Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность


Актуальная словесность



"Актуальная словесность":
осенний марафон
или
семеро ждут одного



В сентябре-октябре в "Культурных столицах Поволжья" Ижевске и Димитровграде (Ульяновская область) прошли и продолжают проходить "Марафоны культурных событий "Культурная столица Поволжья-2004"". Большое внимание в них уделено проекту "Актуальная словесность". В планах Марафонов, за немногими исключениями успешно реализованных, значатся восемь встреч с писателями и чтений о культуре в Ижевске и пять литературных встреч в Димитровграде. Помимо этого, здесь представлено множество творческих проектов, выигравших гранты Фонда "Культурная столица Поволжья", а также победителей городских конкурсов проектов, в разной степени связанных с российской (а иногда - зарубежной) словесностью...



После длительного летнего прикамского перерыва автору статьи довелось практически весь сентябрь путешествовать по Поволжью. Учитывая то немаловажное обстоятельство, что в сентябре "парк транспортных средств" проекта "Актуальная словесность" программы "Культурная столица Поволжья" пополнился двумя новыми их видами - "Крылатым трамваем" и "Кораблём дураков" - эти путешествия были весьма необычными и интересными. По порядку...





"Крылатый трамвай"
с "Квадратным колесом"
и
"Корабль дураков"
на крыльях "Птицы Тылобурдо"

1.

"Крылатый трамвай".
Ижевск, 4 сентября 2004 г.

Сергей Гогин (Ульяновск-Москва). Александр Уланов (Самара).

Олеся Балтусова, главный редактор журнала "Квадратное колесо".

4 сентября в рамках открытия Марафона культурных событий "Ижевск - Культурная столица Поволжья-2004" состоялась зрелищная часть проекта "Крылатый трамвай" ижевской библиотеки им. Некрасова.

Во время акции специально оформленный "Крылатый трамвай" следовал своим обычным городским маршрутом. Пассажирами его оказались случайные жители города и подготовленные слушатели из целевой аудитории - студенты и старшеклассники. Сама акция заключалась в том, что молодые поэты Поволжья читали свои стихи и отвечали на вопросы в вагоне "Крылатого трамвая". Надо сказать, что многих рядовых пассажиров привлекала не только возможность бесплатного проезда, предоставленная организаторами, но и действительно уникальная возможность послушать в трамвае хорошие стихи в исполнении хороших (и разных) авторов. Некоторые "безбилетники" прорывались к трамвайному микрофону со словами благодарности. А замечательная возможность общения со слушателями и друг с другом, разумеется, была по достоинству оценена всеми участниками трамвайного поэтического турне по Ижевску...

Среди них были Александр Уланов и Галина Ермошина (Самара), группа авторов журнала "Квадратное колесо": Тимур Алдошин, Олеся Балтусова (главный редактор журнала), Алексей Кириллов, Сергей Кудряшов (Казань), Сергей Гогин (Ульяновск-Москва), молодые поэты Димитровграда, автор статьи...

Также предполагалось выступление на открытии проекта одного из основателей группы "Аквариум", поэта-абсурдиста, драматурга, рок-журналиста Анатолия "Джорджа" Гуницкого - но он, очевидно, в это время ижевскому предпочёл петербургский общественный транспорт...

"Квадратное колесо" оказалось очень неплохим современным журналом, удачно сочетающим оригинальные тексты (прозу, поэзию, критику, журналистику и т. д.) с оригинальными же изображениями. В основном, в "Квадратном колесе" публикуются авторы из Казани (такие, например, как лауреат премии "Дебют" Денис Осокин и Алёна Каримова), но география авторов постепенно расширяется - и возможно, оно, колесо, несмотря на свою нестандартную форму (а вернее, благодаря ей) - доедет и до Петербурга, и до более отдалённых мест. К сожалению, сайт журнала пока оставляет желать лучшего - но его "настоящий", бумажный, вариант - смело рекомендую читателям...



2.

Александр Корамыслов.
Ижевск, 12 сентября 2004 г., "Вечер актуальной словесности с Александром Корамысловым".

Алексей Сомов (Сарапул). Даниил Клеопов (Ижевск).

