Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность




ДЭН  БРАУН  И  КОМПАНИЯ:  ИДУЩИЕ  ВМЕСТЕ


Самый читаемый недетский писатель нашей эпохи - американец Дэн Браун. Его первые книги имели определенный успех в США, однако всемирная известность пришла к автору только после публикации "Кода да Винчи". Шумиха вокруг творчества Брауна еще более усилилась с выходом на экраны голливудской киноверсии романа.

Основная идея "Кода да Винчи" - неортодоксальная версия истории жизни Иисуса Христа. Христос, каким его изображает Браун, был одной из самых выдающихся личностей в истории человечества, - вождем, проповедником и целителем, однако не был ни Богом, ни Сыном Божьим. Как самый обычный человек, он имел семью и детей. Женой Иисуса была Мария Магдалина - женщина, церковь впоследствии объявила блудницей. После смерти мужа Мария, спасаясь от преследований властей, переселилась в Южную Францию. Потомки Христа были незаурядными людьми и внесли вклад в развитие европейской цивилизации, став основателями королевской династии Меровингов

Секрет Святого Грааля (Святой Грааль - королевская кровь, потомство Христа) - это тайна истинной истории Христа и его потомков. Почему же истина превратилась в тайну, а ложная версия - в официальную доктрину христианской церкви? Виновники - римский император Константин, превративший Христа в божество ради своих политических целей и средневековая церковь, оказавшая ему идеологическую поддержку. Христианство было основано на лжи, потому что церковь, по словам Дэна Брауна "украла Христа у его последователей, отняла у него человечность, затуманила его образ".

Однако не все смирились с этим. Были и люди, которые стремились "жить не по лжи". Могущественное тайное братство "Приорат Сиона", членами которого в свое время были многие выдающиеся люди, - в том числе и величайший гений человечества Леонардо да Винчи, - сохранило для будущих поколений правду о Христе. И о том, что его потомки по прямой ветви, находящиеся под опекой ордена, дожили до наших дней, хотя и вынуждены скрывать свою "королевскую кровь".

Люди уверены, что все тайные общества - гнезда заговорщиков, рвущихся к захвату власти. Если это и так, члены "Приората Сиона", - странные заговорщики. Они не стремятся к власти, хотя и не боятся ее. Если ситуация того потребует, и человечество окажется на грани катастрофы, члены братства готовы придти на помощь и предложить людям своего лидера - прямого потомка Иисуса Христа. Опираясь на вековую мудрость ордена, он поможет людям установить новый, более справедливый и разумный мировой порядок.

Еще один красивый вымысел, скажете вы, новая версия легенды об Атлантиде или рыцарях круглого стола? Даже если и так, он находит живой отклик в сердцах миллионов людей.

Где успех, там и подражание. Обилие литературы а-ля "Код да Винчи" на прилавках книжных магазинов наводит на мысли о том, что это - результат бума, который вызвала шумиха вокруг книг Брауна. Однако не все так просто. "Святая кровь и Святой Грааль" Байджента, Лея и Линкольна, например, - не римейк "Кода да Винчи", а один из источников, откуда он черпал свои идеи. Сейчас эта книга обрела популярность - но кто бы вспомнил о ней, если бы не Дэн Браун?

Литература - не коллективный, а индивидуальный вид деятельности, и ничто не мешает автору очередного бестселлера думать, что своим успехом он обязан исключительно самому себе. Однако жить в обществе и быть свободным от общества, как учил основоположник научного коммунизма Карл Маркс, невозможно. Победа одиночки на поверку всегда оборачивается достижением команды; триумф "Кода да Винчи" стал успехом всего движения "иконоборцев". Публика начала проявлять интерес к произведениям, которые раньше не то чтобы совершенно не замечала, а скорее просто не принимала всерьез.

Корни жанра конспирологии можно найти еще в древнегреческих мифах и поэмах Гомера. Цари и герои убеждены в том, что именно они творят историю. Но это - не более, чем еще одна иллюзия. "Весь мир - театр, и люди в нем актеры", - писал великий Шекспир. Но представления, которые они разыгрывают на поверку оборачиваются спектаклями марионеток. Агамемнон, Гектор и Ахиллес - фигурки из папье-маше, куклы за спинами которых стоят истинные режиссеры и вершители судеб - боги-олимпийцы.

