Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Конкурсы

   
П
О
И
С
К

Словесность



*


 


      ИСКУССТВО СВЕТЛЫХ ПРОЩАНИЙ

      Ты говоришь со мной, приглашая
      в частную библиотеку профессора социологии,
      психологии, русской литературы -
      дважды в неделю разбирать почту, вытирать пыль,
      поливать мандариновые деревья,
      задыхаться от нежности.

      Собираясь в Бостон, профессор русской литературы
      баюкает на руках "Чемодан" эмигранта Довлатова,
      "Дар" эмигранта Набокова, и даже
      русское корнями "Обещание..." Ромена Гари.

      Жду тебя на рассвете, укладываю
      открытки из городов, в которых нас не было,
      цитаты в воображаемых письмах,
      белые скатерти, обучающие принятию.

      "Книга поможет тебе", -
      протягивая "Искусство светлых прощаний",
      говорил ты голосом профессора социологии,
      психологии, русской литературы.

      В Москве оставлены "Ковёр-самолёт" Владислава Крапивина,
      "Неизвестный цветок" Андрея Платонова
      и целая "Половина жизни" Кира Булычева -
      во избежание психологических травм
      внучку, рожденную в Бостоне, решено
      воспитывать на английском.

      _^_




      НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ

      Машенька раскладывала слова,
      комкая им нелепые окончания,
      суффиксы обламывая и пряча,
      осознавая право на красоту.
      Каждое слово ей откликалось звуком,
      слогом и ритмом
      преображало мысль.

      Дашенька слова разворачивала,
      разглаживала,
      меняла значения,
      утверждала,
      что настоящая женщина
      имеет право
      называть вещи
      их именами.

      Машенька стала филологом,
      филантропом, библиотекарем,
      но прежде, конечно, матерью
      двух непослушных мальчиков.
      Это такое счастье -
      им перед сном читать.

      Дашенька, безусловно,
      стала успешной женщиной,
      активисткой, известной блогеркой,
      авторкой, написавшей,
      что настоящее счастье -
      быть тем,
      кем ты на самом деле являешься.

      _^_




      НÉПИСИ*

      Володька ваш - непись,
      лицо зловредное, редкостное хамло
      в полтретьего пьянствовал на вокзале -
      еле отмазали,
      пазл, говорил, сложился,
      схлопнулся бензобак.
      ПАЗик свой к лешему бросил,
      до Нового пешим лóсался**,
      лясы точил с неизвестным селу лицом -
      песенку отщепенец впаривал.

      А Маринка его - что ли лучше?
      Тощая краля, к тому же крашеная,
      шмотки всякий раз новые,
      говорит, мол, хэнд-мэйд,
      а деньги откуда ль?
      Всю ночь электричество жжёт, не экономит,
      играет инди,
      и весь инстаграм в куклах вуду -
      сама видала.

      Да ладно тебе заливать, вот Диана -
      на каждой неделе в городе зависает -
      хахаль у ней москвич, да хахаль замкадыш,
      первый крипóый*** и пьющий,
      второй дважды женатый,
      а она никого не любит -
      прошмандовка она и непись.

      Ну а кто же сейчас не непись?
      Вот и я, например, такая -
      завистью изошлась -
      до мозолей сердце стёрла
      и от ревности безысходной
      неживую себя пустила
      рисковать, становясь живою.

      Вот и ты точно так сможешь.



      * Нéпись (сокр. NPC от англ. Non-Player Character -
      "персонаж, управляемый не игроком") - персонаж в играх,
      который не находится под контролем игрока. В компьютерных играх
      поведение таких персонажей определяется программно.
      ** Лóсаться - передвигаться быстро или беспорядочно, мотаться,
      носиться; слоняться, шляться. (Словарь вологодских говоров.)
      *** Крипóвый - на сленге: стрёмный, страшный.
      _^_




      МАШИНА ВРЕМЕНИ

      Среди девочек, рождавшихся в девяностые,
      похожих на куклу Барби,
      влюблённых в Луку Барбаросса,
      росли
      Марианна, собирающая жуков,
      Жанна, читавшая книги для взрослых,
      и Александр Михайлович Иванов,
      раз за разом изобретавший машину времени.

      "Ты же помнишь приставку Dendi,
      вкладыши Турбо, Yupi и Juicy Fruit?
      Вот туда нас отвези!"

      И рассекает время авто из Lego,
      и тамагочи снова живёт на даче -
      божьей коровкой в Сашином кулаке,
      папиной книжкой, спрятанной под матрасом -
      сколько ни ждал девочек возле школы,
      так и не выменял, глупый,
      на поцелуй.

      _^_




      МАМА

      Мама моя - инженер, изучала водоснабжение -
      карандаши, чертежи, наглаженные рубашки -
      по специальности ровно год.
      А потом - девяносто первый,
      и кто говорит о работе,
      когда и страна пропала в небытии.
      Мама моя - кружевница - белые лошади,
      цветущие орхидеи, птицы,
      летящие в объединенную Германию.
      Кто говорит о зрении,
      когда дочери три и ей снятся
      летучие корабли, крыши Стокгольма
      и Изумрудный город.
      Мама моя - хореограф,
      полководец танцующих второклассников
      ко дню Победы и дню Учителя.
      Днём ритмика, вечером шейпинг -
      кассетный магнитофон, родинка Синди Кроуфорд.
      Кто говорит о детях, росших в дефолт:
      мама моя - принцесса -
      платье из тюля, корона из мишуры -
      открытку от деда Мороза
      графическим почерком растерянно
      подписала.

