Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




"Жанра нет, и это к лучшему":
мысли над статьей А.Б. Есина о стихотворной миниатюре


Статья А.Б. Есина "Похвальное слово миниатюре" является предисловием к недавно вышедшему сборнику "Русская стихотворная миниатюра: хрестоматия" (сост. Есин А.Б., Палехова О.А., Долинина С.Я. - Москва, "Флинта"/"Наука", 2005). Этот сборник содержит стихи разных поэтов от Державина до Рубцова. Составители включили в сборник только стихи традиционной формы (например, в подборку Гумилева не включено его знаменитое "Хокку"). Однако в предисловии обсуждаются стихотворные миниатюры независимо от их формы, и поэтому я решил обсудить наиболее интересные места из предисловия в контексте формы танкетки.



Цитата из Есина Комментарий

Есин говорит о том, что стихотворные миниатюры появляются только в зрелой поэзии, в частности, используя такой пример: "У юного Блока миниатюр больше, чем у "старика Державина". Поэт молод, но русская поэзия уже совсем взрослая."

Об этом же писали мы с Циплаковым в "Новом мире": "...танкетка - первый удачный вариант воплощения и кристаллизации всего многовекового опыта русского поэтического мастерства. Ведь любая серьезная короткая твердая форма возникает тогда, когда существует длительная многовековая традиция..."


"...стоит заметить, что в русской стихотворной культуре никогда не было "специального" миниатюрного жанра... В японской поэзии есть хокку и танка, в восточной - рубаи, в античной - элегический дистих, в русской ничего подобного не было и нет. И может быть, это к лучшему..."

С одной стороны, можно заявить, что, хорошо это или плохо, но теперь "специальная" форма русской миниатюры существует: это танкетка. С другой стороны, существует ли она? Используем для примера снова "Хокку" Гумилева. Гумилев назвал свое трехстишие "Хокку"; а какой-нибудь современный поэт, написав двустишие, назовет ли его "Танкетка"?


Есин пишет, что естественная граница между миниатюрами и не-миниатюрами может быть проведена так: у миниатюр композиция двухчастная (то есть: одна мысль, потом другая - например, "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."), тогда как у не-миниатюр (например, сонетов) композиция трехчастная.

Две строки танкетки естественным образом создают двухчастную композицию. Трехчастная композиция в танкетке, даже если специально ее выстраивать, труднодостижима из-за сильного притяжения слов друг к другу в пределах одной строки (что обеспечивается, в частности, отсутствием знаков препинания).

С другой стороны, в танкетках наличествует другой эффект: часты "фигурные" танкетки, в которых развитие идет не только "по вертикали", но и "по горизонтали". Вот сравнительно простой пример этого:

белка
ветка     ветка

Есин пишет, что в миниатюрах частота использования разных тропов не такая, как в поэзии в целом, поскольку используются наиболее экономные (в смысле места) тропы: например, вместо сравнений используются эпитеты.

Когда тропы используются в танкетках, они функционируют не так, как в "обычных" стихах, и это тема для отдельного исследования. Например:

месяц
коготь тигра

Есин пишет, что необычная рифмовка в миниатюре помогает поэту добиться желаемого эффекта, а именно, во-первых, замедлить темп чтения и, во-вторых, заставить читателя прочесть текст на одном дыхании, на одной "волне" интонации: вверх, а затем вниз.

Этот эффект достигается в танкетках благодаря правилам этой формы. Об интонации танкеток я писал неоднократно - например, в журнале "Крещатик".


Есин обсуждает державинскую эпитафию Суворову: "Здесь лежит Суворов".

Эта эпитафия, кстати, могла бы быть танкеткой, но Державин (по понятным причинам) записал ее пирамидкой:

Здесь
лежитъ
Суворовъ

"...надо ли удивляться тому, что среди миниатюр так часты шедевры...... всякая миниатюра - потенциальный шедевр: таковым ее делает стремленение высказать самое существенное в максимально отточенной поэтической формулировке."

Это, пожалуй, слишком сильно сказано: получается, что сайт танкеток - это "Фабрика шедевров", по аналогии с "Фабрикой звезд"? Мне кажется, было бы правильнее сказать, что в нашу эпоху поэты и читатели поэзии интересуются миниатюрами, и поэтому, например, новый цикл танкеток может быть более важен для нас, чем новых венок сонетов.




Как мы видим из этих сопоставлений, танкетки и критика танкеток могли бы обогатить теорию стихотворной миниатюры как новыми примерами, подтверждающими выводы ученых, так и новыми наблюдениями, выходящими за рамки существующей теории. К сожалению, приходится констатировать некоторый разрыв между толстожурнальной литературной критикой, которая за три года существования танкеток признала их интересной новой литературной формой, и филологической наукой, которая (за исключением ученых из Софийского университета в Болгарии) пока игнорирует их.




© Алексей Верницкий, 2005-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность