Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность


Евгения Чуприна

Книга отзывов. Архив 69



Архивы:  06.10.06 (76)   27.08.06 (75)   04.08.06 (74)   24.07.06 (73)   26.06.06 (72)   15.06.06 (71)   05.06.06 (70)   17.05.06 (69)   06.05.06 (68)   27.04.06 (67)   21.01.06 (66)   10.11.05 (65)   14.09.05 (64)   06.07.05 (63)   16.04.05 (62)   23.03.05 (61)   24.01.05 (60)   08.12.04 (59)   06.05.04 (58)   17.02.04 (57)   27.11.03 (56)   26.10.03 (55)   03.10.03 (54)   21.09.03 (53)   09.09.03 (52)   04.09.03 (51)   31.08.03 (50)   28.07.03 (49)   12.07.03 (48)   23.06.03 (47)   29.05.03 (46)   10.05.03 (45)   24.04.03 (44)   11.04.03 (43)   29.03.03 (42)   17.03.03 (41)   11.03.03 (40)   27.02.03 (39)   15.02.03 (38)   09.02.03 (37)   19.01.03 (36)   15.01.03 (35)   07.01.03 (34)   24.12.02 (33)   19.12.02 (32)   16.12.02 (31)   10.12.02 (30)   29.11.02 (29)   27.09.02 (28)   05.09.02 (27)   19.07.02 (26)   25.06.02 (25)   18.06.02 (24)   13.05.02 (23)   03.05.02 (22)   14.04.02 (21)   12.03.02 (20)   03.01.02 (19)   12.12.01 (18)   09.12.01 (17)   05.12.01 (16)   23.11.01 (15)   11.11.01 (14)   05.11.01 (13)   21.09.01 (12)   24.08.01 (11)   05.08.01 (10)   24.06.01 (9)   18.05.01 (8)   28.04.01 (7)   13.03.01 (6)   11.02.01 (5)   19.01.01 (4)   03.01.01 (3)   20.12.00 (2)   12.12.00 (1)  



17.05.06 19:26:51 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

> Если бы Пушкин убил Дантеса, он бы полностью решил этим свои проблемы

Я знаю два рассказа о том, что бы произошло, если б Пушкин убил Дантеса. Одного я не нашел (назывался он "Другая биография", кто автор -- не знаю), а
вот этот -- см. здесь:

http://harizma.pvost.org/pages/misc/mr_p.html

По неким причинам мне было бы интересно, милая тезка, узнать твое мнение об этом рассказе (если у тебя есть сейчас время).

> Известно, что все Михайловское прошли с миноискателем, но бутылки на дне
> пруда не обнаружили

Видать, недочитали ислледователи-миноискатели пушкинских текстов, и мозги их остались недоразвиты. :-)


17.05.06 18:46:55 msk
фЕМЪ-посетителю

Вот я же о чем. Осмотрите пруд, господа, они там, эти бутылки.


17.05.06 18:45:58 msk
фЕМЪ

Если бы Пушкин убил Дантеса, он бы полностью решил этим свои проблемы.

Дело вот в чем. Он находился в должности камер-юнкера и был на службе у императора. Чтобы уехать из Петербурга, он должен был просить разрешение у императора, а ему все чаще отказывали. Жизнь в Петербурге была ему не по карману, учитывая, что его жену как камер-юнкершу обязывали посещать императорские балы. Работать ему возможности не давали, а потом еще и создавали затруднения при публикации - император требовал, чтобы ему отдавались на рецензию все произведения Пушкина. Понятно, он их у себя долго удерживал, потом многие запрещал или рекомендовал переделать, и приходилось платить издержки издателям книг. А в периодических изданиях у него была полная жопа из-за козней Булгарина. Вдобавок вся его семья, особенно брат Левушка, села ему на шею, свесив ноги.

Так вот, если бы Пушкин убил Дантеса, его должны были обязательно выслать из столицы, император прекратил бы над ним опеку, жену перестали бы приглашать на балы, и она наверняка бы поехала с ним. Гончарова не была суетной кокеткой, она вела светскую жизнь ради незамужних сестер. Запрещать его книги из-за дуэли никто бы не стал, и он мог бы вполне поправить свои дела.

То, что он подробно размышлял об этом, видно по "Каменному гостю". Я Пушкина, как мне кажется, изучила неплохо, он любил такие тонкие замысловатые комбинации, что они аж не работали.   


17.05.06 18:36:04 msk
Посетитель

Бутылку - миноискателем? Понятно, что не нашли. Он на металл реагирует.


17.05.06 17:45:22 msk
Не циник

Нет, мужские качества у русского поэта - это,поверьте, серьезно. Может, в других литературных ареалах это уже стерлось, потеряло знаковость, но в русской литературе (от Пушкина) по причине ее сравнительной молодости это продолжает работать.
Про детективы - я в пролете. Никогда не понимал этот жанр, не колбасило. Но по поводу заговора против Пушкина... да, мистика какая-то.
Есть версия из стана друзей - "невольник чести". Но все равно маловато для понимания мотивов. И еще одно - А.С. ведь очень хотел убить своего визави. Но если б убил... Плохо представляю себе такой расклад. Вообще не представляю... Гений и злодейство. Вот это и есть мистика. Нет "Е.О." под рукой, но помню, кажется, в шестой главе строфу о блаженном чувстве мести, когда целишься противнику в лоб. Но не более того - "отправить к праотцам" намерения нет. Вот что важно...


17.05.06 16:39:24 msk
фЕМЪ

Странно отвечать на вопрос, что ценишь в любимом поэте. Кстати, я по-дамски не разделяю стихи поэта и его мужские качества. Уверена, что если бы его встретила, то влюбилась бы... или потеряла интерес к стихам.

