Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




Об истинных задачах Социал Реализма (Д)

(служебная записка в ОКБ им.И.О.Пустота)


Многоуважаемые товарищи!

Последняя неудачная серия стендовых испытаний аппарата МГ, проведенная под Нижневартовском, прямо указывает на ошибочность избранной Главным Конструктором идеологии. В этой связи считаю необходимым напомнить, что:

"Во второй половине июня 1879 г. в одной из рощ на окраине Воронежа собрались девятнадцать молодых людей - пятнадцать мужчин и женщин, которых по внешнему виду можно было принять за отдыхающих горожан. В действительности это были члены тайного революционного общества "Земля и воля", избравших Воронеж местом своего съезда."

Через сорок семь лет граф Алексей Николаевич Толстой, находясь вдали от холодной, недокормленной НЭПом России, писал: "В Ленинграде на рассвете, близ бонов гребной школы, на реке Крестовке остановилась двухвесельная лодка... " и чуть далее: "Спартаковец Тарашкин, "загребной" на гоночной распашной гичке, дежурил в эту ночь в клубе." и еще чуть далее: "Cидя на бонах, Тарашкин видел, как пришвартовалась и затем ушла двухвесельная лодка... Двое высадившихся на берегу были похожи друг на друга, как два весла".

Оставим пока в стороне вопрос о связи между этими, на первый взгляд, совершенно не связанными событиями, и вернемся к испытаниям под Нижневартовском (он же Арзамас - 15). Итак, вечером 02.08.98, в подвале четвертого блока заброшенного реактора на быстрых нейтронах, было найдено тело старшего научного сотрудника П.Левина. Во внутреннем кармане покойного был обнаружен фронтовой треугольный конверт с секретным донесением следующего содержания:

"Дорогой Лаврентий Павлович!

В ходе ожесточенных боев, на станции Лозовая, в мои руки попало донесение майора интендантской службы обер-порутчика СС, барона фон Юнгерна, с упоминанием новой секретной разработки оружия возмездия. Считаю долгом коммуниста и патриота заявить о необходимости немедленного возобновления работ по созданию ментального оружия в СССР"

Подпись: чл. СП СССР, капитан третьей отдельной дивизии И.В.Маринин. Дата: 29 февраля 1942-го.

В руке старший научный сотрудник сжимал серийную шариковую ручку "Piс" ("Простое решение") - орудие (само)убийства (конечно, в ментальном смысле). Рядом, на серой бетонной плите, были разбросаны детали МГ, по-видимому, последней модификации. Уместно напомнить, что в начальном варианте МГ П.Левин с осторожностью, достойной лучшего применения, поставил главную проблему следующим образом: "Нельзя ли создать ментальный гиперболоид (МГ - сокращение мое) в виде небольшого рассказа?" Обратите внимание на последнюю часть. Речь идет не о романе или повести, а о небольшом рассказе, способном убить читателя. Следовательно, вовсе не отрицается возможность создания соответствующей повести или даже романа. Более того, предполагается вероятным, что МГ уже реализован в крупной форме.

В свете сказанного (недосказанного) напрашивается следующий контекст: земля и воля, черный передел, народная воля, гиперболоид инженера Гарина, нобелевская речь академика Басова. Или на ментальном уровне: нигилизм, старуха Изергиль, социалистический реализм, он же бубен нижнего мира, и расстрел господина Розенберга. Поэтому не представляется убедительным неприменение изложенной методологии в общем русле Социал Реализма. Легко видеть, как концепция Социал Реализма (в скобках можно добавить - Души), именуемая Ви.Ерофеемым "русскими цветами зла" или постмодернизмом, воплощается адептами нового слова:

"Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости (крушение народнических иллюзий, которые не рассеялись в интеллигенции за время существования советской власти), а позднее и в Западе." (Воспроизводится по изданию - издательский дом "Подкова", М. 1998.)

В перечислении настораживает ностальгическое, в смысле Воронежского слета, "народничество". Не зря Вера Николаевна (читай - Павловна) Фигнер в запечетленном труде обронила (1921г.): "После Воронежского съезда началась нелегальная жизнь моя". Если бы не дата, то кажется, что все это написано современниками.