12 сентября в рамках проекта "Корабль дураков" Музея истории и культуры Среднего Прикамья (Сарапул) в Марафоне культурных событий "Ижевск - Культурная столица Поволжья-2004" в ижевском парке им. Горького состоялся "Вечер актуальной словесности с Александром Корамысловым".

В нём, кроме автора статьи, участвовали молодые русские поэты Удмуртии, постоянные авторы "Сетевой словесности" Алексей Сомов (Сарапул) и Даниил Клеопов (Ижевск). Все они являются членами Союза литераторов Удмуртии, неофициального творческого объединения, существующего с сентября 2001 года и выпускающего литературный альманах "Аквилон".

Ваш покорный слуга рассказал об участии в проекте "Актуальная словесность" программы "Культурная столица Поволжья", прочёл "традиционные" свои стихи, познакомил собравшихся с новейшими поэтическими формами, введёнными в русскую литературу в последние годы - однословием и танкеткой, в развитии которых принимает самое активное участие.

Здесь была представлена книга "В синих потоках звёзд молчит чистота" (Ижевск, Издательский дом "Удмуртский университет", 2004) ещё одного талантливого ижевского поэта, автора "Сетевой словесности" - Дениса Бесогонова, трагически ушедшего из жизни в сентябре 2003 года.

На вечере также был проанонсирован новый, третий, выпуск литературного альманаха Союза литераторов Удмуртии "Аквилон".

Остаётся только сожалеть, что исполнительная дирекция программы "Ижевск - Культурная столица Поволжья-2004", что называется, "бросила все силы" на поддержку (в том числе, информационную) местных, ижевских проектов - а "Корабль дураков" был фактически "пущен на волю стихии". А ведь получивший грант Фонда "Культурная столица Поволжья" проект, объединивший вокруг себя молодых, но достаточно известных талантливых литераторов, художников, музыкантов, несомненно, заслуживал большего внимания ижевчан, поскольку был действительно интересен...



3.


Димитровград, "Парк актуальной словесности".

17-18 сентября проект "Корабль дураков" был представлен в рамках Марафона культурных событий "Димитровград - Культурная столица Поволжья-2004". Надо отметить, что Димитровград подчёркивает этот свой статус буквально на каждом шагу. По всему городу висят плакаты, транспаранты, "растяжки" и т. д., свидетельствующие о том, что Димитровград воспринимает нынешнее своё положение всерьёз, хотя и не без лиронии. Мне, например, встретилась "растяжка" с многозначительной надписью: "Культурная столица навсегда!". А на выезде из города в сторону Самары стоит обычный дорожный знак, на котором белым по синему написано: "До Самары, пригорода "Культурной столицы Поволжья Димитровграда - 157 км" *.



А ещё 24 мая с. г. здесь открылся "Парк актуальной словесности", где, среди парковых "живых" (растительных, на металлическом каркасе) скульптур (в виде букв русского алфавита, фигур животных (с "правописательными" табличками с их названиями) и т. д.) регулярно проводятся детские праздники, так или иначе связанные с русской словесностью. Здесь есть "Поляна сказок", "Поляна шипящих", "Уголок загадок", кафе "Лукоморье", возле которого на большой цепи (увы, не золотой), привязанной к дубу (увы, сухому) сидит большой "учёный кот"...

И всё это придумывается и делается двумя замечательными людьми, составляющими дирекцию программы "Димитровград - Культурная столица Поволжья-2004" - Натальей Голубец и Людмилой Сорокиной.



Не забыта в Димитровграде и русская классика. На перекрестке улиц Гончарова и Димитрова стоит (а точнее, сидит) Иван Александрович Гончаров (родившийся в Симбирске) - по-домашнему, в халате, тапочках... Пятитонный пямятник работы московского художника Игоря Замедянского, отлитый в 1988 году и с тех пор стоявший во дворе Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, в 2003 году был подарен Димитровграду Ульяновском. Только собрались ульяновцы расширить свой музей (в доме классика должны были появиться кинозал, лекционные аудитории, новые экспозиционные залы. Писатель, как подобает хозяину дома, встречал бы гостей в вестибюле второго этажа, который со временем должна была освободить школа рабочей молодежи...) - как вышел им, так сказать, Обломов, в образе которого изображён сам Гончаров. А всё потому, что димитровградцы взяли инициативу в свои руки и написали прошение в Администрацию области, что для скульптуры могут предоставить более достойное место, чем задворки музея.

