Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


   
П
О
И
С
К

Словесность




"ЖИВАЯ  ПЕРМЬ"-2010:
СКЕПТИКИ  БЫЛИ  ПОСРАМЛЕНЫ...



Афиша фестиваля современного искусства "Живая Пермь" на музея современного искусства PERMM

Куратор направления "Литература" Алексей Евстратов (Пермь)

Всеволод Емелин на своём авторском вечере

Чтение пьесы Владимира Зуева "Мамочки", фото Андрея Пермякова

Москвичи Екатерина Троепольская и Андрей Родионов на показе современной российской видеопоэзии

Андрей Пермяков (Пермь-Москва)

Иван Козлов (Пермь) и Арсений Ли (Дегтярск) с "Чёрным Знаменем Анархии" на выставке современного украинского искусства "ЯКЩО (ЕСЛИ)"

Дмитрий Веденяпин на своём авторском вечере

Сергей Тетерин (Пермь)

Александр Дельфинов (Берлин) на Пермском поэтическом слэме

На выставке "Я люблю П"

Работа Тимура Николаева на выставке "Я люблю П"

Работа Марата Амарея на выставке "Я люблю П"

Георгий Звездин (Пермь) с "рабочим" плакатом "Хватит проституировать"

Автор статьи на фоне логотипа Перми

Сергей Есенин на недостроенно-заброшенном четырёхэтажном доме по ул. Луначарского (в центре Перми)

Уже несколько лет широко известный галерист и культуртрегер Марат Гельман прикладывает немалые усилия для превращения Перми в одну из культурных столиц России (посредством выставочной и иной деятельности возглавляемого им музея современного искусства PERMM - и не только). И второй год подряд в городе на Каме проходит фестиваль современного искусства "Живая Пермь", инициированный тем же Маратом Гельманом (художественным руководителем фестиваля) и поддержанный Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и Комитетом по культуре Администрации города Перми.

Если в 2009-м основной акцент организаторов был сделан на изобразительное искусство (хотя было достойное место и для литературы), то нынче все пять направлений ("Музыка", "Театр", "Арт", "Литература", "Неформат") были представлены в примерно равном соотношении.

Куратором направления "Литература" стал давний автор "Сетевой словесности", достаточно известный пермский поэт Алексей Евстратов, уже имеющий опыт организации масштабных литературных мероприятий (скажем, минувшей зимой представивший на пермском фестивале "Слово Nova" авторскую программу "Голос Перми"). Ещё одним куратором литературного направления (для событий с участием пермских авторов) был известный пермский бард и журналист Андрей Мансветов.

Даже простое перечисление литературных событий фестиваля - впечатляет. Остановлюсь только на некоторых, наиболее важных, из них:

два вечера современной военной литературы "Искусство войны" с презентацией одноимённого альманаха ветеранов последних войн, чтение создателями альманаха Аркадием Бабченко и Ильёй Плехановым рассказов и стихов на военную тематику (8 и 9 июня в библиотеке им. М.Горького);

чтение пьесы Владимира Зуева "Мамочки" (о солдатских матерях, потерявших детей на последней войне - одно из самых заметных событий в современной российской драматургии. Пьеса, поставленная более чем в двадцати театрах России, переведена на английский язык, лауреат российских и зарубежных театральных фестивалей) и вечер-встреча с её героиней - обычной, казалось бы, русской женщиной, живущей в Перми (9 июня в музее современного искусства PERMM);

авторский вечер-концерт "GEDICHT-THERAPIA" Александра Дельфинова (Германия) (Das Gedicht - по-немецки стихотворение. "Стихотерапия" - так можно перевести название поэтической программы Александра Дельфинова, с которой он на протяжении нескольких лет выступал в Берлине и других городах Германии. В основе перформанса - идея интерактивных публичных чтений, во время которых поэт вступает в непосредственный контакт со слушателями, отвечает на вопросы и сам задаёт их. Кто кого лечит: автор - публику, стихи - автора? Если графомания - это болезнь, то исцелит ли её гедихт-терапия? "Хотя вопрос неверен, но мой ответ ДА-ДА", - говорит Дельфинов) 9 июня в музее современного искусства PERMM;