Насчет Пушкина у меня много интересных идей. Например, цикл мистических детективов. Там немолодая пушкинистка увлекается мистикой и экстериоризует из астраля мыслеформу Шерлока Холмса. Она поручает ему разгадывать пушкинские загадки. Сначала он находит уничтоженный дневник Пушкина - на дне пруда в бутылках. Известно, что все Михайловское прошли с миноискателем, но бутылки на дне пруда не обнаружили, между тем, это была эпоха приключенческой литературы. У Пушкина есть указание на диких уток, которые "Под звук моих волшебных строф они слетают с берегов" - вроде бы это он швыряет бутылку в воду.
Вторая загадка Пушкина - автор анонимного пасквиля. Шерлок Холмс это расследует и обнаруживает масонский след. Масоны рассчитывали, что оповестив окружение Пушкина о связи его жены с царем, они заставят поэта вернуться в оппозицию.
А третий рассказ - не детективный. Мыслеформы имеют свойство искажаться, эмансипироваться и становиться агрессивными. Именно это и происходит с Холмсом. Это уже не детектив, а мистический триллер.

Просто я не умею писать детективы.


17.05.06 15:54:51 msk
Не циник ( возвращаясь в сторону ФЕМЪ)

Нет, я возражал в том смысле, что А.С. можно было бы счесть и постмодернистом, но мне эти ребята представляются андрогинами, а у него все на месте. И это, поверьте на слово, главное! 


17.05.06 14:47:09 msk
Не циник

Жаль, жаль, что все в компе пропало... Идея классная. "Нулин" - это вообще бриллиант, каких мало. А вашего Бродского я недолюбливаю, но больше не скажу, чтобы не трогать вечно больной еврейский вопрос. Мемуары о нобелевце вовсе меня опустили.
Надеюсь на продолжение дискуссии, пусть один из дискуссантов и выпал в осадок.


17.05.06 14:18:31 msk
Стихотворец-ученик на букву Б (подводя итоги дискуссии)

Увы, милая тезка, твой ответ показался мне слишком общим -- ибо он отвечает на любой вопрос, начинающийся "Что ты ценишь в...".

К примеру: "Что ты ценишь в Чехове?" -- "Кротость, отзывчивость, готовность понять, снисходительность и в тот же момент артистизм, пассионарность, вспыльчивость, жестокость!" Или: "Что ты ценишь в искусстве?" -- "Кротость, отзывчивость, готовность понять, снисходительность и в тот же момент артистизм, пассионарность, вспыльчивость, жестокость!" И, наконец: "Что ты ценишь в своем муже?" -- "Кротость, отзывчивость, готовность понять, снисходительность и в тот же момент артистизм, пассионарность, вспыльчивость, жестокость!" :-)

А Феб и вовсе ответил на все вопросы мира, кроме одного, заданного мною. Кто сказал, что я не могу представить себе "людей, которые по широте душевной способны откликнуться на все упомянутые шедевры"? Конечно могу! Но какое отношение имеют эти люди к Пушкину?!

В общем, давайте лучше оставим этот спор -- нам друг друга не убедить. (Тем более, что, когда я встрял в дискуссию, я был болен и от непрерывной головной боли не мог работать -- а теперь вот выздоровел, и свободного времени сразу не стало.) Так что, вы лучше попикируйтесь друг с другом в стихах (как вы это часто здесь делаете) -- а я лучше с удовольствием (молча) почитаю. :-)


17.05.06 13:16:30 msk
фЕМЪ

Я понимаю, что постмодернизм возник после модерна, не тупая. Но "Евгений Онегин" идеально соответствует всем его канонам.Да и не мудрено, постмодернизм - это продукт саморазрушения канона, а тогда разлагалась жестко регламентированная поэтика классицизма.

Я когда-то заявила, что в текстах Пушкина есть зачатки всех последовавших за ним русских поэтов. У меня спросили: "А Бродский?" Подумав, я поняла: "Ну как же, а "Граф Нулин"?
Сходство показалось мне таким большим, что я написала псевдонаучный труд в двух частях. В первой я с умным видом рассказываю, как Полетика (дипломат, работавший какое-то время в Америке и масон, хороший друг Пушкина) в масонской ложе Америки познакомился с Бродским, и тот ему дал свои тексты, зашифрованные масонским шифром. Полетика в шифрах разбирался плохо, поэтому, приехав в Петербург, он на одном званом вечере попросил их расшифровать Пушкина (все это у меня там было хронологически обосновано и приведено в соответствие). Они уединились в комнате и здорово набрались, так что на следующее утро Пушкин с изумлением обнаружил у себя за пазухой несколько листов, исписанных собственным почерком. Написанное его поразило, но и понравилось. Это было начало "Графа Нулина".

Во второй части я текстологически доказывала, что начало поэмы принадлежит Бродскому. Хотела вывесить это в "Словесности". Но опус вдруг... исчез из компьютера.

Слабым местом пропавшего труда было то, что известны первые варианты "Нулина", которые похожи на Бродского гораздо меньше.


17.05.06 12:38:46 msk
Он же


Постмодернист Пушкин? Не знаю… Разве что для красного словца. Постмодернизм возник, когда показалось, что все сказано и осталось лишь перебирать четки. С А.С., похоже, другая история. Да, он поимел все западные заготовки как девок в заведении на Кузнецком мосту, но от этой полигамии родилось дитя реализма, который тем хорош, что остается продуктивен в любые времена и моды.


17.05.06 12:02:01 msk
Не циник

Да, про "Адольфа" я тоже помню. И про Стерна. Недаром А. С. им восхищался - "несносный наблюдатель", кажется...


17.05.06 11:56:01 msk
фЕМЪ

"Евгений Онегин" вообще сколлажирован из разных произведений. Это образцовое произведение постмодернизма - ничего более посмодерного я не знаю.
По моим собственным подозрениям, "ария" Ленского составлена из строчек разгульных песен вагантов. Мне когда-то попалось много этих текстов и,несмотря на переводы, я нашла подзорительно много общего. Если бы я знала язык, могла бы выяснить наверняка...

В "Онегине" немало взято из "Адольфа" Константа (есть специальная работа Ахматовой). Я читала это произведение, действительно много. Пытался он утилизировать и "Мельмота" Метьюрина, которого я тоже читала, но что-то у него, видать, с этим не заладилось. Форма же взята у Стерна, который, как мне кажется, был главным вдохновителем "Онегина".

А что первая строчка - это спародированная басня "осел был самых честных правил...", думаю, все и без меня знают.   