"Люди любят все таинственное", - утверждает Дэн Браун. Но конспирология - это не просто тайна. Это - загадка, раскрытие которой по-настоящему ошеломляет. "Шок - это по-нашему", - рекламный слоган, если не придуманный, то давно взятый на вооружение конспирологами.




Ключ Соломона, сумрачный Леонардо и серый кардинал

Один из "новых иконоборцев" - журналист, хакер и интеллектуальный хулиган Этьен Кассе, автор нескольких скандальных книг, наиболее известной из которых является "Ключ Соломона. Код мирового господства". В отличие от беллетриста Брауна Кассе работает в жанре, который принято сейчас называть странным словом "нон-фикшн".

"Ключ Соломона" - своего рода еще один "Код да Винчи". Как и Святой Грааль Брауна, Ключ Соломона - это не материальный объект, наподобие Ковчега завета, Туринской плащаницы или копья Лонгинуса, а разгадка тайны священной для всех христиан книги - Библии. Собственно, сама Библия и является этим ключом - необходимо только научиться правильно ее понимать. Увы, ключ в руках Кассе чересчур напоминает отмычку. Его вывод, который наверняка нашел бы горячую поддержку среди советских политработников, звучит следующим образом: Библия - не богодухновенная книга, а продукт человеческой мысли и воображения; христианская религия - не более, чем мистификация.

Чтобы заставить людей поверить в нее, была осуществлена величайшая в истории человечества пиар-кампания. Разумеется, такая кампания или акция - продукт не индивидуальной, а коллективной деятельности. Чтобы ее осуществить, необходимы не только исполнители-проповедники, но и заказчики, которым под силу финансировать проект, идеологи и организаторы.

Кассе готов дать ответ на все вопросы, которые могут возникнуть в голове у читателя. Главные исполнители пиар-компании по рекламе нового интеллектуального продукта для широких слоев населения - наши старые знакомые, евангельские апостолы Петр и Павел. Приготовьтесь - вас ждут сюрпризы. Под именем апостола Петра скрывался не кто иной, как сам сын божий Иисус Христос. "Основателем христианской церкви (церкви, а не религии) стал сам Иисус Назареянин", - пишет Кассе. Как же быть с распятием? Выходит, его не было? Не торопитесь с выводами. Распятие состоялось, - однако на кресте погиб не Христос, а другой - разбойник Варавва. Подмена стала возможной потому, что организаторы компании вступили в сговор с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который, вопреки канонической версии, не "умывал руки", а весьма активно действовал. Не менее, если не более важную фигуру, чем Петр, представлял собой апостол Павел, своего рода "серый кардинал", он же - "главный PR менеджер", идеолог и координатор проекта.

Вам не терпится узнать, кто же был заказчиком и спонсором всей этой затеи? Кассе, как и большинство создателей книг-бестселлеров - человек одной идеи. Идея-фикс, которую он последовательно проводит во всех своих произведениях - тайная власть масонства. Именно в анналах их деятельности спрятан ключ к решению если не всех, то большинства самых волнующих загадок человеческой истории, - будь то египетские пирамиды, гибель Атлантиды, Бермудский треугольник или странствия корабля-призрака, знаменитого "Летучего Голландца" (Э. Кассе. Фальсифицированная история).

Паранойя, скажете вы? Может быть, и так. Но не будем торопиться с выводами. Грань между болезнью и нормой достаточно тонка. "Выживают только параноики" - так или примерно так называется один из популярных на западе деловых бестселлеров. Человек, предлагающий необычные идеи, не может не отличаться от других людей, - и никогда нельзя сказать заранее, кто он - гений, безумец, или, может быть, ни тот ни другой.

Кассе уверен: масонство - не миф, а масонские ложи - не собрания безобидных чудаков, а реальная сила, обладающая богатством и властью, возможно, - самая могущественная теневая власть в мировой истории, корни которой уходят еще во времена Древнего Египта. Именно они проложили дорогу христианской религии и церкви. "В основе новой религии, христианства, лежат масонские идеи осуществления господства над миром", - пишет автор.

Зачем же масонам, отношения которых с церковью в дальнейшем складывались очень и очень непросто, понадобилось создавать себе нового соперника? Ответ прост - их соперничество мнимое. Христианская церковь для масонских лож - не что иное, как еще один инструмент для захвата своей власти над миром. Инструмент, который позволил им осуществлять тотальный контроль над сознанием и поведением людских масс.