ВЕЧЕР УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ (свои стихи читали лучшие поэты Урала поколения 70-80-х гг. Александр Петрушкин (Кыштым), Сергей Ивкин (Екатеринбург), Владимир Зуев (Екатеринбург), Арсений Ли (Дегтярск), Алла Поспелова (Екатеринбург), Инна Домрачева (Екатеринбург), Екатерина Гришаева (Екатеринбург)) 10 июня в зале Союза Писателей России;

авторская программа Александра Дельфинова (Германия) "СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ В ЕВРОПЕ: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ" (видео и перформанс как рабочий инструмент современного поэта; чем отличается поэтри-слэм от комеди-клуба; возрождение схемы "размер+рифма" в современной германской поэзии; смерть концептуализма, или жизнь после смерти, рассказ о русскоязычных культурных активистах) 10 июня в музее современного искусства PERMM;

авторский поэтический вечер Андрея Родионова (Москва) 10 июня в музее современного искусства PERMM...



Автор статьи смог лично побывать на основных литературных встречах 11 и 12 июня.

И одно из первых впечатлений было окололитературно-визуальным: крупно нарисованные Сергей Есенин с берёзкой и берёзки настоящие, дикорастущие, на недостроенно-заброшенном четырёхэтажном доме по ул. Луначарского (в центре Перми). И здесь же - его стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу...". Отлично. Непонятно только - почему Есенин, а не, например, гордость Перми - Алексей Решетов - с таким, допустим, текстом:


...И иду я вброд по лужам,
Опечаленный вельми,
Точно так же людям нужен,
Как осенний дождь в Перми...?

Далее мой путь (хотя и не по лужам, несмотря на переменчивую погоду) лежал в книжный магазин "Пиотровский", где известный пермский медиахудожник Сергей Тетерин представлял свой проект "ИЗОБРЕТЕНИЕ ПОЭТОФОНА". Он установил в книжном магазине "Пиотровский" постоянно действующий арт-объект - винтажный телефонный аппарат для связи с духами знаменитых поэтов-футуристов: Маяковского, Бурлюка, Каменского, Кручёных. Здесь же прошли коллективные чтения пятиугольной книги Василия Каменского "Танго с коровами", во время которых можно было лицезреть черно-белое привидение автора, играющего на гармони и выкрикивающего нечленораздельные футуристические заклинания (небольшая медиапроекция на потолке). Кстати, любой желающий может самостоятельно "изобрести поэтофон" при помощи PC: достаточно скачать архив с сайта С. Тетерина - и запустить его в медиаплеере...

Направляясь из "Пиотровского" на вечер "ПЕРМСКИЕ ПОЛЮСА" в библиотеке им. М.Горького, автор прошёл через арку дома на Компросе (Комсомольском проспекте), обе стены которой оказались расписанными харьковским художником Романом Мининым: "У Бога для шахтеров отдельная награда: покой в душе и вечность в тени у винограда" (текст самого РМ). И сия картина, мягко говоря, настроила автора на лирический лад...

На самих "Пермских полюсах" на сцене сошлись "отцы и дети", представители разных поколений, пишущие в отличной друг от друга манере. Пары из молодых пермских поэтов и "мэтров" (Ольга Роленгоф и Оксана Мазина (с минимальной разницей в возрасте), Валерий Возженников и Антон Бахарев, Владислав Дрожащих и Георгий Звездин, Игорь Тюленев и Иван Козлов, Вячеслав Раков и Дарья Тамирова, Юрий Асланьян и Андрей Кудрин) составлялись из расчета, что они смогут создать поэтический резонанс. Место одного недостающего молодого пермского поэта в паре с Юрием Калашниковым занял иногородний Сергей Ивкин. Слушатели воспринимали не только конкретного автора, но и улавливали тематическо-стилистическую разницу каждой пары-полюса. Как отметил куратор мероприятия Андрей Мансветов, это был первый опыт поэтических чтений подобного рода в Перми. Кажется, вполне успешный...