16.05.06 23:07:56 msk
НЕ циник

Никогда всерьез не относился к Ленскому, тем паче – к нему как поэту. Его убивают, а не жалко. «Поэта,/ Быть может, на ступенях света /Ждала высокая ступень»
А.С. и сам в это не верит, и вместо трагедии нам предлагается сюжет из комедии масок (Пьеро – Арлекин, а элегическое  «погиб животворящий глас» отдает чесночным соусом пародии: «В деревне, счастлив и рогат/ Носил бы стеганый халат». И Татьяна (уже по поводу Евгения) – «Уж не пародия ли он?». По-моему, так Пушкин исподволь выбирался из-под «Чайльд-Гарольда», которым был заворожен, что его самого забавило и одновременно вызывало досаду.  Мне слышится его лукавство в таком вот признании: «Но “Чайльд–Гарольд” стоит на такой высоте, что каким бы тоном о нем ни говорили, мысль о возможности оскорбить его не могла у меня родиться»). Байрон и Пушкин – современники, но уже в тридцать лет А.С.опережает своего вдохновителя на целую литературную эпоху.
Седьмая глава – это тот самый грядущий или уже грянувший реализм, который критики сочли пустой безделицей. ( «Ни одной мысли в этой водянистой VII главе, ни одного чувствования, ни одной картины достойной воззрения…все содержание этой главы в том, что Таню везут в Москву из деревни!») Да, чтобы увидеть, почувствовать, надо было иметь другую точку отсчета.  Читатель не поспевал, грех даже пенять ему за это.
Что и вправду ощущается, так это некоторая пробуксовка сюжета, который движется из-под палки. Похоже,что автору докучливы подробности, но он все же тянет лямку, дожидаясь вдохновения. Однако сколько великолепных деталей в этой необязательности и разбросанности – как  в первых, высыпавших из-под снега на поляну цветах. 

А как долго и НЕВОЛЬНО он ходит кругами возле могилы Ленского. Казалось, в шестой главе он уже простился с ней. Ан нет – в седьмой та же песня и почти теми же словами – и ручей, и две сосны, и тень, и надпись, эклектика в духе сентиментализма. И если прежде у могилы пел пастух и плакала «горожанка молодая», тот теперь там какие-то «две подруги». И потом никого – только тот же пастух «седой и хилый» и,  казалось бы, мелкая деталь – «венка на ветви нет». Банальности составляются в голографический образ, который уже не забыть.
«Жуж жужжал», действительно, наделал много шуму, однако Набоков приводит с десяток первоисточников этого жука, начиная с Шекспира.
А по поводу XVI строфы  Набоков замечает «Все это бесстыдно списано с “Княгини Натальи Долгорукой” Козлова».
Я сравнил. Не все. И не бесстыдно.


16.05.06 18:53:45 msk
фЕМЪ

Но что касается меня, мне меньше всего нравится последняя глава, особенно та часть, где описываются страдания Онегина. Схематично и совершенно неубедительно. Хандра Онегина подана в деталях, в мелочах, со смаком, но влюбленность выглядит нелепо и тускло. Он, говорят, заперся и страдал до такой степени, что чуть не сделался поэтом? Ахти!
Стоило ли ради этого запираться? Тем более, что он, вроде, и в равнодушном виде вел себя точно так же.

Я понимаю, что идея Пушкина была именно такова, но пресловутый "жук жужжал", который, по мнению критиков, является одним из немногих действующих персонажей романа, мне милее такого Онегина.

Наиболее одушевленным и настоящим мне кажется Онегин, когда он, увидев, как Ленский танцует с Татьяной, схватил Ольгу и протанцевал с ней весь вечер, решив "позлить друга". На самом деле, я думаю, что именно так у него проявлялась настоящая заинтересованность в женщине.


16.05.06 16:58:18 msk
фЕМЪ

Давайте поговорим. Начинайте.


16.05.06 14:16:42 msk
Не циник

Очень хочется поговорить о "недостатках" "Е.О.", скажем, той же седьмой главы, которую критики дружно ругали.
Было бы время... Впрочем, делаю заявку. Авось...


16.05.06 12:01:11 msk
фЕМЪ

фЕб, ты отлично знаешь, что с умом у тебя все в порядке, и с талантом тоже. Единственная проблема - грамотный язык.

Я верю, что Пушкин умнит, если читать его "разутыми глазами". Потому что на нем стоят такие "жесткие фильтры", что многие люди неспособны сквозь них увидеть смысл написанного. Они запрограммированы, и у них все постороннее плывет в дымке. Та же история, что с Новым заветом. О Ветхом уж не говорю, он, по-моему, необратимо устарел, ведь к нему в течение многих веков подходили буквально. От чего и предостерегал Иисус.

Пушкин из своего начала 19 века раскритиковал все предрассудки современной литературы, ибо они вечны. Например, трюкаческое неприятие глагольной рифмы, призывы к поэту, чтобы он исправлял нравы, опасные разговоры о служении  искусству как литпроцессу с одной стороны и увлечение мемуарами палачей и стукачей -с другой. 

Но почти никто этого не услышал. А те, что услышали, стали великими поэтами Серебряного века.

Пушкин предлагает подчиняться духу поэзии, потому что все остальное - суета. Если кто-нибудь последует его совету, он, уж конечно, не будет таким дураком, как раньше, я в этом не сомневаюсь.


15.05.06 23:48:33 msk
Феб

Хочется пошутить скептически: слухи он ренесансе были явно преувеличены! :)

Мы не дооцениваем того, что в истории осталось много лживых и льстивых утверждений, сказанных в угоду сильных мира сего или за деньги... Ум можно развивать, но если его нет, то лучше не мучить тузика :) Это я просто шучу. Например, я так о себе иногда думаю, чтобы не расстраиваться по поводу своей негениальности :)


15.05.06 17:28:44 msk
фЕМЪ

Психологи (не вполне нормальные люди, по-моему) проводили исследования и оказалось, что чтение Пушкина значительно повышает интеллект.
Я это очень ощущаю, но нужно сказать, что античные и ренесансные ученые с уверенностью утверждали, что созерцание прекрасного развивает ум.
 