Кстати, в старом центре Мелекесса, как до 1972 года назывался Димитровград, расположен "Музей под открытым небом" - улица Гагарина, (бывшая Конная), специально переустроенная под своеобразный димитровградский Арбат, где автомобильное движение пока существует, но вскоре улица станет пешеходной зоной. Уже сейчас здесь буквально в каждом доме находится мини-музей. Так, в обычном продуктовом магазине - мини-музей чаепития, в магазине канцтоваров - мини-музей открытки, в магазине спецодежды (куда - с улицы в подвал - зазывает вывеска "Мусульманский отдел" и куда автор, испытывая смутные опасения, заглядывать не стал) - мини-музей спецодежды. А рядом, в здании местного ГУВД - мини-музей "Полицейский участок" (и витрина с двусторонним фотопортретом местного мэра Сергея Морозова в полный рост - в облике "димитровградского городового"!). Чуть далее - новый парк с загадочным именем "Марков-Сад" **...

Говорят, что, впервые увидев всё это великолепие, вице-мэр Ижевска Сергей Протозанов два дня ходил совершенно мрачный и ни с кем не разговаривал. Понимаю, было с чем сравнить: увы, в Ижевске (четырёхкратно превышающем Димитровград по численности населения) - признаки "Культурной столицы Поволжья" можно встретить, как правило, лишь в специально отведённых местах в специально отведённое время...



Но вернёмся к "нашим матросам". Кроме "Вечера актуальной словесности с Александром Корамысловым", в Димитровграде, как и в Ижевске, прошли вернисаж современного изобразительного искусства, концерты замечательных музыкальных коллективов из Удмуртии - "Уши" ("Пелё-Пелё") и "Птица Тылобурдо", другие мероприятия. Причём, в репертуаре сугубо женской команды "Птица Тылобурдо" имеется несколько песен на стихи ещё одного автора "Сетевой словесности" - Зинаиды Сарсадских, в частности, "Остров".

Димитровградцы встречали гостей из "солнечной Удмуртии" тоже вполне солнечно, что как раз соответствовало эмблеме программы "Димитровград - Культурная столица Поволжья-2004". На моём, к примеру, вечере, где автор не преминул прочесть стихи тех же Алексея Сомова и Дениса Бесогонова, присутствовали несколько бывших уроженок и жительниц Удмуртии, очень заинтересованно расспрашивавших о состоянии литературной жизни в республике и т. п. Именно в Димитровграде автор в полной мере стал ощущать, что культурное пространство Поволжья - действительно едино. Что ещё более ярко ощутилось во время следующей поездки, в Нижний Новгород...





Сладкий Горький,
горький Бродский
и другие...


Анна Марковна Гор, руководитель программы "Культурная столица Поволжья", с книгой Генри Форда "Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра".
27 сентября, международный семинар "Модернизация культурного пространства городов: механизмы и возможности программы "Культурная столица"", Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского.

Руководители программы "Бремен - Культурная столица Европы - 2010" Ульрих Фукс и Мартин Хеллер представляют двухтомник о Бремене настоящем и Бремене будущем.

27 - 28 сентября 2004 года в рамках Недели "Культурной столицы Поволжья" в Нижнем Новгороде состоялся международный семинар "Модернизация культурного пространства городов: механизмы и возможности программы "Культурная столица"".

Основной целью семинара было изучение опыта программы "Культурная столица Европы" по использованию культурной политики в качестве механизма решения социальных проблем, инструмента модернизации, ресурса стратегического развития городов, и применение этого опыта для решения сходных задач культурного планирования, стоящих перед программой "Культурная столица Поволжья" ***. В семинаре, проводившемся при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, Посольства Германии в России, Немецкого культурного центра им. Гёте, Администрации Нижнего Новгорода, Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, участвовали культурная общественность Нижнего Новгорода и других городов Приволжского федерального округа (прежде всего, входящих в сеть "Культурных столиц Поволжья"), представители различных уровней власти и городских сообществ, специалисты-культурологи, преподаватели и студенты гуманитарных специальностей, журналисты, немецкие эксперты из бывших (Берлин, Веймар) и будущих (Бремен) "Культурных столиц Европы".