Надо сказать, что в миллионной Перми, к сожалению, до сих пор не было периодических литературных изданий. "Приказал долго плыть по Каме" даже выпускавшийся в 2003-2005 гг. альманах "Литературная Пермь", задуманный как ежегодный.

Отчасти эту печальную ситуацию поправляет ежегодный альманах "Узнай поэта!" (2007-2010 г.), составляемый из стихов участников одноимённого студенческого конкурса, в 2010 году сменившего статус городского на статус Окружного (ПФО) и издаваемый студией "Арт_Модерн". Деятельность инициаторов и руководителей конкурса (они же составители, редакторы и другие технические работники альманаха) Ольги Роленгоф и Наби Балаева приносит неплохие плоды: например, уже упомянутые отличные молодые поэты Георгий Звездин и Иван Козлов были явлены миру именно благодаря проекту "Узнай поэта!".

На фестивале планировалась презентация первого пермского литературного журнала, первый номер которого сейчас готовится к печати, но, в силу разных причин, организаторы решили от неё воздержаться...

Однако вернёмся к нашим хроникам. На жёстко-агрессивном фоне выставки современного украинского искусства "ЯКЩО (ЕСЛИ)", как говорится, "на ура" прошёл вечер "мастера приёма двойной самоотрицающей иронии" москвича Всеволода Емелина в PERMM, где звучали не только его известные (и уже прежде полюбившиеся пермякам) "челобитные", но и стихи из только что изданной в Москве книги "Gоtterdаmmerung".

После вечера Емелина тут же, в PERMM, москвичи Андрей Родионов и Екатерина Троепольская демонстрировали лучшие образцы современной российской видеопоэзии (в основном, ролики с фестиваля "Пятая нога"). И, наконец, подошла очередь, пожалуй, самого главного литературного события фестиваля 11 июня.

Первый в Перми поэтический слэм умело вёл искушённый в подобных состязаниях тот же Андрей Родионов, а среди двенадцати участников (в основном, жителей Перми и Екатеринбурга, а также Дегтярска, Кыштыма и Берлина) затесался затерялся не остался незамеченным и автор статьи (из Воткинска). Поначалу вперёд ожидаемо вырвался не менее искушённый в слэмах (причём, международных) Александр Дельфинов. И, казалось, победа была для него так же близка, как море для дельфинов. Но в результате его потеснили "пресноводные" пермяки: единственный приз в пять тысяч рублей, бурное зрительское slam (хлопанье) и личный поцелуй куратора получила очень интересный, на мой взгляд, молодой поэт Дарья Тамирова. И всего на один балл "отстал" от неё тоже молодой и весьма перспективный Иван Козлов...

А ещё 11 июня из Сквера уральских добровольцев проводились экскурсии по литературным местам города, связанным с именами Пастернака, Решетова, Каменского. Однако на них, увы, у автора уже не было ни времени, ни сил...

В последний день фестиваля, 12 июня, Пермь отмечала День города. И, конечно, внимание горожан и гостей города было сосредоточено преимущественно на действах open-air, музыкальных и театрализованных (благо погода располагала...), от одной программы коих можно было испытать неслабый культурный шок.

Заранее заинтересованный народ, что называется, ломился и на художественные выставки в рамках фестиваля. Некоторые из них были впрямую связаны со словесностью. Например, открывшаяся 10 июня в ТЦ "Любимов" под девизом "Скептики будут посрамлены" выставка "Я люблю П", целиком посвящённая вариациям на тему разработанного Артемием Лебедевым логотипа Перми в виде красной буквы "П". Красная буква "П" царила здесь повсюду. Даже на двери в единственный туалет (любопытно, что бы это значило?!). Даже на обширном полу выставочного помещения, целиком занятом "Планом Пермского Метрополитена" (авторы - уже упомянутый Роман Минин и Гамлет Зиньковский из Харькова). Все "станции" "Пермского Метро" на ней (несколько десятков) начинаются, разумеется, с красной "П" ("Прямая", "Простая", "Печальная", "Пупкина", "Пограничная", "Последняя"...). Из наиболее тронувших лично меня собственно экспонатов выставки отмечу работы "ёПта (неделя русского языка в Перми)" Тимура Николаева и "Пермское Пиратское" Марата Амарея...

