Обратная связь. Сергей Слепухин: Apocalipsis - Nevermore (О стихах Ольги Дерновой)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Рубрику ведет
Сергей Слепухин


Словесность


О рубрике
Все статьи


Новое:
О ком пишут:
Игорь Алексеев
Алена Бабанская
Ника Батхен
Василий Бородин
Братья Бри
Братья Бри
Ольга Гришина
Ольга Дернова
Юлия Долгановских
Михаил Дынкин
Сергей Ивкин
Инна Иохвидович
Виктор Каган
Геннадий Каневский
Игорь Караулов
Алиса Касиляускайте
Михаил Квадратов
Виктория Кольцевая
Сергей Комлев
Конкурс им. Н.С.Гумилева "Заблудившийся трамвай-2010"
Конкурс "Заблудившийся трамвай"
Александр Крупинин
Борис Кутенков
Александр Леонтьев
Елена Максина
Надежда Мальцева
Евгений Минин
Глеб Михалёв
Владимир Монахов
Михаил Окунь
Давид Паташинский
Алексей Пурин
Константин Рупасов
Илья Семененко-Басин
Александр Стесин
Сергей Трунев
Феликс Чечик
Майя Шварцман
Олег Юрьев







Новые публикации
"Сетевой Словесности":
Светлана Андроник. Ветреное. Стихи
Любовь Артюгина. Человек в одеяле. Стихи
Максим Жуков. Равенству - нет! Стихи
Сергей Сутулов-Катеринич. Весталка, трубадур и дельтаплан. Повесть
Михаил Ковсан. Словом единым. Поэзия в прозе, или Проза в стихах.
Наталья Козаченко. Пуговица. Рассказ
Ростислав Клубков. Дерево чужбины. Пьеса
Елена Севрюгина. "Реалити-шоу" как новый жанр в художественной литературе. Рецензия на книгу Максима Привезенцева "История Мираксздания"
ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[01 ноября]   Избранные танкетки октября.



Сергей Слепухин

APOCALIPSIS - NEVERMORE

(О стихах Ольги Дерновой)



Ольга Дернова.Человец
Изд-во Евдокия, 2013

Чтение сборника стихов "Человец" Оли Дерновой - дело нелегкое: вроде, окрыляет и вдохновляет, а попробуй рассказать о стихах - не удается! Я долго подбирал слова, делал вялые попытки - неудача за неудачей. Но вот, наконец, пришла уверенность, что смогу, и - я решился.

Видавший ли виды "Жигуль", набитый ли до отказа автобус в Митино - всякий раз обезличенный человек, человек-невидимка, пересекает "три эльфийских кольца" Москвы, в который раз погружается в могильный холод Замкадья. Вместе с ним устремляемся и мы - "мы, идущие надолго. Надолго, далеко", из жизни неизменно спешащие в смерть. Черное поле, голый путь, дорога, страшно кричащая в ночи, "мигающее ничто"...

Черви, личинки под ногами Господа Бога - вечно нам не хватает воздуха, не сидится в темной тесной пещере, хочется света, света, дождя! "Потайное поднимается вверх", мы движемся на собственный силуэт, вихляем "вихрящимися телами", локтями расталкиваем друг друга, "без перехода, без переброски" гурьбой спешим к конечной цели, уверенные, что Он замер "в ожидании груза". Эх, эта сладкая "минутная жажда гибели"!

        Мелькнёт с изнанки чёрная дыра.
        Душа качнётся, как воздушный шарик.
        Но вряд ли, справедлива и добра,
        рука Творца под липами зашарит.

"Вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек".

"Се Человек", - кивал прокуратор в сторону захожего диссидента, отнюдь не сомневаясь, что перед ним - псих. "Ищу человека!" - кричал в афинский полдень другой ненормальный, стоя с фонарем в руке.

Ах, психи, психи!.. Философы с большой дороги! Странные имена: Вкл и Выкл, Пал и Секам, Сим электрический и Хам трамвайный...

Трясется митинский автобус, сидишь, вздыхаешь: "Доколе!" Рядом два безумца, сбежавшие из дурдома, "первому всё мерещатся огоньки под листьями, а второй говорит о гробе"... Свет и Тьма, Жизнь и Смерть, Мгновение и Вечность...

"Вот человек. Он бегает проворно" - синенький, желтенький, маленький. Человечек - "охапка свечек", огонек в ночи, "сгусток жизни, без фигуры и без лица", изъян чужой кинопленки. Не говорите ему, что он пустая карта в колоде! О, нет! Он огнеупорен и солнцелюбив! "В человеке всё должно быть нефер"! - звенит в воздухе девиз индивидуального "пафосного плана".