Но вернемся в 1944 год. Полным ходом идет разработка первого макетного варианта МГ. Не путать с не менее важными разработками группы Курчатова, Оппенгеймера и фон Рунге. Тем временем секретарь Союза Писателей СССР Фадеев поднял вопрос о восстановлении высокого звания советского писателя и напомнил съезду писателей Нижневартовска, что когда о них говорят - инженеры человеческих душ, - то это не просто красивое сравнение. Уж кто-кто, а Мы в ОКБ им. И.О.Пустоты знаем цену слов. Итак, идея МГ, тонко законспирированная в форме социалистического реализма, усиленно разрабатывается многотысячным коллективом по всей стране, включая ныне узурпированный Крымский полуостров (Дом творчества в Коктебеле). Страна недоедает, а в шарашках, у свечей и керосиновых ламп, вопреки голоду (и не только информационному) и бездорожью, создаются основные компоненты будущего аппарата. Однако мало кто знал истинную цель проекта. Можно предположить, что и сам Лаврентий Павлович, курировавший в то время проект, не представлял реального положения вещей. Точно так же, ОКБ Королева, воплощавшее в металл проект Константина Эдуардовича Циолковского, не представляло конечной цели захвата околосолнечного пространства (а именно - превращения человека в "совершенное существо наподобие сгустка тепловых лучей"). Не сочтите за подтасовку. Тепловые лучи действительно некоторым ментальным образом появляются в обоих проектах. Между тем, мало кто себе представлял, каким образом следует действовать. Мы еще не подозревали о существовании трех, так называемых, сверхидей (как и в атомном проекте).

Первая сверхидея состоит в невелировании грани между изобретательством и философией, то есть страстью к размышлению. Практическое применение этой страсти в отдельно взятой стране ярко продемонстрировало эффективность словотворчества. Создание текстов, способных в кратчайшие исторические сроки уничтожать десятки миллионов граждан, явилось материальной базой Идеи номер один: писатель - инженер человеческой души. Конечно, сейчас, после обнародования господином Кастанедой западно-индейских методов, Идея N1 уже не может рассматриваться под грифом строгой секретности или "для служебного пользования".

Вернемся на минуту в то прекрасное летнее утро на реке Крестовка. Кто есть те два господина, похожие друг на друга как два весла? Один из низ Петр Петрович Гарин . Здесь, кстати, еще одна странная пугающая игра слов - с одной стороны, имя нашего уважаемого Исполняющего Обязанности, а с другой, явная нелепость. Обратите внимание на тандем: П.Левин и Г.Гарин. Отбрасывая две ничего не значащие фамилии получаем зловещее П.Г., сверкающее на вздувшихся боках цепелина, медленно плывущего над Сибирскими просторами в поисках оливинового пояса. Теперь ясно, что истинный изобретатель МГ вовсе не П.Левин, точно так же, как истинным изобретателем гиперболоида является не Петр Петрович Гарин, а некий профессор Манцев. С той только разницей, что в создании МГ роль профессора выполняет социалистический реализм. Теперь становится ясным герметическое значение самого зловещего символа советской эпохи - Девушки с Веслом. Так вот о каких веслах идет речь у графа Толстого! Следует ли специально называть имя того второго гражданина, насторожившего спартаковца Тарашкина тихим ленинградским утром?!

Таким образом, социалистический реализм как предшественник Социал Реализма, и есть то самое второе весло. Не будет лишним усилить тезис, высказанный А.Пешковым на первом съезде советских писателей об инженерах человеческого духа, показом конкретной схемы гиперболоида:

==
Рис.1 Принципиальная схема МГ, предложенная членом СП СССР А.Н.Толстым (приводится по изданию: "Гиперболоид инженера Гарина", Государственное учебно-педагогическое изд-во, Минск, 1959).