14.05.06 22:49:12 msk
Не циник

С благодарностью читаю здесь тексты ФЕМЪ и ФЕБа.
…А я «Евгения Онегина» часто открываю, люблю. Энциклопедия русской жизни? Возможно. Но может ли кого-нибудь сделать счастливым энциклопедия?  Набоков, переводя «Е.О.» на английский прозой, прокомментировал чуть ли не каждую строку. Добавило ли это что-нибудь «Е.О»? Едва ли. Но его любовь я разделяю. Открываю с любой страницы, прочитываю несколько строф. Достаточно. Как будто несколько глотков хорошего вина. Думаю, что Пушкин даровал нам не только тот русский язык, на котором мы с тех пор и изъясняемся, но и переназвал (перепрограммировал) на этом языке весь строй наших мыслей и чувств. До него мы были другими.  Он довершил начатую Петром переориентировку нашего самоосознания – два «о» не опечатка. Какие из нас получились европейцы (а Пушкин – европейский поэт) – это уже другое дело, за это он ответственности не несет и нести не может. Но с ним азиатчины в нас заметно поубавилось и назад пути нет, хотя потуги к тому остались.

И по поводу «Тайных записок» М. А.  Да, я тоже думаю, что они не вредны для пушкинистики. Скорее, полезны. Как бы экстраполяция возможного. В этом контексте дружеская переписка Пушкина вполне провокационна.


14.05.06 21:34:27 msk
ФЕМЪ

Думаю, при таком сплаве глубокого ума и романтичности, который был у Пушкина, злая ирония неизбежна.

Когда на память мне невольно
Придет внушенный ими стих,
Мне ... не помню... сердцу больно,
Мне стыдно идолов моих.
К кому, несчастный, я стремился?
Пред кем унизил гордый ум?
Кого в восторге чистых дум
Боготворить не устыдился?

И представьте себе, что возмужав, Пушкин уже с первых мгновений новой влюбленности понимал, что настанет разочарование, и все будет, как всегда: "Мне не к лицу и не по летам, пора, пора мне быть умней, но узнаю по всем приметам болезнь любви в душе моей". То есть влюбляясь, он ввязывался в заведомо проигрышное дело. Но о своем сердце он сам же сказал, что "не любить оно не может".
Борьба поэта и скептика, создания, склонного увлекаться и воспарять с существом, знающим жизнь и наделенным здравым смыслом.
И можно себе представить, сколько желчи накапливается в человеке, устроенном таким образом.
Это я отлично знаю и по себе, но то же самое, если вдруг кто-то сноб, написано у Берковского в книге "Романтизм в Германии". 


14.05.06 16:47:16 msk
ФЕБЪ

Дорогой Б, каюсь, Евгения Онегина давно не перечитывал. Восприятие этого произведения было у меня подпорчено двумя обстоятельствами: в школе у нас как раз поменялась учительница литературы, с красивой высокой умной женщины про которую твердить о чудном мнгновении было бы в вышей степени естественно, на злую шапокляк, про которую вобще говорить не хочется. А после школы меня огорошил приятель тем, что шляясь со мной по Москве, цитировал часами похабную пародию на Евгения Онегина. Я краснел, но слушал. ;) Для меня Пушкинский flavour наиболее ярко остался в Сказках. В отдельных стихах, в прозе. С жанром поэмы Пушкин справлялся успешно, но я вообще к поэмам отношусь, как к литературному извращению. Подолгу мучить стихами читателя и себя - наслаждение близкое к мазохизму. Впрочем от кумира иногда в этом находишь глубокую прелесть.

Касательно чувств и мыслей в произведениях искусства:

"Кто-то находит пищу для сердца и ума в стихах Пушкина, кто-то -- в кинофильме "Матрица", а кому-то и "Чижик-пыжик" кажется их сокровищницей. "

Дорогой Б,
А вам не кажется, что есть люди которые по широте душевной способны откликнуться на все упомянутые шедевры? Для меня это разные формы проявления человеческой духовности, которая слишком изменчивая и лабильная, слишком беспечная насчет формы излияния, что вынуждает отвечать ей взаимностью и прощать ей пошлость формы за отзывчивость в сердце.
У меня преймущество - я не литератор-профессионал и я могу позволить себе быть отзывчивым к вещам пошлым и банальным по форме. Насчет чижика-пыжика и матрицы могу говорить часами. У меня много связано с этим личного и легко затоплю вас своими чувствами, которые они у меня вызывают. Многие путают сущность духовности с представлением о рафинированности духа, или, как хорошо выразилась ФЕМЪ, "благонравной грязью". Чижика-Пыжика мне мать часто напевала, и мы часто обсуждали моральный облик этого пыжика с моей нечастной тетушкой, а насчет матрицы, я скажу что в августе 2001 я было собирался работать в башне Всемирного Торгового Центра в Нью Йорке, но в мой будущий офис влетел самолет. Поверьте у меня от этого много чувств и пищи для сердца и ума. Я могу вам очень долго обяснять, что такое Матрица. Поверьте, не для всех это пустой звук, пшик, отрыжка голливуда. Это очень глубоко.  Дело в том, для многих мысли и чувства понимаются в назидательно-воспитательнм ключе. Для меня эти понятия простираются до широты ассоциаций. Мне кажется это честнее и естественее. Поэтому Ваш скепсис я понимаю, как раздражение человека, которому непонятно и невнятно обьяснили поклонники Матрицы и Чижика-Пыжика, какую мораль можно из этого вынести. Пусть будут мухи и слоны отдельно. Мораль извлекается или не извлекается, а чувства и мысли остаются...

Меня поражает в Пушкине внимание к деталям, как к нюансам психологическим, так и нюансам вещественным. Пушкин потрясающе наблюдательный человек. У него люди живые, хотя при этом наделены авторской насмешкой, слегка искажены пушкинской иронией, издевкой. Если люди, которые любят человека до тей пор пока его не понимают. Пушкин любит людей потому, что он их понимает. В этом сплав его гениальности и душевности. Но я все же не горячий поклонник Пушкина, но я прекрасно чувствую его обаяние. Обаяние понимающего человека. В этом лейтмотив Тайных Записок Армалинского, который конечно примерял себя на месте Пушкина, но в одном с чем я с ним согласен безусловно, это в том, что Пушкин позволял себе быть шутником, мыслителем, романтиком циником и интриганом даже во время трахов, даже во время ослепления любовью к прекрасным женщинам. Хотя вообщем пафос тут даже и не к цему. ;)


14.05.06 16:24:30 msk
стишок

Выложу-ка я этот стишок сюда, пока не потеряла. Извините за вольность выражений.