Всем известно, что католическую церковь возглавляет единоличный лидер - римский папа. Однако подлинная власть, утверждает Кассе, принадлежит не римскому первосвященнику и Ватикану, а тайному органу, стоящему за их спиной. Так было в средние века, да и в наше время реальная структура управления практически не изменилась: "Возглавляет церковную иерархию, как и прежде, масонская ложа - круг Апостолов". "Серый кардинал" - не что иное, как тайная власть, которая манипулирует деятельностью церкви в своих интересах.

Выражение "Воинство Христова", по мнению Кассе, - вовсе не литературная метафора, как считают многие. В библейской фразе "не мир, но меч принес я" он видит не что иное, как пропаганду силовых методов борьбы с инакомыслием, которое так любила использовать средневековая католическая церковь.

Как всякая сила, стремящаяся к господству, церковь имеет и свою силовую структуру, своеобразный "церковный спецназ" - он-то и является пресловутым "христовым воинством". Вопрос этот волнует автора не только из любви к истине, но и по чисто практическим соображениям собственной безопасности. Книги Кассе представляют угрозу для церкви - а раз так, не следует ли ему опасаться мести со стороны церковников и их верных псов, "воинства христова"?

Сюжеты книг Брауна и Кассе постоянно пересекаются. Дэн Браун создал "Код да Винчи"; французский журналист также не мог обойти стороной личность Леонардо. Вспомним: шок - это по-нашему. Самый гениальный человек в истории человечества был и не человеком вовсе. Кем же, спросите вы? Искусственно выведенным существом - големом, кадавром, андрогином, или иным таинственным созданием. Леонардо да Винчи часто называют "светлым гением" итальянского возрождения. Острый галльский глаз Кассе разглядел, что на самом деле гений Леонардо был не светлым, а сумрачным. Но не потому, что имел германские корни, а скорее из-за причастности к его появлению неких темных сил. "Леонардо" - это еще один всемирноисторический проект. Архитектором которого, как вы, наверное, уже догадались, было неугомонное и вездесущее братство масонов.

Кстати, о серых кардиналах. Прародителем этого загадочного племени было реальное историческое лицо, сподвижник знаменитого кардинала Ришелье отец Жозеф, скромный монах-капуцин. Любопытно, что Александр Дюма, главный литературный знаток эпохи мушкетеров, нигде не упоминает о "сером кардинале" отце Жозефе, хотя на страницах его книг которого фигурирует множество других, гораздо менее влиятельных сподвижников и современников Ришелье. Неужели на этот раз чутье изменило великому французу? Или все дело в том, что Дюма видел главным "серым кардиналом" самого Армана де Ришелье? Быть может, он знал о нем гораздо больше того, о чем рассказал в своих романах? Тот же Кассе уверен, что заклятый враг трех мушкетеров был не только первым министром Людовика XIII, но и полковником уже упомянутого "Воинства церкви". В свете этой смелой гипотезы борьба королевских мушкетеров с гвардейцами кардинала предстает не просто соперничеством двух элитных воинских частей, а противоборством сил света с силами тьмы. Вот только определить, кто из них есть кто, не так просто.

Что может скрываться за фигурой "серого кардинала"? Как ни странно, практически что и кто угодно. Совсем не обязательно речь идет об интригах, заговорах и покушениях. Рога и копыта, торчащие из серой кардинальской мантии, на поверку могут обернуться такими прозаическими предметами, как разделение законодательной и исполнительной ветвей власти в условиях феодальной или тоталитарной системы правления, специализация труда в сфере управления (мысль и действие, советник и правитель, оратор и составитель речей) или вульгарный лоббизм (иначе говоря, взяточничество). Однако Кассе предлагает свою версию. Серый кардинал - это мистическая ветвь власти, "невидимые властители".

Параллель между сюжетами книг Брауна и Кассе очевидна всем, - хотя последний и утверждает, что между ними нет ничего общего (Браун - беллетрист, Кассе - ученый). Известно, что церковь осудила идеи, лежащие в основе "Кода да Винчи". Представитель Ватикана заявил, что бестселлер Брауна напоминает антиклерикальный памфлет времен увлечения атеизмом. И глубокомысленно заметил: "Существует опасность, что легковерные люди могут посчитать за истину содержащиеся в романе фантастические утверждения". Православная церковь также сочла необходимым проявить свою солидарность с католиками в этом вопросе.