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что, на мой взгляд, основные цели семинара были успешно достигнуты. Не говоря уже о прекрасной возможности общения творческих личностей, живущих в Поволжье и за его пределами. Новые дружеские и партнёрские связи реальных и потенциальных участников программы "Культурная столица Поволжья" - не это ли одна из главных задач "КСП"?..



Коротко расскажу о литературной составляющей семинара. Руководитель программы "Культурная столица Поволжья" Анна Марковна Гор, например, прямо во время своего вводного доклада "Культурная столица Поволжья: первая пятилетка" поведала о "гадательной книге" программы - "Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра" Генри Форда. Причём, заметила, что из гаданий экзистенциального плана ничего не получается, зато для вопросов в сфере менеджмента - книга подходит идеально...

В литературном (помимо других) смысле порадовали и немецкие эксперты. Руководители программы "Бремен - Культурная столица Европы - 2010" Ульрих Фукс и Мартин Хеллер, например, построили свой проект (возможный победитель конкурса на звание "Культурной столицы Европы" - следующим летом...:)) на основе знаменитой сказочной бременской четвёрки, всячески её обыграв. Так сказать, новые братья Гримм. Авторы грандиозного литературоцентричного проекта представили здесь и составленный ими двухтомный альбом о Бремене настоящем и Бремене будущем.



Литературные события конца сентября в Нижнем семинаром не ограничивались, а многие - его дополняли.

В дни его работы вышел из печати давно ожидаемый одиннадцатый номер нижегородского литературного альманаха "Дирижабль" (главный редактор - Евгений Стрелков).



Михаил Исаевич Мильчик, председатель правления Фонда создания музея Иосифа Бродского, и Александр Валерьевич Кобак, исполнительный директор Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева на вечере памяти Иосифа Бродского (открытии выставки "Иосиф Бродский. Мгновения прожитой жизни" (к 40-летию ссылки поэта в Архангельскую область)).
26 сентября, Нижегородская государственная областная библиотека им. В.И. Ленина.

26 сентября в рамках "Недели Культурной столицы Поволжья" в Белом зале Нижегородской государственной областной библиотеки им. В.И. Ленина открылась выставка "Иосиф Бродский. Мгновения прожитой жизни" (к 40-летию ссылки поэта в Архангельскую область)

Выставка "Иосиф Бродский. Мгновения прожитой жизни" составлена из фотографий, собранных М.И. Мильчиком, председателем правления Фонда создания музея Иосифа Бродского. Многие фотографии сделаны отцом поэта - Александром Ивановичем Бродским, и друзьями - Я.А. Гординым, М.И. Мильчиком, известными фотографами М. Волковой, Л. Лубяницким и другими. 35 фотографий, представленных на выставке, дают лишь фрагментарное представление о короткой, но яркой и драматичной жизни поэта. Основное внимание уделено его ссылке в Архангельскую область.

В вечере памяти Иосифа Бродского приняли участие Михаил Исаевич Мильчик, председатель правления Фонда создания музея Иосифа Бродского, и Александр Валерьевич Кобак, исполнительный директор Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева. При поддержке этих двух фондов выставка уже была показана в Коноше, Архангельске и Санкт-Петербурге. М.И. Мильчик снимал Бродского на протяжении более чем двадцати лет, его авторству принадлежат знаменитые фотографии Бродского "на чемоданах" перед отъездом в эмиграцию (4 июня 1972 года), а также парижский (1988) и венецианский (1993) циклы. На открытии выставки М.И. Мильчик также показал редкие слайды из своей коллекции, а А.В. Кобак рассказал о деятельности Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева.

