Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




Предисловие к книге "Немодная сторона улицы"

с авторской графикой из цикла "Цветной абстракт"



Искать в Озоне











Графика Б. Верниковой

В открытой на портале "ACADEMIA Образование" лекции писателя, филолога и критика Владимира Ивановича Новикова, посвященной формальной школе в литературоведении и ее лидерам - Юрию Тынянову, Борису Эйхенбауму и Виктору Шкловскому, идет речь о том, что нет резкой границы между литературоведением и литературой: "Три филолога, обладавших очевидным писательским даром, занялись исследованием литературы и увидели ее изнутри так, как прежде никто не видел".

Эти знаковые для русской литературы авторы неоднократно представлены в моих текстах. Упомяну свой поэтический метатекст "Верлибры Юрия Тынянова" в журналах "Сетевая Словесность" и "Топос" (2005, 2006); предложенные читателям на портале "Лабиринт" страницы моей книги "Из первых уст. Эссе, статьи, интервью" (М.: Водолей, 2015), повествующие об издании в середине 19 в. стихотворного перевода с иврита на русский поэмы Якова Эйхенбаума, деда Бориса Михайловича Эйхенбаума, - фрагмент поэмы "с самым лестным отзывом" был перепечатан в журнале "Библиотека для чтения"; и публикуемое здесь эссе "Ключ к поэзии, досуг и престиж", где "работает ... концепция Виктора Шкловского: "остранение" как показ предмета вне привычного ряда спасает текст от автоматизации, актуализирует его в глазах читателя".

Владимир Новиков в своей лекции приводит и разъясняет данное Юрием Тыняновым определение литературы - "динамическая речевая конструкция" (динамика произведения (его сила) затягивает читателя, речевая - написано хорошим языком, конструкция - произведение выстроено), отметив, что эта формулировка включает в себя и литературный жанр нон-фикшн, поскольку вымысел не является непременным условием художественности. О литературе нон-фикшн и ее воздействии на читателя я пишу в содержащемся в данном издании эссе-рецензии на книгу Евгения Михайловича Голубовского "Глядя с Большой Арнаутской":

"Получился сборник эссе и очерков культурно-биографического характера в жанре нон-фикшн (в переводе с английского - "невымысел"), изначально ценный тем, что каждое эссе создавалось с определенной внутренней установкой сформулировать нечто существенное и значимое. Собранные в одной книге, эссе Е.Голубовского концентрируют смыслы и энергетику, вложенную автором в отдельные тексты в разные годы, и соответственно, сильно воздействуют на читателя".

Это высказывание напрямую связано с книгой "Немодная сторона улицы. Эссе, графика", куда вошли мои эссе, опубликованные в 2016-2017 гг. на сайте bella-vernikova.livejournal.com и в журналах "Новый Континент", "Дерибасовская-Ришельевская", "Вещество", "Литературный Иерусалим", и графический цикл "Цветной абстракт", по условиям издания подготовленный в черно-белом варианте. Навыки историка литературы, поэта и художника позволяют мне изнутри подойти к художественным текстам, к изобразительному искусству и к современному литературному процессу. Приведу несколько примеров такого отношения изнутри, взятых из эссе, составивших книгу "Немодная сторона улицы".

В эссе "Торопись, покупай живопись" я вспоминаю, что посещение московских редакций в поздние советские годы запомнилось не только редкими публикациями, но и разнообразной реакцией на мои стихи - поэт-верлибрист Арво Метс, один из редакторов отдела поэзии "Нового Мира", увидев в предложенной мною подборке свободный стих, сказал, что я чувствую возможности верлибра. "Поскольку стихи в рифму или верлибром писались интуитивно, это замечание заставило меня задуматься, какие именно возможности открывает свободный стих, что через пятнадцать лет и в совершенно другой культурной ситуации способствовало созданию "Верлибров Юрия Тынянова". Читая в конце 1990-х гг. книгу "Архаисты и новаторы", я как поэт обратила внимание, что в статьях Юрия Тынянова встречаются фразы, которые можно прочесть верлибром, и сложился первый фрагмент этого пастиша:

        1. ВЕРЛИБР И ПРОЗА
        именно raison d'etre
        "ритмованной прозы"
        с одной стороны
        vers libre, с другой
        в их существовании
        в первом случае - внутри
        прозаического ряда
        во втором случае - внутри
        стихового ряда

Как отметил Владимир Новиков, говоря в своей лекции об открытиях Юрия Тынянова, происходит канонизация маргинальных жанров. К началу 21 в. с распространением в русской литературе тенденций постмодерна метатекст утверждается как жанр, что способствовало оформлению моих интуиций в поэтический метатекст, где в авторском предуведомлении подчеркнута его символика:

        "Верлибры Юрия Тынянова"
        стилистически символизируют
        единство смысло- и формообразующих начал
        в новациях русской поэзии, заявленное
        и обоснованное в тыняновских статьях 1920-х гг.

Более ранний поэтический метатекст "Тора и философия" был опубликован в моей книге стихов "Звук и слово" (Иерусалим: Филобиблон, 1999), он также приведен в данном эссе с указанием авторской мотивации в создании этого произведения - метатекст как одна из форм интерпретации способствует извлечению смыслов и подчеркивает поэтичность библейского текста. Там же указана сходная мотивация к составлению моих метатекстов с графикой, вошедшей как иллюстрации в книгу "Отпечатки слов, губ", представленных на сайте визуального искусства "Иероглиф" и в журнале "Сетевая Словесность". В книге "Отпечатки слов, губ: Стихотворения. Графика" (М.: Водолей, 2016) отмечено мое участие в современном литературном процессе, о чем кроме книг и публикаций свидетельствуют номинации актуальных литературных премий - лонг-лист премии Бунина; лонг-лист Международной литературной премии "Писатель ХХI века".

В эссе "Торопись, покупай живопись" я как исследователь и художник уделяю внимание становлению понятия "метатекст" (чужое слово, текст в тексте, пастиш, коллаж) - от М.Бахтина и Ю.Лотмана до трудов современных ученых, и пишу об отношении Владимира Набокова к Джеймсу Джойсу в связи с эстетикой постмодерна. Там же дана цитата из автореферата диссертации Сергея Прохорова: "На зрителя воздействует энергетика мазка, фактуры, глубины и интенсивности цвета", которой я предваряю раздел графики в книге "Немодная сторона улицы". О том, что навыки художника приводят к новому пониманию природы вещей тоже сказано в этом эссе: "Задаваясь вопросом "Как он знает?" (в стихотворении "Как он знает, какими красками куст / прошуршит вослед человеку") я не понимала тогда, что художник вовсе не знает, и даже не хочет знать. Поскольку действует иррационально. И в этом прелесть работы с красками - она не требует вербализации и позволяет предаваться архетипическому пристрастию к иррациональному".

В эссе, давшем название книге, обозначена еще одна авторская мотивация - сделать немодную сторону улицы модной (выражение образовано из эпиграфа).

Речь идет о Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском - по свидетельству современника его "Деревенские очерки" с большим вниманием и похвалой разбирала серьезная критика, а блестящая повесть "Детство Тёмы" признана была первоклассной", при том, что сегодняшние составители российских школьных программ рассматривают Гарина-Михайловского как писателя второго ряда.