Горячий французский парень Кассе в своем "Ключе Соломона" идет гораздо дальше, чем Дэн Браун. Создатель "Кода да Винчи" выражает сомнение в том, что христианское учение дошло до нашего времени в первозданной чистоте. Кассе утверждает, что христианство - не что иное, как коммерческий проект, основанный на мистификации, обмане и злом умысле. Как результат, против автора "Ключа Соломона" возбуждено более 20 судебных тяжб, связанных с защитой чести и достоинства верующих и моральным ущербом.

Кассе - бывший журналист, и знает толк в сенсациях. Однако стремится уверить нас в том, что побудительный мотив его творчества - не "иконоборство" или эпатаж, а благородное стремление к истине. И смутно намекает на то, что ходит по лезвию бритвы, подвергаясь постоянным угрозам со стороны темных сил и мракобесов. "Воинство церкви" не дремлет - хотя, судя по масштабам той шумихи, что поднял француз, со времен средневековья утратило большую часть своей воинственности.

Так кто же из двух авторов на самом деле более опасен для церкви - а может быть, и для нравственного здоровья всего современного общества? И где пролегает грань между свободой слова и святотатством?




Иллюминаты и масоны

Цивилизация - это нормы и правила. Общество, в котором отсутствуют запреты, столь же беззащитно, как квартира без двери или дачный участок, не огороженный забором. Для поддержания статус-кво в любом обществе существуют особые социальные институты - такие, как церковь в средние века или органы юстиции в наше время.

Однако всегда ли эти нормы разумны и справедливы? Заповеди "не убий" и "не укради" - нравственный фундамент, на котором покоится здание современной цивилизации. Но существуют и другие, гораздо более сомнительные и противоречивые принципы. Церковь часто упрекают в том, что она объявила плотскую любовь (на современном жаргоне - секс) грехом. Лозунг "Секса у нас нет" придумали не советские политруки, а средневековые святоши. "Идеальный христианин - это принципиально управляемый, подавленный и закомплексованный, сексуально неразвитый человек с неполноценной психикой, который не получает от жизни удовольствия", - утверждает Этьен Кассе. Однако факт остается фактом - закомплексованные и сексуально неразвитые жители христианской Европы единственные на планете смогли создать передовую цивилизацию, основанную на прогрессе науки и техники. Утоление желаний рождает пресыщение, вялость и апатию. Двигатель прогресса - не свобода, но запрет, который позволяет направить человеческую энергию в иное русло, чем предназначено матерью-природой.

Одни поколения воздвигают на пьедестал статуи богов, другие сбрасывают их на землю и попирают ногами. Эпоха просвещения нанесла несокрушимый удар по могуществу церкви, превратив ее политические амбиции в воспоминания. Надо ли говорить о том, что в авангарде сил прогресса шли мастера слова - публицисты и литераторы?

Является ли ниспровержение былых святынь, "десакрализация" и раздвижение пределов сознания главной миссией литературы? Социальные табу существуют до тех пор, пока люди верят в них. Вспомним недавнюю историю. Легкость, с которой рухнула в небытие Советская власть, для многих до сих пор остается необъяснимой загадкой, своего рода Бермудским треугольником истории. На самом деле причина крушения колосса проста - система, построенная на идеях, в которые никто не верит, обречена.

Литература - это мысль, а любая мысль содержит в себе зародыши будущих сомнений. "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем", - написано в Библии. Продолжим эту мысль - всякий, кто начал задумываться о принципах общественного устройства и морали, созрел для того, что отринуть их.

Дэн Браун в "Ангелах и демонах" вспоминает о тайном братстве ученых - обществе иллюминатов, которое боролось в средние века против церковного мракобесия. Этьен Кассе, как всегда идущий на шаг вперед, уверен: союз иллюминатов дожил до наших дней.

Перефразируя известное выражение, можно сказать: если бы общества иллюминатов никогда не существовало - его стоило бы придумать. Наверное, каждый, кто берется за перо, ощущает свою незримую причастность к этому таинственному братству.

Я уверен, что многие мыслящие люди, с удовольствием записались бы в его ряды, существуй оно в наше время. Любой, самый мирный человек испытывает желание ощутить себя отважным воином, а отъявленный индивидуалист - членом сплоченного братства единомышленников. Когда-то главным врагом иллюминатов была церковь. В наше время баланс сил изменился; у новых иллюминатов появились новые, не менее могущественные и злобные враги.