По просьбе ведущего вечера, куратора проекта "Актуальная словесность" Глеба Фирсова, свои стихи прочли уже упоминавшийся Сергей Гогин и автор статьи ("Памяти Бродского"). На вечере прозвучали и поздние записи ранних стихотворений Бродского в исполнении самого Иосифа Александровича.

Здесь же были показаны два небольших видеофильма. Один из них посвящен знаменитому дому Мурузи в Петербурге - дому, где поэт жил с 15-ти лет и откуда в 1972 году уехал в вынужденную эмиграцию. Другой фильм, созданный телеканалом "Культура", посвящен местам ссылки поэта, где в марте 2004 года прошли торжественные мероприятия, связанные с присвоением Коношской районной библиотеке имени Иосифа Бродского.

Выставка работала в Нижнем Новгороде с 26 сентября по 10 октября, а затем при поддержке программы "Культурная столица Поволжья" 13 октября открылась в Ижевске и будет показана в Кирове.



Автор книги "Сладкий Горький. Новейшая нижегородская архитектура 1985-2004" Любовь Сапрыкина (художественный критик, арт директор ГЦСИ МК РФ) на презентации издания. 28 сентября, нижегородский Арсенал.

28 сентября в нижегородском Арсенале (выставочной площадке Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ МК РФ)) состоялась презентация книги "Сладкий Горький. Новейшая нижегородская архитектура 1985-2004" ****.

Вот что говорят авторы книги Марина Игнатушко (архитектурный критик, заместитель главного редактора еженедельника "Биржа плюс свой дом") и Любовь Сапрыкина (художественный критик, арт-директор ГЦСИ МК РФ) по поводу её названия:

"Есть много способов описывать города. По вкусу, возможно, самый субъективный из них. Но слишком очевидны аллюзии, связанные с именем Горького, давшего название Нижнему Новгороду, - и именем Сахарова - учёного, правозащитника, принёсшего всемирную известность закрытому городу, месту своей ссылки. Оппозиция сладкого и горького ассоциируется с парадоксальной градостроительной и архитектурной историей города в ХХ веке. Намекает на вкусы архитекторов, завоевавших в 90-е невероятную свободу самовыражения. Подразумевает трагическую судьбу Александра Харитонова - самой яркой звезды нижегородской архитектурной школы. Он в качестве высшей оценки любил повторять слово "вкусно"... Раз в два года нижегородскую архитектуру можно попробовать на вкус. Бисквитный торт с кремом в виде здания победителя архитектурного рейтинга неизменно сладкий. И только Нижний по-прежнему немножко Горький".

И ещё - о теме книги:

"В начале 90-х Нижний Новгород стал архитектурной Меккой, оказался в фокусе интересов профессионального сообщества. Заговорили даже о феномене местной архитектурной школы. Архитектор стал популярной и влиятельной фигурой современности. А имена Александра Харитонова, Евгения Пестова, Виктора Быкова попали в международные архитектурные энциклопедии и словари. Нижний получил неофициальный, но престижный статус архитектурной столицы России.

Употребление слова "столица" по отношению к любому провинциальному городу - метафора и комплимент одновременно. Иерархия "столица - провинция" в России всегда соблюдается неукоснительно. Но в Нижнем Новгороде раз в столетие просыпаются непровинциальные амбиции. Стимулом развития становится некая сверхзадача, для решения которой необходима формула "Столица Нижний". Эти периоды в истории города отмечены градостроительными изменениями, возникновением новой архитектуры".

Кстати, одна из авторов книги, Любовь Сапрыкина, проводя утром 28 сентября обзорную экскурсию по Нижнему Новгороду для участников семинара, потешила чуткую к разного рода идиомам душу автора парой вот таких фраз: "Здесь были офисы нижегородских купцов" и "На том берегу Волги располагался монастырь старообрядцев - православных нонконформистов". Она же поведала экскурсантам трогательную историю о том, что на месте известного памятника Валерию Чкалову - на берегу Волги, рядом с Нижегородским Кремлём по одну сторону и офисом дирекции программы "Культурная столица Поволжья" (в Доме архитектора) по другую - должен был стоять памятник А.М. Горькому работы Веры Мухиной. Но что-то у Веры Игнатьевны тогда (в 1930-е годы) не сложилось с местными властями - и Горького благополучно "задвинули" в глубь города. А какая, по словам Л. Сапрыкиной, задумка была: Горький в развевающейся на ветру одежде - на берегу Волги, в окружении соколов и буревестников!..





