеётся, как на открытке,
      и подходит к ней лунной походкой
      (его научил Майкл Джексон, которого тоже забрали инопланетяне),
      и танцует с бабушкой –
      которая там совсем не бабушка –
      под лунную сонату.

      Они не одни там, на Луне.
      Экзюпери составляет звёздные карты,
      а Пушкин беседует с Сократом –
      совсем как тот самый Мюнхгаузен,
      который тоже летал.
      Их всех забрали добрые инопланетяне,
      потому что они видели бога
      и не смогли развидеть,
      а землянам про это знать не положено,
      потому что мы тут все поехали.

      _^_



© Юлия Иваницкая, 2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2025.




Словесность