Главный враг ордена умных людей - союз дураков. В средние века глупость принимала обличье церковного фанатизма, на борьбу с которым поднимались все передовые умы эпохи. В списке врагов значились и конкретные личности, и нелепые обычаи, и даже целые царства-государства. Однако постепенно интеллектуалы пришли к выводу, что человеческая глупость - стихия, которую невозможно победить. На всякого умного довольно простоты; любая глупость найдет своего мудреца. Существует такой вид спорта - серфинг. Океанскую волну нельзя победить - однако ее можно оседлать. Точно так же обстоит дело с глупостью. За спинами дураков, как правило, стоят весьма неглупые люди - те, которые были лишены брезгливости и других моральных преград и раньше других сумели овладеть искусством социального серфинга.

Умные люди поняли: война с глупостью - это война с умниками, стоящими по ту сторону баррикад. Может быть, всех этих людей объединяет нечто общее? Кто-то поспешил объявить, что любители серфинга - это члены некоего таинственного братства, унаследовавшего тайны древних мудрецов, а возможно и космических пришельцев и стремящегося к власти над миром. Идея пришлась по вкусу и нашла множество последователей. Большинство из них уверены, что таинственное братство - это не кто иной, как масоны.

Многие видят главного врага общества в спецслужбах, не слишком вникая в тонкости того, кого они представляют и как называются. Профессия шпиона - одно из древнейших ремесел, о котором рассуждал еще китайский философ Сунь-Цзы в своем знаменитом трактате о военной науке. Деятельность спецслужб по своей природе закрыта от глаз широкой общественности; раз так - почему бы не предположить, что "хвост вертит собакой", а ведомства, созданные для охраны интересов общества, используя свой особый статус, преследую собственные интересы. Именно с таких историй начинал свою литературную карьеру Дэн Браун. Его "Цифровая крепость" - это рассказ о деятельности самого богатого и засекреченного разведывательного ведомства самой богатой страны в мире - Агенства Национальной Безопасности (АНБ) США; "Точка обмана" повествует о работе "Национального разведывательного управления" (НРУ). НРУ (National Reconnaissance Office) - не выдумка, а реально существующая спецслужба США, о существовании которой не знают даже многие американцы.

Силы добра и силы зла, серые кардиналы, масоны и асы спецслужб не дремлют. Читатель жаждет новых, еще более ошеломляющих разоблачений и сенсаций. Он уверен, что литература - это разгадка тайн, низвержение святынь и отрицание табу. Так ли это на самом деле?




Иллюментарии всех стран, объединяйтесь, или новый мир Робинзона Крузо

В популярности "Кода да Винчи" в России есть нечто странное. Отцы-основатели США были хотя и религиозными диссидентами, но глубоко верующими людьми; их потомки до сих пор сохранили традиции веры. В России, как всегда, история пошла своим, особенным путем. Коммунистический режим объявил религию "опиумом для народа". Государственной идеологией стал атеизм. Формально религия была просто "отделена от государства". Однако ребенку ясно: быть отделенным от государства в стране, где государство - это все, фактически означает участь отверженного.

В Советской России нормой был атеизм, а религиозная вера - отклонением от нормы, эпатажем. Нынешняя власть благожелательно относится к религии, однако людское сознание - вещь более консервативная, чем зигзаги большой политики. Атеизм перестал быть нормой, однако религия не успела еще укорениться в сердцах людей настолько, чтобы покушение на ее основы стало восприниматься как вызов общественной морали (Речь идет о христианской религии, отличающейся в наше время большей степенью терпимости к инакомыслию. Последователи ислама несравнимо более жестко относятся к тому, что принято называть "святотатством").

Может быть, воздействие "Кода да Винчи" на россиян заключается не в религиозном эпатаже, посягательстве на устои христианства, а в чем-то другом? Самое простое объяснение, которое приходит на ум - это то, что "Код да Винчи" помогает многим людям восполнить пробелы в религиозном образовании. Советские люди привыкли "читать между строк" сами и успешно передают полученные навыки своим детям. Прочитав сообщение о том, каких успехов добилось родное сельское хозяйство, мы делали безошибочный вывод - дела в нем обстоят хуже некуда. Критика ортодоксальной версии христианства Брауном может иметь обратный эффект - бывшие советские, а ныне российские читатели независимо от своей воли придут к выводу о том, что все, изложенное в освященной церковью версии истории Христа - это непререкаемая правда.