Пятки с ушами
А.Р.

Под «ДЦ», где я собиралась купить крем для ног
И полезный для пяток моих, и приятный для нюха,
Разметавшись, одноухий лежал митек
И бздел, как воплощенный пир духа.
И я подумала, кто, собственно, он такой,
Этот зрелый Ван Гог, состоявшийся Пьер Безухов?
Всякое могло быть, пока он вот так вот лежал бухой,
Ведь могли оторвать и не только ухо!
Боже мой, я узнала его, он – поэт!
Здесь,  в пыли!
Как же мы допустили такую диверсию?
Как могли?!
Издевались, наверно, в детстве – из-под зада крали кал лопатой!
У меня есть версия:
Не Майк Тайсон, нет, а такие, как я – в черных кофтах,
И, может быть, мама с папой,
Довели до того, что возлюбленное дитя харит
Отдыхая,
Лежит под «ДЦ», полным тощих блядей,
Как под дверью рая,
И раскрыт его рот, и ширинка разорвана, и бежит,
Растекаясь, струя, как цимлянское, золотая.
И теперь он уже заскорузл и дубленокож,
И бледен, и в лице, кроме как в белках глаз – ни кровинки,
И храпит он так, что субтильный столичный бомж
Третий час не решается спиздить его ботинки.
А Путин сидит в президентском кресле -
Ну, чисто дитя!
И такой он весь адекватный, противно прямо
И взор такой добрый-добрый,
И все бабы его хотят,
И культурная, вишь, у него программа.
О, Россия, Россия, под игом твоей руки
И трещат, и ломаются выи поэтов наших.
Не куплю себе крем для ног, пусть не радуются быки,
Пусть царапают их  хоть пятки, шершавые, словно рашпиль!


14.05.06 15:16:09 msk
фЕМЪ

Я считаю, что Армалинский очень много сделал, чтобы отмыть имя Пушкина от той благонравной грязи, которой его облепили пушкинисты. Но на лавры его не посягаю. Я не считаю, что можно опозорить имя мужчины тем, что он в период юношеской гиперсексуальности посещал бордель.
Тем более, этот бордель был не только гнездилищем разврата. Там жили люди, которым нельзя было останавливаться в столице, например, революционеры всякие.
В "Барышне-крестьянке" фигурирует письмо, которое главный герой пишет какой-то даме. Так вот, это - адрес упомянутого борделя, и уж наверняка оно предназначалось не для проституток.

А что я ценю в проявлениях пушкинской души, я пыталась объяснить: кротость, отзывчивость, готовность понять, снисходительность и в тот же момент артистизм, пассионарность, вспыльчивость, жестокость. Его эго не выпячено так, как, например, у Лермонтова или Цветаевой. Он зеркален. Он восприимчив, и с ним можно говорить, допустим, о гороскопах. Он умен, и все очень хорошо понимает.Он непредсказуем и увелкателен. Он настолько одушевлен, что кажется бездушным и в этом смысле даже несколько инфернален. Когда его полюбишь, одна надежда - Дантес.
Все это мне очень нравится.


14.05.06 13:56:58 msk
Стихотворец-ученик на букву Б (продолжает)

Касательно чувств и мыслей в произведениях искусства:

Кто-то находит пищу для сердца и ума в стихах Пушкина, кто-то -- в кинофильме "Матрица", а кому-то и "Чижик-пыжик" кажется их сокровищницей. Что ж, относимся с пониманием... вот только одна беда: спросишь искальца, какие именно мысли и чувства он нашел -- а тот лишь недоуменно разводит руками... или же начинает нести что-то уж совсем банальное (как это сделала в этой, кажется, гостевой одна матрицепоклонница).

А потому вот вам вопрос, фЕМЪ и Феб: какие именно мысли и чувства вы нашли для себя... ну, например, в "Евгении Онегине"? Только чур не ссылаться на "неповторое неуловимое таинственное звучание" и не изъясняться красивыми, но малоинформативными метафорами насчет "огня, наполняющего любую форму" :-).


14.05.06 13:37:49 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

> 14.05.06 12:32:30 msk
> Не циник
>
> ...на «личности» не перехожу...
>
> ...Понятно, что вам хотелось блеснуть парадоксом,  подтолкнуть плечиком
> монумент...

В середине поста Вы опровергаете утверждение, сделанное в его начале -- браво! И, кстати, уверяю Вас, Вы не имеете ни малейшего преставления о том, чем мне хотелось блеснуть.


14.05.06 12:35:02 msk
Поклонник

Уважаемая ФЕМЪ!
Примеряете лавры Михаила Армалинского?


14.05.06 12:32:30 msk
Не циник

Бросьте, Ученик.
Ни с кем  здесь я лично не знаком, потому на «личности» не перехожу. В на"личии" лишь тексты, толковые или не очень… Ваш пассаж о Пушкине не нашел единомышленников, да иначе и быть не могло. Он, мягко сказать, неудачен.  Понятно, что вам хотелось блеснуть парадоксом,  подтолкнуть плечиком монумент. Но, простите великодушно, это все равно что бодаться с дубом. Впрочем, Пушкину не привыкать.


14.05.06 12:06:27 msk
фЕМЪ

Да-да, Феб, дело именно в душе. Пушкин мог быть чересчур импульсивным, мог обижать людей и постоянно подхватывать венеричку. В юности он постоянно посещал бордель. Но как он относился к проституткам? - как к подружкам, входил в их проблемы, уговаривал бросить это ремесло и несколько раз приносил откупные. Поэтому мадам жаловалась полицмейстеру, что ужасный Пушкин развращает ее овечек. Разве не душка?