      _^_




      ПОСТОРОННИЕ СТИХИ

      Записывала стихи.
      Под микрофоном фирмы Samson
      Большая Советская Энциклопедия,
      сборник новелл Цвейга,
      сборник типовых договоров - остался после обучения на юрфаке.
      Микрофон фонил и брыкался,
      фиксируя, как перепрыгивают с места на место предметы,
      шелестят тетради, падают ручки, звонят посторонние
      стихи, скулящие, что их совершенно не слышно
      соседу из двадцать шестой -
      беллетристу, что утром продрог,
      рефлексируя о правописании,
      сочиняя письмо незнакомке
      на соглашении о передаче авторских прав.

      _^_




      ПРАВО НА ТАНЕЦ С ПАПОЙ

      Право на танец с папой.
      Право чувствовать его любовь,
      верить в бессмертие души, Бога и реинкарнацию.
      Самой воскрешаться подобно фениксу
      после головокружительной высоты,
      когда кажется, что живого в тебе не осталось.
      Быть нежной и женственной, даже надев броню,
      улыбаться, когда хочется плакать,
      и плакать, когда лучше лежать на дне.
      Осознать, что любовь - есть Свет,
      и светить, как бы тебе ни было больно.
      Стать мудрой настолько,
      чтоб измениться полностью,
      сохранив за собой право на танец с папой.

      _^_




      КОСТИ СТИХОТВОРЕНИЙ

      Когда понимаешь - тебя-то я и искала.
      Не выбирала литературу, просто любила -
      слово от диких собак, лангольеров,
      исписанных маркером подоконников
      отскакивало в шелестящую темноту
      амурского побережья.

      Слово - первая телеграмма
      дочери подполковника
      "буду восьмого папа"
      белым пятном на память и пластилин.

      Выучила
      слово от злых людей "ща ментов вызову"
      действует лучше, если предварительно перекреститься.

      В общем-то, так мы и встретились -
      я рисовала твои отросшие бакенбарды
      на запотевшем стекле электрички в Орехово-Зуево
      ты кричал мне с платформы: "Ехай!"
      и трогательно отпугивал воронят,
      растаскивающих кости стихотворений.

      _^_



© Аксана Халвицкая, 2022-2025.
© Сетевая Словесность, публикация, 2022-2025.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Так возвышает родина, поверь... [Стихи лакских поэтов Руслана Башаева, Миясат Шурпаевой, Патимат Рамазановой, Мирзы Давыдова и Патимат Штанчаевой в переводах на русский язык.] Виктория Орлова. "Увидеть Париж" и другие рассказы [Ох, как же дружно жили они! Небогато, даже на море никогда не были, всех сокровищ – библиотека, хрущёвка двухкомнатная да дача-сарайчик на шести сотках...] Александр Карпенко. "И, взявшись за руки, шли двое..." (О романе Бориса Гриненко "Признание в любви") [Эта книга стала для автора смыслом жизни. Написать и издать её – подвиг. Это книга-долг – живого перед ушедшей...] Наталья Захарцева. Улица Троллейбусных Скворцов [Ведь всё, что воздаётся, всё – добро. Мы лучшие конструкторы миров. Вы просто не пытайтесь их разрушить...] Владислав Китик. Я весны моей всё ещё пленный [Пробуждённую ночь я приму, / Помогая атлантам, на плечи. / У неё я на память возьму / Трудный дар человеческой речи...] Ольга Гурилёва. Всё то, что случилось с нами [Так тут и было веками, / Как в самом начале всего: / Только любовь и бог – / Всё то, что случилось с нами.] Михаил Ковсан. Гроб некому вынести, или Улыбка Гагарина [Улыбка Гагарина стала не такой широкой и белозубой, как раньше. Поговаривали, что его и вовсе одноцветно закрасят, только деньги найдут. Но пока деньги...] Ольга Самарина. Внучка Ава [Ава, крошечная, но настоящая Ава, уже умудрилась захватить нас в свой плен. Навсегда. Она не путалась в ролях и оказалась самым адекватным человеком в...] Николай Хрипков. Любовь с первого слова [Ну, мир! И что мир? Что же, интересно, о нем наразмышлять можно? Мир – он и есть мир. А Бог? А что Бог? Бог – он и есть Бог. А человек? Две руки, две...] Юлия Великанова. Будь его Солнцем, или Мы просто об этом не думаем (О романе Андрея Кошелева "Валери") [Наше бытие во многом рассчитано на глаза и зрение, на зрительное восприятие. Процентов 70 информации мы получаем и воспринимаем глазами. Зачем задумываться...] Дом вынимает пламя (О книге Веры Полозковой* "Lost and found") [Новая книга Веры Полозковой – собрание стихов, короткой прозы и фотографий – сильный эстетический опыт противостояния смерти...] Владимир Ив. Максимов. Ничего не требуя взамен... [Любой календарь – не без вычета, / Но тёплая осень – особенна: / Она, словно гречка, рассыпчата, / И солнечным маслицем сдобрена...]
Словесность