Словесность 
// -->

Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Анна Аликевич. Тайный сад. Стихи
Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа. Стихи
Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... Стихи
Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки. Стихи
Айдар Сахибзадинов. Жена. Повесть
Джон Бердетт. Поехавший на Восток. Рассказ, перевод с английского: Евгений Горный
Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём. Миниатюры
Владимир Алейников. Пуговица. Эссе
Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною...". Эссе
Владимир Спектор. Четыре рецензии.
Литературные хроники: Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! Вечер памяти поэта Ильи Бокштейна (1937-1999) в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[12 февраля]  
Александр Соболев. Круг разорвать - Таганрог, "Нюанс", 2020.
"Круг разорвать" - пятая книга поэта Александра Соболева. Очередная в серии хронологически последовательных, содержание с предыдущими не дублируется, но очень многие стихи из неё вошли в сборник избранного "Между волком и собакой".
В названии книги заключена её главная идея, отражённая в программной "Притче о страхе".






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Сергей Сутулов-Катеринич. Стихи



Жанна Письминчук

Нить к небу

ПРИПЕВ, или РЕФРЕН [франц. refrain] - часть песни,
нередко обособленная по смыслу и по ритму,
исполняемая хором или в одиночку, перемежая песню
(в особенности при строфическом ее строении)
или повторяясь в конце ее. В трудовых песнях П. первоначально -
лишь односложное отрывистое восклицание,
регулирующее рабочий ритм той или иной производственной работы.
Таков возглас "эх", вырывающийся при рубке дров,
сбрасывании тяжестей, вытягивании каната и пр. тяжелых работах.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т.9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб.641.
>


...Золотые купола, закрученные осенним вихрем, и всё же, устоявшие, устремившиеся в высь своими вершинами, незыблемые, вечные... "РУССКИЙ РЕФРЕН" С. Сутулова-Катеринича. Обложка книги. Открываю с трепетом, предвкушая погружение в присущие перу Сергея Владимировича тональности тревожности и нежности, категоричности и долготерпения, ощущения боли и восторга... Смелее!



1 часть. "ПОПУРРИ НА ТЕМУ ЗАПЯТОЙ". Это НЕ начало. Ибо запятую в начале не ставят! Уже пройдено, сделано, расставлено... Передышка? Скорее, ориентировка на местности. Оглядимся. Не такой уж он и уютный, этот мир, в восприятии автора... Не уютный - мягко говоря! Отчего? Может, это и есть талант Поэта - видеть больше, чувствовать тоньше, воспринимать объёмнее и - стараться передать свои первозданные ощущения нам, простым смертным? Иначе, откуда бы взяться этому:

      ...И тон, и полутон
    Бессильны выразить тональность.
    Моя треклятая ментальность
    Опять сбивается на стон.
      ("Камертон: проверка слуха №10051952")

Какая-то грустинка слышится в районе обозначенной автором запятой. И в то же время - ненавязчивое приглашение читателю самому решить: казнить или помиловать. Поэта? Жизнь? Страну? Себя самого? Выбирайте!

Человек не вечен. Уйдет, но оставит за собой след. Не всякий след в принципе заметен, чаще он сливается с другими, подобными. А если "...клочок Плащаницы/ Запечатан в кулак" ("Клочок Плащаницы") или "...человек, а не сверчок!" ("Небо в разную погоду")? Как - в таком случае? "Безумцу - Голгофа!" или "Упрямцу - виват!" ("Тост за скобкой")??? Извечный выбор между Добром и злом, реальностью и субъективностью (аж дух захватило от проведённой параллели - явно влияние С. Сутулова-Катеринича! Параллель хромает, конечно, но не откажусь всё равно!), между духовностью и мистикой. Вот и не случайно появление "Потешного мифа"...

Кстати, сам автор не грешит двойственностью личных оценок, прямо заявляя:

    Дурака окрещу дураком -
        истребить невозможно привычку...
      ("Баллада об учтенных дураках и уцелевшем друге")

Понятное дело, такое "продолжение следует" мало кому нравится... Потому и друг - уцелевший. Друзей - меньше. Не у каждого сегодня в традиции тост: "Отвечаю своей головой!" Не оттого ли лишь избранных возносят зодчие? ("Притча о море, небе и поэтах")?

