Словесность 


Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Литературные итоги 2017 года: линейный процесс или облако тэгов? Писатели, исследователи и культуртрегеры отвечают на три вопроса "Сетевой Словесности"
Михаил Бриф. Избыток света. Стихи
Глеб Осипов. Телеграмма. Стихи
Чёрный Георг. Сны второй половины ночи. Стихи
Владимир Гржонко. Три рассказа.
Семён Каминский. Ты сказала... Рассказ
Владислав Кураш. Серебряная пуля. Рассказ
Яков Каунатор. Когда ж трубач отбой сыграет? Эссе
Александр Сизухин. Другой ПRЯхин, или журчания мнимых вод. Рецензия
Белла Верникова. Предисловие к книге "Немодная сторона улицы".


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[30 января]  
Елена Сафронова. Портвейн меланхоличной художницы. Рассказы - Екатеринбург, "Евдокия", 2017.
"В поисках заглавия для этой книги я залезла в "мировую паутину" и испытала генераторы названий, которых сейчас в Интернете предостаточно. Сначала компьютерный разум не порадовал. Но внезапно генератор названий предложил словосочетание "Портвейн меланхоличной художницы". Меня поразило, насколько точно это словосочетание отражает то, о чём повествуют мои рассказы! В этом сборнике есть и портвейн, и различные творческие личности, и меланхолия, и стёб, которым дышит компьютерная формулировка. Что ж, от добра добра не ищут - согласимся с готовым вариантом." (Елена Сафронова)






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Мария Анисимова. Давайте поиграем



Екатерина Васильева-Островская
v-ostrov.netslova.ru

Давайте почитаем!

В последнее время не так часто получается читать мою родную "Сетевую словесность". Но иногда всё же получается. Вот на днях как раз обратила внимание на рассказ Марии Анисимовой "Давайте поиграем", который заинтересовал меня откровенностью раскрытия гендерных стереотипов и проникновением в мифологию отношений между мужчиной и женщиной.

Во-первых, это однозначно женская проза. То есть, рассчитанная в основном на женщин. Но написанная от лица мужчины. Не такой уж редкий случай, ибо перспектива заглянуть в мужскую психологию всегда привлекает женщин и является их сокровенной мечтой. Ведь она даёт надежду объяснить наконец (необъяснимые) мужские поступки с точки зрения (женской) логики! Это действует успокаивающе. Например, мужские измены в рассказе легко объясняются мнительностью жены, которая сама как бы склоняет мужа к ничего не значащим "приключениям" своей подозрительностью. И не верить этому у нас нет оснований. В конце концов, сам герой исчерпывающе объясняет нам свою позицию и убеждает в абсолютной чистоте своих помыслов! Приятно также, что женщина "за сорок" вполне может быть спонтанно названа "молодой", если только она хорошо выглядит. Короче, рассказчик-мужчина в женской литературе определённо имеет свои прелести!

Но обратимся к сюжету. Главный герой - известный актёр - отправляется в живописный курортный городок на съёмки очередного фильма. Там он случайно встречает женщину, которая сразу привлекает его внимание и вызывает интенсивные чувства. Несмотря на то, что женщина всячески уклоняется от встреч и, тем более, сближения, актёр настойчиво предлагает ей руку и сердце, не понимая её странного равнодушия и таинственного поведения. В конце концов, через бывшего мужа красавицы удаётся узнать, что она была в юности (20 лет назад) травмирована своим кумиром-музыкантом, воспользовавшимся её преклонением и грубо овладевшим ей в нетрезвом виде. После этого она больше не может иметь секс ни с одним мужчиной, и врачи также не в силах помочь (отсюда и развод). Актёр решает тем не менее увезти её с собой, предложив консультацию специалистов. В откровенном разговоре с предметом обожания однако выясняется, что никакого музыканта на самом деле не было, а всё приключение случилось с самим актёром, который 20 лет назад был в том же городе на съёмках и не придал этому эпизоду никакого значения, успев полностью забыть свою поклонницу.

Интересно, что в отличие от героя-мужчины, мотивация поступков героини остаётся в полутени. Нам не сообщаются её мысли и чувства, что прибавляет ей загадочности, по крайней мере - в глазах мужчин. Потому что каждая женщина и так знает, что в ней должно происходить. В этом ещё одна особенность (хорошей) женской прозы: о некоторых вещах не имеет смысла говорить специально, так как читательницы способны дорисовать недостающие детали, исходя из своего опыта и воображения. В данном случае история Анны воплощает женский миф о возмездии и наказании мужчины за использование её тела, в основе которого лежит надежда на то, что ничто в мире не проходит зря и не исчезает бесследно. И в особенности - секс! Известно, что для женщины (в отличие от мужчины) намного важнее то, что происходит после секса, чем до (или даже во время). В идеале это "после" должно растянуться до бесконечности и вылиться, например, в "бессмертную любовь" и постоянные (то есть вечные!) отношения. Если же это невозможно (а это возможно, увы, не всегда), остаётся только верить в некий метафизический след, оставшийся в (нематериальной) природе от закончившейся физической любви. В рассказе этот (воображаемый) след трансформируется в роковую любовь, постигшую героя через 20 лет после совершившегося акта, когда всё - казалось бы - уже прочно забыто. Любовь роковая в полном смысле слова, так как героиня уже не может ему принадлежать (так же, как и никакому другому мужчине) - в силу развившейся психологической травмы. Однако абсурдная "пьяная" близость (единственная в жизни героини!) всё-таки получает красивое завершение и вместе с этим свой высший смысл. Можно считать, что женская судьба состоялась!

Игра, к которой приглашает название рассказа - это и актёрская игра героя-любовника (в своём первом "звёздном" фильме он по иронии судьбы играет офицера, погибающего за честь дамы сердца), и, конечно, секс-игра, в которую была вовлечена главная героиня и в которой она лишь задним числом "отыгралась" по полной программе. По сути, эта игра строится по известным принципам "садо-мазо". Секс со своим идолом - кульминация (женской) покорности. С другой стороны, способность вызывать любовь, не допуская её (физической) реализации - главный приём женского доминирования. Причём, как показывает рассказ, одно довольно легко может превратиться в другое - по крайней мере в женском воображении. Вывод: с женщинами лучше не играть.





Обсуждение