Датчики не обманывают: дрожь, зачесались лопатки, что-то произрастает диковинным корнеплодом. Крылья! Остается лишь выкрутить на пупке кнопку громкости, повернуть до отказа, и - платформа под ногами всплывает, устремляясь в вялое небо. Беспокойно звучат в эфире "слова на неведомом языке, вроде божьего или другого гласа". Курс - Вечность! Я летаю, "как человцы, наблюдаемые в природе"!

Сидишь у стенки, ждешь своей очереди выхода в астрал - "в конце, на выдохе, на излёте".

        Странные люди-духи идут по стенке,
        смутно уже предчувствуя, что за ней -
        вспышка сверхновой в сумраке подворотен.
        Ночью мороз крепчает, но он бесплотен.
        И оттого их магия всё сильней.

Мечты, мечты! "Младенчески лепечущая флейта"!.. Человец есть странный дух "в костюме из теплой плоти", возомнивший себя ангелом! Теряется и образ, и вес, ибо "магия мира телесна". Обессиленный, порванный в клочья беглец исчезает в небесной бездне, "как пропадает мелочь по карманам". Цель его обманула: "даже на небесах уготован тебе барак", "даже на небесах готовься к очередям", "даже на небесах не прозреют твои глаза"...

Стихиры, гимны, псалмы. "Ликуют ангели вси на Небеси и радуются человецы днесь..." Так ли?! Нет, всё вверх ногами: земные ангелы, небесные человецы! "Души - небесные звери, загнанные в тела".

Ангелы ушли в самоволку на землю, из "облачного корпуса" дали дёру. И вот, больных, нелепых, неловких - обвисшие крылья, "перья в кровавой марле" - люди подбирают кротких на остановках, несут из воинской части... Дети выхаживают всеблагих в лазарете, где и "не слышно мольбы о чуде"...

Духовная слабость - природа человека. "Все мы немощны, ибо человецы суть"... "Приидите Вси Человецы", - взывает некто, невидим и милосерд. Кто - Он? Бог? Аморальный психопат Ковач, бескомпромиссный супергерой мирового комикса? Казимир Малевич, хватающий Черную простыню за обтрепанные края и взлетающий, как маг (или Бэтмен), в небеса?

        Полюбуйся тем, что известно мне:
        силуэты в складчатой простыне
        человечков, маленьких и хороших,
        незабудок с розами посреди.
        Их для нас придумали, погляди,
        оптик Бог и старый психолог Роршах.

Огонёк свечи в руках - указатель курса. На - Тот, на Этот ли свет? "Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете"... "Мнози человецы умираху"...

Замена солнцу, лампочка в торшере - мотылек перегорает быстро и нелепо. "Обещанный покой - как выдохнутый зной". Смерть низводит сестру с постамента, но пьедестал пустует лишь мгновение. Скоро, очень скоро жизнь начинает жужжать рок-н-ролльной навязчивой мухой в наушниках, и автобус отправляется в Замкадье.



Книга "Человец" Ольги Дерновой ввергла некую критикессу "в состояние когнитивного диссонанса". Нам поведали, что "две ипостаси - литературного критика и впечатлительного человека - пришли в неразрешимое противоречие". Эмоциональное воздействие на даму оказалось столь психологически тяжелым и негативным, что переживания "не смогли пересилить эстетические свойства текстов". Ох, уж эти напрасные инстинктивные страхи и вошедший в моду "когнитивный диссонанс"! Раньше дамы падали в обморок, а сегодня преимущественно в когнитивный диссонанс!

Что же так напугало рецензента? Боязнь смерти, тема мертвых? Но ведь Дернова, если вдумчиво вчитаться, вовсе не испытывает любви к образу смерти, к макабру с пиететом не относится! Напротив, она пишет: "Товарищи, мёртвый - такой же живой, но только сомлевший".

Ольге Дерновой удалось выявить нечто весьма существенное, чрезвычайно важное, то, что маститый ценитель, увы, обошел вниманием: наши человецы ныне совсем утратили способность различать жизнь и смерть, они просыпается утром и не знают, что будет завтра. Смерть стала для живущих в России большим преимуществом. Современный человек не видит в жизни смысла и не имеет воли к ней, живет одним днем и в воскресение - не верит. Гробовая черта между прошлым и настоящим стерта, а, значит, и не существует черта между отжившим и будущим.

        смешные, одомашненные чиби
        привыкшие к пластмассе и пельменям
        мы спрячемся на божьем микрочипе
        и весь ваш апокалипсис
        отменим

  • Смотрите также: Ольга Дернова в "Сетевой Словесности"


  • Постоянный адрес рецензии:
    http://www.netslova.ru/os/ss_dernova.html