А простые человеческие радости? Да сколько угодно: "чай с ромом" (бромом даже!) и "с гречишным мёдом", "искусство посудачить ни о чём"; вот ещё: "А мне дороже веточка мимозы...", "Овации, мой милый, мишура...". Всё здесь! Но автор открыл для себя истину: "Звуки живут в слезах"! А где, как не в России???

Итог попурри - решительное: "Буду...точкой и запятой цензоров огорчать" ("Лель и его секрет"), - в "безумной", "убогой", "несчастной", но "прекрасной" стране, где "уроды - частности". ("Небо в разную погоду"). Ну что ж, не знаю, кто будет огорчен подобной "запятой". В частности... : Просто полагаю, что таковые не смогут до конца дочитать даже первую часть книги! (...) И если вдруг наткнусь однажды на разгромную рецензию книги "РУССКИЙ РЕФРЕН", - так и пойму: "не шмогли" прочесть! Ни вглубь, ни вширь.



2 часть. "АБЗАЦ БАЗАЛЬТА". Ну и хорошо, что только абзац... Весь пласт, боюсь, вряд ли выдержать. С другой стороны, если нет ни сестры, ни самого таланта, - поди уложись в абзац! Судьба и война, оригинальный, неординарный взгляд без лишней, набившей оскомину, патетики... Жребий жизни - богиня или раба? "Отравлена страна, где каждый третий - трус"... Пожалуй, слово, характеризующее этот "абзац" - ПРОНЗИТЕЛЬНОСТЬ!

"Good bye, Россия!"?...Хорошо там, где нас нет?.. Что ж, было и это. Без лукавства.

    Мы - наивные дети нелепых и страшных событий,
    У которых из всех переменных одна непременная смерть
    .
              ("Одиссея-XXI")

Нет, не только. Ещё - Любовь! Странная, фантомная, неразделённая и несбывшаяся... Тоже - пронзительная!!! Тоже - БЫЛО!!!

    Теперь терпеть: и быль, и боль,
    И стон, и сон, и кнут, и пряник...
        ("Лебединая сказка")

...Может, и к лучшему, что те - не дочитают?.. "Любить впопыхах - наплодить пугливых заик". ("Часть речи: метаморфозы (Опус №021202)") Разве не достаточно "попыховых" "поэтов"? Честно скажу, после этакого "камушка" всякое желание "дробную русскую речь" "покалечить" рифмами отпало не на малый срок...

А уж поэллада "АНГЕЛ-ПОДРАНОК" - моя первая любовь у Сергея Владимировича! А Первая, как известно, всегда - романтическая и неподсудная. Завидую тем, у кого Она впереди!



3 часть. "ГРАММАТИКА ВОСТОКА" При чем - Восток? Рефрен-то - русский?

Восток тоже - русский! Там, где солнце встаёт... Россия, ЗДРАВСТВУЙ вновь!

    Эта белая полоска
    (осевая, без пунктира!)-
    церковь, озеро, берёзка,
    ну а в небе - реактивна
    параллельная пороша:
    Наше будущее - в прошлом...
      ("Чёрный квадрат" и белый аист")

Как это перевести на другие языки? То есть, хотелось бы взглянуть на камикадзе, который попытается!.. Грамматика, которой никогда не понять практичному Западу. Впрочем, и нам самим не всегда - понять...

И, несмотря на то, что "Западная смола /Ладан Востока гложет...", -

    Просыпаются звуки... Рассвет... Цоб-цобе...
      Колоколенка ноту берёт - на разгон...
    Или это уже - Гавриил на трубе,
      Или это ещё - пионерский горн.
        ("Опыт параллельного общения...")

"Когда умру от нежности к тебе..." - вот, пожалуй, Красная Строка! С такой нежностью о своей Стране-Женщине, со всеми её нелепостями, ошибками, перезагрузками, легкомыслием, душу разрывая на осколки, и -

    У бумажного змея
    В неизбывном долгу-
    Ничего не имея,
    К небу нить берегу.
      ("Парашютик из детства")

А знаете, что? Это - НЕ финал!!! Нить к небу не оборвать, пока её берегут для нас сутуловы-катериничи (уж простите, Сергей Владимирович, за нарицательность)! А русской душе, порой, утопающей, но хватающейся за соломинку и воскресающей снова, несмотря на осенние вихри, - разве мало НИТИ К НЕБУ, чтобы вечно ЖИТЬ?!.





Обсуждение