Только самые наивные читатели могли думать, будто здесь А.Н.Толстой изобразил генератор тепловых лучей. Сейчас, после Нобелевской лекции академика Басова, очевидно, что в рамках геометрической оптики создание тепловых лучей невозможно из-за диффракционного предела. Таким образом, перед нами схема ментального гиперболоида. Отметим попутно, в области человеческого духа дифракция (неадекватная рефлексия на психотропные тексты) не только не мешает фокусировке внимания, но наоборот, сама являясь психоневротическим отклонением, способствует обостренному восприятию текста. Обращает на себя внимание присуствие двух неплоских зеркал, символизирующее отказ соц. реализма от плоского отражения реальной жизни ("Толстой - как зеркало русской жизни"). Первое зеркало располагается в сознании писателя, второе, из шамонита (кстати, применение шамонита оправдывает рабочее название МГ - "Бубен нижнего мира"), соотвественно, - в сознании жертвы. Другими словами, текст сам по себе, взятый в отрыве от читателя, никого не убивает.

И здесь мы переходим к идее N2 : создание текстов или произведений, художественная ценность которых поддерживается культурным и социальным контекстом. Такие произведения можно называть произведениями концептуального искусства, но мы будем придерживаться принятой выше терминологии, то есть оставлять их в русле Социал Реализма. Может ли "Черный квадрат" Малевича рассматриваться как шедевр в отрыве от конкретного политического контекста? Очевидно - нет. Мысль тривиальная. Но гораздо важнее, что "Черный квадрат" требует поддержания соответствующего социального подтекста (то есть массового террора, комсомольских строек и скорого народного суда). Точно так же "Герника" требует бомбардировок (хотя бы и Ирака), а "Поднятая целина" - жертв коллективизации и расстрелов крестьян. А в последние годы застоя романы некоего Л.И.Брежнева постоянно требовали присутствия пятой статьи конституции, распределителей и закрытых партийных собраний.

Ошибочно переведенная платежная расписка может послужить основанием масонского заговора, повлекшего гибель его участников, и уже всегда будет рассматриваться тайным документом розенкрейцеров в глазах оставшихся в живых (см. Умберто Эко, "Маятник Фуко"). Кстати, в последнем случае, мы считаем исторически справедливым использование Идеи N2 на Аппенинах, как компенсацию за участие в секретных советских проектах Бруно Максимельяновича Понтекорво (видный итальянский физик-коммунист).

То же относится и к концептуальному сонету нашего дорогого Исполняющего Обязанности. Известно, что при удалении от любого печатного текста он все больше и больше напоминает черный прямоугольник (искаженный проекцией шамонита черный квадрат). Однако в данном случае мы сталкиваемся с оригинальным решением - эффект геометрических фигур не исчезает даже при ближайшем рассмотрении. Нельзя оставить без внимания и достаточно эффективные в духе Социал Реализма проекты "Искусство против культуры", EOWN и оригинальную новую разработку - РСД (к последней мы еще вернемся).

Итак, в рамках Социал Реализма (Д) работы ведутся по следующим направлениям:

- социалистический реализм (МГ замедленного ( порядка 70 лет) действия)

- постмодернизм и цветы зла (МГ - forte)

- собственно, сам МГ (портативный МГнемедленного действия).

Гуманистически настроенные, наивные люди могли бы здесь заподозрить определенную подтасовку и тенденциозность. И можно было бы и согласиться, но после первых успешных испытаний МГ пришлось бы спорить с неопровержимыми объективными фактами.

Прежде чем переходить к последней, наверное, наиболее важной идее проекта создания МГ - Идее N3, подведем промежуточный итог. Итак, из выше изложенного ясно, - работы в этом направлении были начаты гораздо раньше, чем принято думать. Как следует из фронтового письма товарищу Берия (а таких писем было несколько), в начале второй мировой войны проект был лишь временно заморожен. Особенно ярко это проявилось в кинематографе. Своеобразным откатом после выстрела явилось появление фильмов "Александр Невский" и "Иван Грозный", которые должны рассматриваться как архаизация на пустом месте. Подобно кодексу строителя коммунизма, грубо сработанному путем обезглавливания христианской идеи, насаждается монархизация сознания на обескровленной (окровавленной) почве. Почему, однако, такой откат стал возможен и, более того, дал определенные результаты? Очевидно, лишь в силу краткости и молодости Социал Реализма и, конечно, вопреки использованию двух основополагающих идей N1 и N2, соответственно. Именно поэтому работы по проекту МГ вскоре возобновились.