Семеро ждут одного
или
в Москву, в Москву!?


В рамках вышеозначенного семинара 28 сентября состоялась панельная дискуссия "Культурная столица как инструмент модернизации культурного пространства городов". Подробно рассказывать о ней, увы, нет ни места, ни особого смысла, хотя здесь порой звучали слова очень умные и правильные, а порой...

Приведу только один пример. Представители трех поволжских городов - Ижевска, Саранска, Чебоксар (причём, следует учесть, что Ижевск - действующая "Культурная столица Поволжья", а Чебоксары - бывшая) почти в один голос рассказывали о жалобах местных творческих союзов - в частности, писательских - на то, что их не приглашают участвовать в мероприятиях программы. И это при том, что информация о событиях в рамках программы всегда открыта и доступна всем желающим: www.culturecapital.ru. И тут у меня невольно перефразировалась известная русская поговорка: семеро ждут одного. И в самом деле - семь замечательных людей, из которых состоит дирекция программы "Культурная столица Поволжья", если чего-то и ждут (предпочитая действовать) - то действительно одного: творческой инициативы.

Вот и выступивший на панельной дискуссии в качестве эксперта известный электронный музыкант из Ижевска Александр Юминов, руководитель превосходного проекта "АКУСТИК ХОЛЛ", говорил о том, как следует выстраивать отношения с "Культурной столицей Поволжья": не надо ждать милостей от программы, но должно проявлять собственную творческую активность, даже особо не рассчитывая на поддержку "КСП". Совершенно с ним согласен...

Заводя речь о перспективах проекта "Актуальная словесность" в Ижевске и не только в нём, обращаю внимание читателей на статью Светланы Мальцевой (Ижевск) "Словесный портрет". Со многим здесь можно согласиться, кое с чем поспорить, кое-что просто принять к сведению... Но я хотел бы подойти к проблеме с иной стороны.

Один мой друг, московский журналист, ознакомившись с материалами сайта "Культурная столица Поволжья" и моими "Литературными хрониками", сказал: "Всё хорошо, всё замечательно. Есть один вопрос. Вот Программа "Культурная столица Поволжья" приглашает в Поволжье московских гостей. А почему бы ей не организовывать выступления писателей Поволжья в Москве?".

Переадресовываю вопрос руководству Программы. И надеюсь, что в будущем такие выступления станут возможны. Тем более что, насколько я знаю, в Москве существуют культурные площадки (например, салон "Классики XXI века"), уже сейчас готовые принимать литераторов из провинции, в их числе - живущих в ПФО. Со своей стороны, в меру возможностей, готов содействовать.



2005 год, объявленный годом сети "Культурных столиц Поволжья", на мой взгляд, может стать и годом активного продвижения культурных ресурсов Поволжья, в том числе, литературных, - за пределы Округа. На Москву!?..





    Примечания

    *  - здесь очевидна аналогия с игровыми моментами программы "Грац - Культурная столица Европы-2003". Во время проведения программы в этом маленьком австрийском городе - в Вене были расставлены огромные плакаты с текстом "Добро пожаловать в Вену - самый красивый пригород Культурной столицы Европы Граца".



    **  - вообще-то, здесь имелся ввиду "сад Маркова" (Константина Григорьевича), 1-й гильдии купца и, в конце XIX - начале XX вв., - городского головы Мелекесса, до сих пор почитаемого в городе. Тем более непонятно, к чему здесь ненужные ассоциации с извращённым маркизом...



    ***  - Культурное планирование является общим принципом и одновременно одним из приоритетных направлений деятельности программы "Культурная столица Поволжья", начиная с 2003 года. Шаги, предпринимаемые в этом направлении, во многом опираются на европейскую модель, и представляют собой систему действий по организации в городах Приволжского федерального округа условий для диалога между различными городскими сообществами, властными структурами и бизнесом в целях совместной разработки, обсуждения и реализации стратегического плана модернизации городской жизни. При этом широко понимаемая культура становится смысловым стержнем городского реформирования.