Упомянув о давнем интересе к творчеству писателя, чье детство и юность прошли в Одессе, - работая в Одесском литературном музее я "собирала материалы по представленным в литмузее писателям (один из найденных и привезенных мною мемориальных экспонатов - чернильница Николая Георгиевича Гарина-Михайловского)", я как историк литературы хочу "вернуть достойную литературу в круг современного чтения, сделать немодную сторону улицы модной". Это эссе еще раз напоминает, как сказано в моей книге "Из первых уст", что невозможно обойти специфику межнационального общения в одесском тексте русской литературы, определившую его содержание: "Работу в литературном музее я получила благодаря своим переводам украинской поэзии"; "Гарин-Михайловский в самом рассказе отвечает автору данной интернет-записи: "...старый еврей спросил хриплым голосом: - Его сочинения написаны на еврейском языке?"

Автоцитата "Сделать немодную сторону улицы модной", обращенная к современным поэтам, предваряет эссе "Ключ к поэзии, досуг и престиж". В этом тексте я как исследователь определяю поэтическую традицию: "Насыщение поэзии прозой жизни, характерное для развития русского стиха на протяжении 20-го века, - другой ключ к истинной поэзии, найденный Иваном Буниным в его раннем поэтическом творчестве. Еще один ключ к поэзии 20-го века и наших дней предложен Мариной Цветаевой в стихотворении 1923 года: "Поэта - далеко заводит речь... Развеянные звенья причинности... Не предугаданы календарем". И ссылаюсь на американского экономиста и социолога Торстейна Веблена, который ввел в оборот понятие показного или престижного потребления, объясняющее, почему те или иные культурные явления становятся модными и привлекательными для потребителя.

Владимир Новиков, разбирая в лекции открытый Юрием Тыняновым закон единства и тесноты стихового ряда, замечает, что в хороших стихах мы эту тесноту ощущаем. Что перекликается с приведенным мною в эссе-рецензии "Взревут водяные быки" высказыванием Осипа Мандельштама: "...поэт возводит явление в десятизначную степень, и скромная внешность произведения искусства нередко обманывает нас относительно чудовищно-уплотненной реальности, которой оно обладает".


_________________________________
Книга готовится к изданию.





© Белла Верникова, текст и иллюстрации, 2018-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2018-2024.
Орфография и пунктуация авторские.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Андрей Бычков. Я же здесь [Все это было как-то неправильно и ужасно. И так никогда не было раньше. А теперь было. Как вдруг проступает утро и с этим ничего нельзя поделать. Потому...] Ольга Суханова. Софьина башня [Софьина башня мелькнула и тут же скрылась из вида, и она подумала, что народная примета работает: башня исполнила её желание, загаданное искренне, и не...] Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки" [Сутки через трое коротких суток / переходим в пар и почти не помним: / сколько чувств, невысказанных по сути, – / сколько слов – от светлых до самых...] Надежда Жандр. Театр бессонниц [На том стоим, тем дышим, тем играем, / что в просторечье музыкой зовётся, / чьи струны – седина, смычок пугливый / лобзает душу, но ломает пальцы...] Никита Пирогов. Песни солнца [Расти, расти, любовь / Расти, расти, мир / Расти, расти, вырастай большой / Пусть уходит боль твоя, мать-земля...] Ольга Андреева. Свято место [Господи, благослови нас здесь благочестиво трудиться, чтобы между нами была любовь, вера, терпение, сострадание друг к другу, единодушие и единомыслие...] Игорь Муханов. Тениада [Существует лирическая философия, отличная от обычной философии тем, что песней, а не предупреждающим выстрелом из ружья заставляет замолчать всё отжившее...] Елена Севрюгина. Когда приходит речь [Поэзия Алексея Прохорова видится мне как процесс развивающийся, становящийся, ещё не до конца сформированный в плане формы и стиля. И едва ли это можно...] Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике [Авторский вечер филолога, академического преподавателя и поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри" 18 января 2024 года в московской библиотеке...] Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... [У жизни новая глава. / Простим погрешности. / Ко мне слетаются слова / на крошки нежности...] Лана Юрина. С изнанки сна [Подхватит ветер на излёте дня, / готовый унести в чужие страны. / Но если ты поможешь, я останусь – / держи меня...]
Словесность