Вернемся к цитируемому выше бодлеровскому цветнику. Можно было бы ядовито отшутиться, что, мол, русские цветы зла давно сохнут на матренином подоконнике. Если бы не последние испытания, а также появившиеся недавно, правда, еще очень сырые разработки в дочерних КБ (см. К. Ганов, модель "ЗДТ"). Спрашивается: кто они, откуда и куда идут, неужто из пустоты, извините за каламбур, каковы, наконец, гносеологические корни и составные части? Нет сомнений, провокационная реминисценция с Бодлером, которым болела передовая русская интеллигенция XIX века, могла замаскировать главную задачу всего проекта. Специальная рекогносцировка (предисловие Ви.Ерофеева гиперболического типа) с православным эпиграфом вскрывает родственность адептов нового русского слова с создателями текстов под названием "Кодекс строителя коммунизма". Вместо бинарной пары "шестидисятники - соц.реалисты" следует принять моническое - Настоящая Секретная Цель Социал Реализма (Души).

Итак, Идея N3, по просту говоря, представляет собой подмену истинной цели разработки некоторой доходчивой задачкой. Например, результатом атомного проекта провозглашается создание атомного оружия, а не его мирного варианта - четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, а целью космической программы объявляется запуск пилотируемых аппаратов в безвоздушное пространство с последующей колонизацией пустоты. Кстати, в родственном с нашим проекте создания лазерного оружия провозглашается примитивная техническая задача - создание некоего, работающего на кристаллах и газах лазера или мазера. Истинная же цель - скрывается.

В проекте МГ, на первый взгляд, преследуется та же задача, но на ментальном уровне: создание особого устройства (добавим, смертельного), принцип работы которого якобы основан на инверсной заселенности уровней подсознания (зеркало из шамонита, Рис.1). В действительности, как и в космическом проекте, а возможно, и во всех остальных, целью нашего проекта является не создание нового вида оружия, а создание Нового Человека (НЧ), способного, в частности, сконструировать таковое, оставшись при этом в живых. Создание НЧ является беспрецендентным в новейшей истории мероприятием Социал Реализма, о котором длинными шушенскими вечерами мечтал товарищ Ленин (фамилия воспроизводится в соответствии с исторической опечаткой, допущенной при последнем издании полного собрания текстов и исправленной руководством ОКБ).

В заключении мы обещали вернуться к проекту РСД или РоСД. На первый взгляд, кажется, решена самая главная задача - создан программный комплекс, производящий осмысленные тексты, способные не только депрессировать сознание читателя, но и выполнить функцию МГ без очевидных клинических для создателя последствий. Однако, по-нашему глубокому убеждению, машина никогда не заменит Нового Человека, хотя, посильное участие механических моделей может быть уподоблено обезъяне, печатающей с помощью пентиума роман "Война и Мир".

С виртуальным приветом,

С.Н.С. ОКБ им. И.О.Пустота, Робот

Сергей Дацюк (ТМ)   




© Владимир Хлумов, 1999-2017.
© Сетевая Словесность, 1999-2017.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Сергей Сутулов-Катеринич: Наташкина серёжка (Невероятная, но правдивая история Любви земной и небесной) [Жизнь теперь, после твоего ухода, и не жизнь вовсе, а затянувшееся послесловие к Любви. Мне уготована участь пересказать предисловие, точнее аж три предисловия...] Алексей Смирнов: Рассказы [Игорю Павловичу не исполнилось и пятидесяти, но он уже был белый, как лунь. Стригся коротко, без малого под ноль, обнажая багровый шрам на левом виске...] Нина Сергеева: Точка возвращения [У неё есть манера: послать всё в свободный полёт. / Никого не стесняться, танцуя на улице утром. / Где не надо, на принцип идти, где опасно - на взлёт...] Мохсин Хамид. Выход: Запад [Мохсин Хамид (Mohsin Hamid) - пакистанский писатель. Его романы дважды были номинированы на Букеровскую премию, собрали более двадцати пяти наград и переведены...] Владимир Алейников: Меж озарений и невзгод [О двух выдающихся художниках - Владимире Яковлеве (1934-1998) и Игоре Ворошилове (1939-1989).] Владислав Пеньков: Эллада, Таласса, Эгейя [Жизнь прекрасна, как невеста / в подвенечном платье белом. / А чему есть в жизни место - / да кому какое дело!]
Словесность