Я когда-то писала, что занимаюсь практическим пушкиноведением, которое включает в себя и попытки найти в своем окружении психологические аналоги людей, которые окружали Пушкина. Мне попадались Дантесы, Анны Керн, большое количество Катениных, Идалия Полетика, конечно, море Булгариных, декабристы, гусары... Некоторые портретно похожи.   А в последнее время я нарвалась сразу на Белинского и... самого Пушкина. Эти оба портретно не похожи, но зато занимают соотвествующие социальные ниши, причем, если вдуматься, на том же уровне значимости (Хелен, если мы перейдем на фамилии, получится, что мы перемываем людям косточки, но в твоей проницательности не сомневаюсь).


14.05.06 09:35:54 msk
Не циник

Браво, Феб!


14.05.06 02:48:56 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

Переходить на личности -- удел дурака, тем более в тех случаях, когда дурак не знает, о какой личности он говорит.

(Это был ответ Не-цинику. Остальным отвечу завтра/послезавтра.)


14.05.06 01:27:40 msk
ФЕБЪ

Я не согласен с тем, что Пушкин - Великий Комбинатор. Не только потому, что мне хотелось бы принять точку зрения фЕМЪ. :) Мне кажется всем очевидно, что у Пушкина есть свой неповторимый flavour. Я тут уже сбиваюсь на англоманские выражения, пардон. Я хотел сказать, что Пушкин неповторим своим неуловимым таинственным звучанием, послевкусием что ли. Например, все чувствуют flavour Блока или Есенина или там Ходасевича, Мандельштама, Хлебникова... Лорка... Это что-то в воздухе неуловимое, как смысл музыкального звука, повторяемости набора нескольких нот, которое заставляет нас вздрагивать и переживать. Например послушайте музыкальные иллюстрации Свиридова к Пушкинской Метели - совершенно гениальные 20 минут утонченного экстаза... Хотя эти 20 минут муссируется буквально 2-3 мелодии, типа тройки, колкольчиков, но как гениально!  В этом весь смысл поэзии и искусства вообще. Это совершенно не связано с комбинаторикой. Я как программист однажды писал программы, которые сочиняли стихи и я прекрасно могу отличить комбинаторику от настоящего музыкального звука или стиха созданного человеческим гением. В сети есть интересные примеры а ля "комбинаторных" поэтов. Они известны немногим, например:  Паташинский, Асин, Авин. У комбинаторики нет тренда, нет этого flavour, нет длинного цельного гармонического ряда, есть стохастика, какофония, иногда довольно забавная... Комбинаторный драйв похож на броуновское движение, он резкий и неожиданный. Пушкинский драйв - плавный и ложащися не поверх на созанние, а как проникающее излучение, разогревает внутренние слои сознания... Это под силу только некоей постоянной человеческой величине, генератору, которую можно назвать душой. Хотя это слово носит несколько излишний совестливый оттенок, но другого слова не подберу...

Мне на самом деле больше нравятся поэты из Серебрянного Века и многие современные, иногда малоизвестные. Я бы не стал сравнивать поэтов. Поэты не ныряльщики за жемчугом, что можно пренебрежительно называть у кого-то жемчуг мелким... Скорее поэты - камертоны или органные резонаторы, они резонируют с космосом на разных частотах и по ним нам всем предоставляется счасливая возможность осязать полнее всю гамму мирового оркестра искусства...


14.05.06 00:44:00 msk
Не циник


Напрасно "Ученик" взялся за Пушкина - не по Сеньке шапка: запутался, оправдываться начал. Фемъ же отзывается об А.С. не по-женски четко и глубоко. Самое главная ее мысль - Пушкин для профессионалов. Недаром к нему приходят только в состоянии собственной зрелости.
А с письмами вообще запара, вернее - с публикаторами.  Ведь гений и на горошке иногда сидит, человек всежтаки. И если уж подглядывать, то не гыгыкать, а понимать, что в горшке говно, а не розы.


13.05.06 23:17:18 msk
фЕМЪ

Мне слово "комбинировать" как раз кажется подходящим, я на него не обиделась. Именно комбинировал мысли и чувства, а особенно - куски чужих произведений. Это труд вдохновенного коллажиста, который вдыхает свой огонь в чужую глину.

Гений - это именно огонь, он наполняет любую форму, будь то стихи или женщина.

Я бы поспорила насчет обязательности каждого слова. С позиций литературоведения Пушкина очень многие слова находятся не на месте. Но они все пережиты, а не приделаны понаслышке.
У него был хороший вкус, блудливое воображение и довольно злые друзья. Все это заставляло его придираться к собственным текстам, править их, переделывать, тем более, что этот процесс куда приятнее преодоления пугающей чистоты листа.
Если у Лермонтова или Есенина, к себе не особо требовательных и не настолько погруженных в творческий процесс, можно найти множество строчек, просящихся на пародию, то у Пушкина нет, наверное, ни одной.


13.05.06 18:33:21 msk
Стихотворец-ученик на букву Б (заканчивает)

>Какому идиоту первому пришло в голову, что Пушкин - гигант?

Если в словосочетании "гигант души" тебя раздражает слово "гигант" -- замени его словом "гения".

P.S. В этом постe я ссылался на твои поиски истоков его (гениальной) поэзии в его (весьма обыденной) душе:

> Он во все вникал очень глубоко, в женщин влюблялся "с напряженным
> постоянством" (так он это ощущал во время сильной влюбленности). Но его
> исключительная отзывчивость дала ему привычку вникать быстро, перескакивая с
> объекта на объект.


13.05.06 18:21:52 msk
Стихотворец-ученик на букву Б (продолжает)

> Но я удивляюсь, откуда могла возникнуть бредовая мысль,
> что он - хороший комбинатор слов.
>  Он - хороший комбинатор чувств и мыслей...

Вы с Не-циником, кажется, обиделись на слово "комбинировать" и не поняли, что я хочу сказать. Или, вернее, я плохо объяснил.

А хочу я сказать, что чувства есть у всех. Проблема не в том, чтобы их иметь -- проблема в том, чтобы их точно и полностью и выразить! Ведь даже мысль, и то -- если изреченная, то есть ложь! (При том, что мысли, идеи "формализуются" намного легче, чем чувства.)

То есть, все упирается в подбор и комбинирование слов -- что особенно важно в стихах, где имеется куча дополнительных формальных ограничений.

Лично я полюбил Пушкина, когда сам начал учиться писать стихи -- полюбил за точность слов, которая у него никогда не в ущерб смыслу.