Как это ни странно, Этьен Кассе для нас гораздо менее эпатажен, чем Дэн Браун. Его версия - это хорошо знакомая нам по прежним временам трактовка истории христианства, только преподнесенная в более красочной упаковке, с привлечением терминологии, заимствованной из арсенала рыночной экономики (пиар-компания, маркетинговый проект, менеджер-координатор, круг апостолов как совет директоров компании и др.).

Хотя, если вдуматься теория Брауна - это не просто ревизия христианства, а попытка создать основы нового, наполовину языческого культа - культа Марии Магдалины. Может быть, именно в этом и заключается основная причина столь резкой реакции церкви на выход "Кода да Винчи"?

А тут еще, откуда ни возьмись, появились сообщения о том, что в скором времени вниманию публики будет предложен сенсационный исторический документ - так называемое "Евангелие от Иуды". Как будто, особых разоблачений оно не несет, за исключением новой трактовки поступка Иуды. Оказывается, Иуда не предавал Христа. Пресловутое предательство - поступок, совершенный по просьбе самого Иисуса, который желал подвергнуть себя испытанию.

Впрочем, кто поручится, что не будут найдены и обнародованы и другие документы, проливающие свет на историю христианства? Может быть, их и не надо искать, потому что они давным-давно пылятся на полках знаменитой библиотеки Ватикана?

Девяностые годы для России - эпоха низвержения былых кумиров. Россияне привыкли к эпатажу и одновременно устали от него. Люди хотят стабильности - не только в экономике или политике, но и в мозгах. И ждут не глобальных разоблачений, а возможности слегка "пощекотать нервы". В архитектурно-строительной науке существует такой термин, как "архитектура малых форм". Создание небоскреба, концертного зала или стадиона, рассчитанного на тысячи зрителей - это большая архитектура; проект гуталиновой будки, дровяного сарая для дачной усадьбы или автобусной остановки - "архитектура малых форм". Принцип разделения понятен - размер имеет значение! То, что нужно современному российскому читателю - это эпатаж "малых форм", мастером которого и является Дэн Браун.

Литература - часть культурной жизни общества, и не может существовать независимо от него. Главная форма современной культуры - это шоу. Слова шекспировского героя о том, что жизнь - это театр, в переводе на язык современности читаются как "жизнь - это шоу". Судя по выступлениям некоторых общественных деятелей, в шоу постепенно превращается и такая почтенная некогда сфера деятельности, как политика. Как же обстоит дело с литературой?

Многие писатели приняли правила игры, созданные шоу-бизнесом, и благодаря этому преуспели. Однако лозунг "литература - это шоу" в корне неверен, потому что ведет жанр к самоуничтожению и гибели. Литература должна оставаться литературой, - даже если остальной мир превращается в балаган.

Правы те, кто считает: довольно скандалов и дешевого эпатажа. Оставим их желтой прессе, эстрадным клоунам и политическим шутам. Лучшая форма эпатажа - это не богохульство, демонстрация обнаженных гениталий и женитьба на представителях того же пола или животного мира. Это - кормежка для дураков. Идеология абсурда, отрицание общественных норм - религиозных, культурных или моральных, - пища для более взыскательных умов. Не говоря уже о том, что для писателей это - едва ли не единственный способ приобрести всенародную известность. Г.Дж. Лоуренс никогда не стал бы знаменитым писателем, если бы не его "Любовник леди Чаттерлей", да и гениальный Владимир Набоков вряд ли приобрел мировую известность, если бы не "Лолита". Что уж тут говорить о Владимире Сорокине с его "Голубым салом"? Впрочем, будем терпимы к талантам, которые вынуждены идти на поклон к рынку- если они истинные таланты, божий дар всегда перевесит в их произведениях коммерческую шелуху.

Эпатаж для умных людей - это не физический или душевный стриптиз, а не что иное как новые, революционные идеи и мысли. Такие, как "и все-таки она вертится" Галилея, - гениального ученого, основавшего, согласно преданию, орден иллюминатов.

Литература, как ни банально это звучит, в первую очередь - созидание. Эпоха просвещения стала вехой в развитии человечества. Главными ее творцами, вопреки принятому мнению, стали не пламенные обличители религии, абсолютизма или феодального права "первой ночи", а мыслители, предложившие новый взгляд на окружающий мир. Истинным предтечей Великой Французской революции был не кто иной, как наш добрый знакомый Робинзон Крузо. Прочитав книгу о его жизни на необитаемом острове, Жан-Жак Руссо создал свой идеал "естественного человека", который вызвал изменения в настроении общества, - изменения, сделавшие прежний уклад жизни невозможным.