Часть зрительско-слушательского внимания всё-таки "перепала" и поэтам. Так, с полудня до раннего вечера на Соборной площади (в сквере у Пермской художественной галереи) в очень демократичной обстановке читали стихи и только начинающие (члены пермских литературных объединений "А-Либитум", "Арт_Модерн", "Тропа"), и давно уже "продолжающие" авторы. Среди последних особо выделялась группа пермских поэтов, живущих сейчас в Москве (Андрей Пермяков, Андрей Кудрин, Наталья Ключарева, Вадим Королёв ("Пилар")) в разделе "ПЕРМЬ - МОСКВА - ПЕРМЬ".

В сквере у Пермской художественной галереи наблюдался и, так сказать, привет от Неживой Перми - группа крепких молодых людей в чёрной полувоенной форме с нашивками на спине "Цербер" (а неподалёку течёт речка Стикс (причём, на одном её берегу - тюрьма, а на другом - кладбище...), впадающая в Егошиху, а та - в Каму. И эта речка честно зафиксирована на "Карте центра Перми" (в виде чёрной резиновой трубки) - объекте с выставки Ольги и Александра Флоренских "Географические карты" в Пермской же художественной галерее). Несмотря на эту "аццкую угрозу", обстановка на фестивале, особенно под занавес, была радостно- неформальной - и довольно часто возникали незапланированные, импровизированные литературно-художественные акции: разворот "Чёрного Знамени Анархии", например (второй год возимого и разворачиваемого Андреем Пермяковым по стране), на котором уже расписались самые разные литераторы, как столичные, так и провинциальные (одним из первых был Виталий Пуханов: "Умри и ты!"...) - или "пробный" разворот Георгием Звездиным "рабочего" плаката "Хватит проституировать", который он хочет повесить в своём цехе на металлопрокатном заводе...

...Идя во всё тот же PERMM на авторский вечер одного из самых глубоких и тонко чувствующих слово современных поэтов Дмитрия Веденяпина (Москва), к слову, свежего лауреата премии "Московский счёт" (за книгу стихов и прозы "Между шкафом и небом") - я вспомнил почти смешную историю, случившуюся в начале 2000-х с одним моим другом, который однажды, желая приобрести книгу Дмитрия Воденникова, второпях купил книгу Веденяпина. И потом долго (почти до конца) с некоторым недоумением читал её, понимая, что стихи - хорошие, только - когда же будет про гомосексуализм и т. п.?! И лишь через существенный временной и текстовый промежуток - внимательно взглянул на обложку... Так вот, "про гомосексуализм" здесь не было, а было - "про любовь". К русскому языку, поэзии, самой жизни - в стихах из новой книги "Что значит луч" и книг предыдущих. По-настоящему, действительно глубоко и тонко, с, как пишут критики, "сочетанием той силы непреложности, с какой в них с самого начала, то есть еще с середины 1980-х, выявлялась, очерчивалась какая-то картина, и спокойствия, почти неподвижности самой этой картины". И это сильное поэтическое спокойствие, вместе с громокипящим кубком обильного дождя, как по заказу (некоторые шутят, что по заказу Гельмана) хлынувшим в восемь вечера, стало достойным завершением литературной программы нынешней "Живой Перми" и фестиваля в целом...