То есть, всякий хороший поэт может написать короткое чувство-описательное стихотворение (которое с любой строфы можно "повести" в другую сторону) -- а вот "Евгения Онегина" мог написать лишь Пушкин! Кто еще мог содать столь длинное сюжетное произведение, где абсолютно нет "воды" и каждое слово является единственно подходящим?!

А с другой стороны, какие там особенные чувства и, тем более, мысли?


13.05.06 17:59:07 msk
фЕМЪ

Какому идиоту первому пришло в голову, что Пушкин - гигант?


13.05.06 17:50:58 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

> Я не понимаю, чем плохи письма Пушкина к жене. По-моему, они прелестны.

И действительно, чем?

Если честно, то я, на самом деле, помнил не сами письма, а свое впечатление от них. А сейчас перечитал -- вот здесь:

http://www.rvb.ru/pushkin/tocvol10.htm

В доказательство своего утверждения надергал несколько цитат (см. ниже). Но должен признать, что в среднем письма эти лучше, чем я их помню. То есть, с гигантом души, величайшим российским поэтом они, конечно, не ассоциируются -- но и нечего особенно отвратительного в них тоже броде как нет. Так, проза жизни...
_____________________________

Около (не позднее) 27 июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод:

...Когда я представлялся великой княгине, дежурная была не Соллогуб, а моя прищипленая кузинка Чичерина, до которой я не охотник, да хоть бы и Соллогуб была в карауле, так уж если влюбляться... Эх, женка! почта мешает, а то бы я наврал тебе с три короба...

30 июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод:

Твоя Шишкова ошиблась: я за ее дочкой Полиной не волочился, потому что не видывал...

Прости, женка. Благодарю тебя за то, что ты обещаешься не кокетничать: хоть это я тебе и позволил, но все-таки лучше моим позволением тебе не пользоваться...

11 июля 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод:

Ты, женка моя, пребезалаберная (насилу слово написал). То сердишься на меня за Соллогуб, то за краткость моих писем, то за холодный слог, то за то, что я к тебе не еду. Подумай обо всем, и увидишь, что я перед тобой не только прав, но чуть не свят. С Соллогуб я не кокетничаю...


13.05.06 16:33:16 msk
фЕМЪ

Хелен, ну просто Пушкин - он для профессионалов. В него нужно долго входить. А эти ребята из Серебряного века - они такие, как мы. Рифмовать умеют, но душонки-то на три с плюсом.
Хоть иногда меня кто-нибудь пробирает, например, у Цветаевой есть:
- Я этого не хотел. Не этого...
- Молча слушай: хотеть - это дело тел,
А мы друг для друга души
Отныне.
Офигенно!


13.05.06 15:55:02 msk
Хелен

Эй, эй, осторожней. То были не мои стихи. Просто уж очень понравились.
И вписывались в тему беседы. Димы Воденникова стишок. Очень интересного русского поэта.
Вот вернулась из Грузии.
Кто хочет сказки послушать-посмотреть, через неделю можем устроить. И ты, Феб, приезжай. Отойду чуток, сделаю стетейку, рассказик, и могу пообщаться. Если ты, Фемъ, не утомилась от общения с Л., то можем попить теперь грузинского там же, или еще что-нибудь затеять.

Стишок Пушкина вашего любимого про Грузию, который вспомнился (вспоминался и Лермонтов, и Бараташвили, и Леонидзе, и многое другое, современное тож, - слабый и не трогательный. Для меня.
"На холмах Грузии..."
Ну... так себе стишок. Фема, только не кусайся больно. Ты за своего Пушкина горло перегрызешь, знаю. Я же и не читала его еще. Руки не доходили, откровенно говоря.
Мне нравится читать и чтить других поэтов. А Пушкин волнует очень редко.
Почитаю просто, патриархально, как отца, с которым не интересно. Интересно с мальчиками и девочками серебрянного века, или моложе.


Мы так часто с тобой противоположны во мнениях и вкусах, что хочется с этим что-то делать... 
Вот, например, про материальное. Нет. Лучше в другой раз или никогда.


13.05.06 10:59:44 msk
фЕМЪ

Я не понимаю, чем плохи письма Пушкина к жене. По-моему, они прелестны. "На чужой сторонке и старушка - божий дар" :) Вот письма Маяковского к Брик со всеми этими усиками-пусиками и вправду омерзительны.

Сам Пушкин считал своим главным литературным достоинством хороший вкус. И верно. Но я удивляюсь, откуда могла возникнуть бредовая мысль, что он - хороший комбинатор слов. Он - хороший комбинатор чувств и мыслей, это да, но с рифмами, например, у него всегда был такой гаплык, что я не удивлена, что он в конце жизни перешел на белые стихи и верлибры.
Да, у него много каламбуров, но это скорее неуклюжие попытки подражать старшим родственникам, в них чувствуется принужденность, и не они его прославили. Я считаю, сила Пушкина - именно в его отзывчивости, в том, что он мог все пропустить через себя. 


12.05.06 19:21:16 msk
НЕ циник - ученику на букву Б


Нет, Пушкин совсем не так прост.
Умение складывать слова, комбинации слов – этот дар присущ многим. В той же Словесности много отличных комбинаторов. Но этого мало.  Для хороших стихов, как это ни странно покажется «ученику», нужен масштаб личности, точка зрения, такое отношение к себе и ко времени, чтобы это еще кому-то было интересно. Вот тут и пролегает водораздел между комбинатором и поэтом.  А письма жене…  Пушкин ведь и сам признавал за собой моменты, когда «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Только реальное ничтожество никогда так про себя не скажет.


12.05.06 14:48:42 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

"Понять Пушкина" и "научиться писать, как Пушкин" -- вещи, как мне кажется, не связанные.

Просто у Пушкина был особый талант: он умел быстро перебирать в уме слова и складывать их в комбинации. Примерно таким же талантом одарены профессиональные шахматисты -- с той лишь разницей, что у них, вместо слов, ходы. Замечу также, что умение комбинировать объекты -- весьма специфическое, ни в каком другом деле не нужное и никак не связанное с психологией и интеллектом его носителя.