В предисловии к "Ключу Соломона" Этьен Кассе пишет слова, звучащие как лозунг. Лозунг, которым руководствуется он сам, и который рекомендует взять на вооружение другим умным людям: "Надо меняться, надо думать, надо отказываться от шаблонов".

Кто бы спорил! Вот только не будем забывать, что шаблон - это практически то же, что и норма и стандарт. А стандарт - всего лишь способ решения проблемы, признанный на данный момент наилучшим. Никакой человек, находящийся в здравом уме и трезвой памяти (или наоборот?) не будет сомневаться в необходимости применения стандартов в сфере техники и технологии. Нарушение шаблона при изготовлении автомобиля или стандартов его вождения - прямой путь... Ну вы догадываетесь, куда.

Ситуация в других областях жизни, как ни странно, обстоит сходным образом. Постмодернизм, претендовавший на роль законодателя интеллектуальной моды, не оправдал возлагавшихся на него ожиданий. То, что он смог предложить людям - даже не ирония, а оскал. Культура прошлого, подвергнувшаяся обструкции и осмеянию, так и осталась эталоном, который никто не смог не только разрушить, но даже поколебать.

Перечитаем еще раз "Приключения моряка из Йорка, написанные им самим". Робинзон Крузо, оказавшийся в одиночестве на необитаемом острове, не впал в безумие, не предался деконструкции или децентрации и не пытался доказать, - если не дикарям и козам, то самому себе что мир за пределами острова - не более, чем фантом или симулякр. Моряк осуществил простую вещь - в одиночку, на воспоминаниях-обломках он начал воссоздавать шаблон старого мира, частью которого он когда-то был сам. Результат известен всем: гениальный отшельник построил новый мир - не только на своем уединенном острове, но и на всей обитаемой планете.

Книга "Бизнес в стиле фанк" двух шведских бизнес-гуру с невоспроизводимыми скандинавскими фамилиями, которую я недавно безуспешно пытался одолеть, имеет подзаголовок "Капитал пляшет под дудку таланта". Поверим, что это действительно может быть так. В новую эпоху интеллект становится силой, с которой вынуждены считаться все, в том числе незримые теневые властители и серые финансовые кардиналы. Употреблять эту силу только для разрушения и низвержения - если не грех, то непростительное расточительство.

Талантливые и мыслящие люди, новые иллюминаты всех стран - объединяйтесь! Не против кого-то - старых иллюминатов, масонов, церковников, глобалистов или антиглобалистов, негров, евреев, демократов, буддистов, мусульман, красных, голубых желтых или розовых, а во имя совместного творчества и торжества сил созидания над силами хаоса. Под знаменем... а было ли у иллюминатов свое знамя? Ну хотя бы под знаменем величайшего литературного созидателя всех времен и народов - моряка из Йорка Робинзона Крузо!




© Александр Балод, 2006-2017.
© Сетевая Словесность, 2006-2017.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Ростислав Клубков: Апрель ["Медленнее, медленнее бегите, кони ночи!" – плачет, жалуясь, проклятая человеческая душа. – Каждую ночь той весны, – погруженный в нее, как в воздух голода...] Владислав Кураш: Особо опасный [В Варшаву я приехал поздней осенью, когда уже начались морозы и выпал первый снег. Позади был год мытарств и злоключений, позади были Силезия, Поморье...] Сергей Комлев: Что там у русских? [Что там у русских? У русских - зима. / Солнца под утро им брызни. / Все разошлись по углам, по домам, / все отдыхают от жизни...] Восхваления (Псалмы) [Восхваления - первая книга третьего раздела ТАНАХа Писания - сборник древней еврейской поэзии, значительная часть которой исполнялась под аккомпанемент...] Георгий Георгиевский: Сплав Бессмертья, Любви и Беды [И верую свято и страстно / Всем сердцем, хребтом становым: / Мгновение было прекрасно! / И Я его остановил.] Игорь Куницын: Из книги "Портсигар" [Пришёл из космоса... Прости, / что снова опоздал! / Полночи звёздное такси / бессмысленно прождал...]
Словесность