Итогами фестиваля и сам Марат Гельман остался доволен. Собирается трудоустроить всех кураторов по всем направлениям (в том числе, и Алексея Евстратова) - с тем, чтобы они в течение года готовили следующую "Живую Пермь", предполагающуюся в 2011 году как часть грандиозного месячного фестиваля искусств "Белые ночи в Перми". От себя лично желаю организаторам удачи в осуществлении громадья их планов. И уже готовлю собственный проект для "ЖП-2011". Подробнее о нём надеюсь рассказать через год...



И напоследок - живые впечатления о фестивале "Живая Пермь" - от некоторых его участников - специально для "Сетевой словесности":



Александр Дельфинов:

Мои общие впечатления от "Живой Перми" двойственные. С одной стороны, я абсолютно поддерживаю саму идею проведения подобных фестивалей за пределами Москвы и Питера, ибо таким образом действительно оживляется культурная жизнь региональных городов, а это невероятно важно для психологической и экономической реанимации России. С другой стороны, если сравнивать фестиваль с похожими по форме крупными акциями, например, в Берлине, то возникает ощущение, правда, у меня оно лишь на уровне интуиции, и мне хотелось бы ошибиться, что самые главные организаторы "пермской культурной аномалии" решают какие-то свои, оторванные от чистой культуры задачи. Так это или нет, но конкретно на мои выступления пришло хоть и не очень много людей, зато они были ориентированы на коммуникацию, я увидел открытые, умные лица, и это было самым важным и приятным впечатлением от поездки. Отлично, что приглашено было столько людей и проектов, хотя мне иногда казалось, что мероприятий слишком много, и может, было бы лучше проводить их меньше, но тщательнее всё организовывать технически. Опять же, людям порой было трудно сориентироваться, что и где происходит, или хотелось пойти сразу на два действия, но не разорваться же! Я слышал, люди боятся, "Гельман уедет - и всё кончится". Неужели у нас в России крупные, миллионные города совсем лишились талантливых культурных менеджеров, финансовых средств и правильных, хороших амбиций? Неужели единственная перспектива для одарённой пермской молодёжи - бежать из города в Е-бург, Москву, Питер или за границу? Не хочется в это верить.



Всеволод Емелин:

Впервые увидел Пермь трезвыми глазами. Очень интересный город. Мечеть, невероятное здание Сбербанка, которое и не увидишь все (поэт Родионов сказал, что смотреть надо с парохода с Камы)... Конструктивизм, модерн, блестящий сталинский ампир.

Незабываемое зрелище прибытия теплохода на Речной вокзал (с массовиком-затейником, частушками и т.д.).

"Зеленая линия" (по-моему, нигде, кроме Перми, нет) (прим. авт. - нарисованные краской на тротуарах стрелки зелёного цвета, указывающие направление к наиболее знаковым культурным объектам (тому же PERMM)).

Ощущение праздника (последний раз ощущал в Париже в 1884 г.) (прим. авт. - Всеволод так шутит, намекая на фразу из "Собачьего сердца": - Доктор это что-то невероятное! Последний раз в Париже в 1884 году...).

Толпы молодежи, шумно обсуждающие, с какого мероприятия "Живой Перми" на какое пойти.

До "Пиотровского" так и не дошел. Жалко.

Вспоминаю как начальник "Фаланстера" Борис Куприянов (много помогавший "Пиотровскому") после своего первого визита в Пермь сказал:

- Там не нужен интеллектуальный книжный магазин. Точка бифуркации пройдена. Все бухают.

Я возразил, что и я бухаю, но книжный магазин мне нужен.

Оказался прав.

В Перми есть интеллектуальный книжный магазин, а я все бухаю.

Выставка хохлов (прим. авт. - "ЯКЩО (ЕСЛИ)") на Речном вокзале. Я не арт-критик, в контемпорари-арт ничего не понимаю, но крышу сносит. Агрессивное жесткое искусство.

Оказалось масса знакомых пермяков, которые напоили, похвалили и не дали пропасть.

Всем огромное человеческое спасибо.

Одна из самых удачных моих гастролей.








© Александр Корамыслов, 2010-2024.
© Сетевая Словесность, 2010-2024.




Словесность