Особенно это становится очевидно, когда читаешь письма Пушкина к его жене, посвященные мелким денежным вопросам и нудным взаимо-обвинениям в кокетстве с третьими лицами.


11.05.06 14:35:47 msk
фЕМЪ

Была вчера в гостях у Леся Подервянского. Он уже две недели как не пьет, поэтому он поил водкой меня, сам прихлебывал чаек и смешил меня так, что у до сих пор пресс болит.

Фраза: "Я не пою не потому, что у меня слуха нет, а потому, что у меня совесть есть".

Лесь рассказывал, что на острове Сахалин очень много медведей. Они слоняются везде и часто заглядывают на огонек к людям. Отвадить их можно только разговаривая с ними на их же языке, то есть обосрав просТранство вокруг стойбища.
Лесь считает, что навыки общения с медведями у славян - в крови. Поэтому когда они приезжают на отдых, допустим, в Крым, то первым делом обсирают все вокруг палатки. И он даже утверждает, что этот инстинкт действует на государственном уровне.


06.05.06 17:21:04 msk
фЕМЪ

Засунула в автопереводчик Андрея Белого, но он меня разочаровал, ничего особенного:

І знов безбурний цар! В лазурі бурі токи:
В лазурі бурі свист і вітру свист несе,
Несе, мете і в'є свинцевий дальній попіл,
Розвіє, звіє знов, збере і розтрясе...

Воскреснув: в вітах древ зрю зора мерехтіння:
Твого вогня, твого крізь віти божий жар.
Блідий твій горній лік, захоплення й радіння
Такі ж для них мерці, як ти, воскреслий цар!

Ти скажеш вітру що? У тіні хмар свинцевих
Скиплять кущі? Ти там – війшов в нічну пітьму. .
І нині, як колись, схід променів рожевих.
В пустелі нині ти, неначе в давнину.

И знов безбурний цар! В лазурі бурі токи:
В лазурі бурі свист і вітру свист несе,
Несе, мете і в'є свинцевий дальній попіл,
Розвіє, звіє знов, збере і розтрясе...



06.05.06 16:14:04 msk
фЕМЪ

Ух, ты! На работе делать нефиг, засунула "Балладу о прокуренном вагоне" в украинский автопереводчик. Вот это психодел, я понимаю!

- Як боляче, мила, як дивно,
Сроднясь у землі, сплетясь галузями ,-
Як боляче, мила, як дивно
Роздвоюватися під пилкою.
Не заросте на серце рань,
Проллється чистими сльозами ,
Не заросте на серце рань -
Проллється полум'яною смолою.

- Поки жива, з тобою я буду -
Душа і кров нераздвоимы,-
Поки жива, з тобою я буду -
Любов і смерть завжди вдвох.
Ти понесеш із собою всюди -
Ти понесеш із собою, улюблений ,-
Ти понесеш із собою всюди
Рідну землю, милий будинок.

- Але якщо мені укритися чимось
Від жалості незціленої ,
Але якщо мені укритися чимось
Від холоду і темряви?
- За расставаньем буде зустріч,
Не забувай мене, улюблений ,
За расставаньем буде зустріч,
Повернемося обоє - я і ти.

- Але якщо я безвісно кану -
Коротке світло лучачи денного ,-
Але якщо я безвісно кану
За зоряний пояс, у млечный дим?
- Я за тебе молитися станові,
Щоб не забув шляхи земного ,
Я за тебе молитися станові,
Щоб ти повернувся непошкоджений.

Трясучи в прокуреному вагоні,
Він став бездомним і смиренним ,
Трясучи в прокуреному вагоні,
Він напівплакав, напівспав ,
Коли склад на слизькому схилі
Раптом зігнувся страшним креном,
Коли склад на слизькому схилі
Від рейка колеса відірвав.

Нелюдська сила,
В одній давильні всіх калічачи,
Нелюдська сила
Земне скинула з землі.
І нікого не захистила
Вдалині обіцяна зустріч,
І нікого не захистила
Рука, що кличе вдалині.
З улюбленими не розставайтеся!
З улюбленими не розставайтеся!
З улюбленими не розставайтеся!
Усією кров'ю проростайте в них ,-
І щораз навік прощайтеся!
І щораз навік прощайтеся!
І щораз навік прощайтеся!
Коли ідете на мить!

Сейчас найду Андрея Белого "Безбурный царь", это должно быть еще круче.










НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
"Полёт разборов", серия 70 / Часть 1. Софья Дубровская [Литературно-критический проект "Полёт разборов". Стихи Софьи Дубровской рецензируют Ирина Машинская, Юлия Подлубнова, Валерий Шубинский, Данила Давыдов...] Савелий Немцев: Поэтическое королевство Сиам: от манифеста до "Четвёртой стражи" [К выходу второго сборника краснодарских (и не только) поэтов, именующих себя рубежниками, "Четвёртая стража" (Ridero, 2021).] Елена Севрюгина: Лететь за потерянной стаей наверх (о некоторых стихотворениях Кристины Крюковой) [Многие ли современные поэты стремятся не идти в ногу со временем, чтобы быть этим временем востребованным, а сохранить оригинальность звучания собственного...] Юрий Макашёв: Доминанта [вот тебе матерь - источник добра, / пыльная улица детства, / вот тебе дом, братовья и сестра, / гладь дождевая - смотреться...] Юрий Тубольцев: Все повторяется [Вася с подружкой ещё никогда не целовался. Вася ждал начала близости. Не знал, как к ней подступиться. Они сфотографировались на фоне расписанных художником...] Юрий Гладкевич (Юрий Беридзе): К идущим мимо [...но отчего же так дышится мне, / словно я с осенью сроден вполне, / словно настолько похожи мы с нею, / что я невольно и сам осенею...] Кристина Крюкова: Прогулки с Вертумном [Мой опыт - тиран мой - хранилище, ларчик, капкан, / В нём собрано всё, чем Создатель питал меня прежде. / И я поневоле теперь продавец-шарлатан, / ...] Роман Иноземцев: Асимптоты [Что ты там делаешь в вашей сплошной грязи? / Властным безумием втопчут - и кто заметит? / Умные люди уходят из-под грозы, / Я поднимаю Россию, и...]
Словесность