    В апреле 2003 года в Кирове состоялся первый в России семинар с участием лучших зарубежных экспертов в области культурного планирования, на котором были представлены ключевые понятия и принципы культурного планирования, а также основные модели и подходы к выработке стратегических планов развития культуры на муниципальном и региональном уровнях.

    Следующий этап деятельности в данном направлении - освоение и усовершенствование инструментов культурного планирования, специфичных для программы "Культурная столица", главным из которых является конкурс городов программы. В "Культурной столице Европы", выбор города, которому присваивается этот титул, основан на сравнительном анализе прогнозируемых и планируемых действий, включающих различные местные сообщества в обсуждение и реализацию тех изменений, которые могут произойти в культурном пространстве города. Благодаря этому сам конкурс становится событием для горожан, а возможность осуществления выбранной стратегии во многом обеспечивается за счет того, что между моментом объявления города "Культурной столицей Европы" и началом реализации программы в этом городе проходит около пяти лет.

    Что касается конкурса городов программы "Культурная столица Поволжья", то до настоящего времени этот важнейший структурный компонент программы, не претерпевавший изменений с момента ее разработки в 2000 году, представлял собой конкурс документов, подготовленных администрациями городов-участников по предложенным формам. Соответственно, задачей данного этапа функционирования программы "Культурная столица Поволжья" становится приближение формата конкурса городов к европейскому, что предполагает очную экспертизу возможностей города (достаточно длительный процесс работы экспертов с населением, городской администрацией, общественными организациями различного профиля, бизнес-сообществом), результатом которой становится разработка сбалансированной, учитывающей приоритеты различных категорий жителей стратегия развития города на только в области культуры, но и в других сферах городской жизни, осмысленных через культурные приоритеты.

    Исходя из этого, важной задачей семинара "Модернизация культурного пространства городов: механизмы и возможности программы "Культурная столица"" являлось исследование европейского формата конкурса городов (прежде всего таких его аспектов, как вовлечение сообществ, согласование интересов, стратегическое планирование и общая организация процесса подачи заявки городом) и разработка на его основе новых условий конкурса городов программы "Культурная столица Поволжья" (они должны вступить в силу в начале 2005 года, когда будет объявлен конкурс городов на звание "Культурной столицы Поволжья - 2007").



    ****  - В 2001 году Государственный Центр современного искусства издал первый в России путеводитель по новейшей архитектуре "Нижний Новгород: 1990-2001. 111 построек и проектов". Оцененный дипломом первой степени на международном архитектурном конкурсе "Зодчество", он до сих пор остаётся единственным исследованием в области современной архитектуры.

    За три года, прошедших со времени его издания, ситуация в архитектуре продолжает позитивно развиваться. Обозначился новый вектор технологического и функционального развития, расширился круг эстетических ориентаций, которые позиционируют национальное как традиции русского авангарда и конструктивизма, предлагают обществу эгалитарные модели функционирования новых пространств.

    Изменение и обновление ситуации потребовало более критичного и исторически мотивированного взгляда на все прошедшие двадцать лет.




© Александр Корамыслов, 2004-2017.
© Сетевая Словесность, 2004-2017.






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Алексей Смирнов: Исходному верить [Редакторы и переводчики суть невидимки. Если последние еще бывают известны, то первых не знают вообще. Никто не заглядывает в выходные данные, не интересуется...] Галина Грановская: Охота [Войдя в холл гостиницы, Баба-Яга приостановилась у огромного зеркала, которое с готовностью отразило худую фигуру, одетую в блеклой расцветки ситцевый...] Андрей Прокофьев: Павлушкины путешествия [Когда мой сын Павел был помладше, мы были с ним очень дружны - теперь у него много других интересов, и дружба не такая близкая. Из нашего общения получились...] Рецензии Андрея Пермякова и Константина Рубинского [] Виталий Леоненко: Страстной апрель [Плыть за шумом осины седых серёг, / за мотора гурканьем над Окою, / самоходной баржей горючих строк / неумолчно, трудно - свой поздний срок / ...]
Словесность