Словесность 


Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Литературные итоги 2017 года: линейный процесс или облако тэгов? Писатели, исследователи и культуртрегеры отвечают на три вопроса "Сетевой Словесности"
Михаил Бриф. Избыток света. Стихи
Глеб Осипов. Телеграмма. Стихи
Чёрный Георг. Сны второй половины ночи. Стихи
Владимир Гржонко. Три рассказа.
Семён Каминский. Ты сказала... Рассказ
Владислав Кураш. Серебряная пуля. Рассказ
Яков Каунатор. Когда ж трубач отбой сыграет? Эссе
Александр Сизухин. Другой ПRЯхин, или журчания мнимых вод. Рецензия
Белла Верникова. Предисловие к книге "Немодная сторона улицы".


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[30 января]  
Елена Сафронова. Портвейн меланхоличной художницы. Рассказы - Екатеринбург, "Евдокия", 2017.
"В поисках заглавия для этой книги я залезла в "мировую паутину" и испытала генераторы названий, которых сейчас в Интернете предостаточно. Сначала компьютерный разум не порадовал. Но внезапно генератор названий предложил словосочетание "Портвейн меланхоличной художницы". Меня поразило, насколько точно это словосочетание отражает то, о чём повествуют мои рассказы! В этом сборнике есть и портвейн, и различные творческие личности, и меланхолия, и стёб, которым дышит компьютерная формулировка. Что ж, от добра добра не ищут - согласимся с готовым вариантом." (Елена Сафронова)






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Диана Эфендиева. Стихи



Андрей Комов

О стихах Дианы Эфендиевой

"Ум ищет божества, а сердце не находит".

Нашел это пушкинскую строку в "Комментариях" Георгия Адамовича и подумал, что о "концепции нашей жизни" лучше не скажешь. Впрочем, жизнь прекрасно обходится без концепций, "без божества, без вдохновенья" и потихоньку тянет за собой легкий туман культуры. К тому же "метафизические бездны" и примеры "конца времен", столь частые сегодня, стали уже общим местом, а для веры в потусторонний мир нам необходимы материалистические доказательства.

Разговор о современной поэзии по той же причине язвителен и отрывочен. Особенно среди поэтов: ум понимает, а сердце не лежит. Стихи же Дианы Эфендиевой споров не вызывают. Их принимают или нет. Видимо потому, что в них есть "прохладная царственная бледность", как сказал однажды Адамович, за которой угадывается не Пушкин, конечно же, чью царственность Адамович и вспоминал, а снежный взгляд "эллинской музы" петербургской поэзии.

В 2000 году на конкурсе "Арт-ЛИТО" стихи Дианы Эфендиевой были названы лучшими. Еще в 80-е годы, в Москве сказали бы, что она "рукоположена в сан" поэта (ОПОЯЗ, в 20-е годы - В. Шкловский - Л. Гинзбург - А. Кушнер, бывший в 2000-м одним из членов жюри). Однако сегодня времена попроще, и ни славы, ни "сана" это ей не прибавило. Может быть чуть больше стало читателей, кидающих не только беглый взгляд на публикации ее стихов, а это теперь не так уж и мало. Словом, жизнь ее не переменилась.

Можно было бы сказать, что живет она в провинции, на границе с Россией, в Нарве, если бы границы эти не были такими странными и непривычными, а сама Россия - невиданно провинциальной. Но есть в ее стихах тема, - "образ", "мотив", "сквозная нить" - слова стертые и пошловатые, - не "тема", а состояние, говорящее о ее и нашей жизни больше любой автобиографии: это - дорога. Или "Записки путешественника", начатые 200 лет назад Карамзиным и продолжаемые сегодня в эпоху нового раздела мира и людей. Это - слышимая в строчке "под электричек "аллилуйю" ностальгия (понятие тоже стертое, но оживляемое вдруг поразительной звукописью); это - уход "под вагонное "жить-да-жить"; это - постоянный вопрос "Куда ж нам плыть?", ответа на который нет и у Пушкина.

Скажу еще два слова о стихотворении "Ржавый ангел", завершающем "путешествие". Холодная простота его лексики и короткий, "песенный" сюжет обманчивы. Это не итог, а скорее подпись, авторский знак или "символ времени", который Андрей Белый требовал не путать с образом. Отсюда и такая строгость внутренних правил и близость к "школе гармонической точности" начала XIX века.

Но и остановка обманчива. Первое стихотворение цикла продолжает последнее. Сделано это автором умышленно или нет - не важно. Текст и композиция живут независимой жизнью. Начинается новая дорога, новая русская зима поэзии "ума и сердца".


Авторская подборка стихотворений Дианы Эфендиевой

Смотри на мир за лобовым стеклом...
Молоко
Новогодний романс
Поезда
Туземка
... и ангел рваным галочьим крылом
Рыбы
Время рожденных ползать, слышишь, не торопи!
Маленький герой
Ржавый ангел


Журнал "Русская речь", СПб, Телетекст ТРК "Петербург", 2002.

Предложенная Вашему вниманию подборка стихов Дианы Эфендиевой и рецензия были опубликованы в литературном журнале "Русская речь", выпускаемом в телетексте двух петербургских телеканалов: ТРК "Петербург" и ТНТ-СПб (11-й канал).

Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеющие возможность принимать телетекст на своих телевизорах (а таких только в 1999 году было 1,5 миллиона), знакомы с этим журналом с февраля 2002 года.

Публикации отбираются по рекомендациям сетевых и небольших "бумажных" издательств, а также редакцией журнала. Мы назвали их "Выбранными именами" и всегда указываем, кто их выбирал, представляя разные точки зрения на современную литературу и старательно избегая слова "лучшие". Диану Эфендиеву представляет известное всем издательство Александра Николаевича Житинского "Геликон Плюс".

Однако окончательный выбор всегда делали и будут делать читатели. Мы же только стараемся не лишать их этого права. - (А.К.)

    Первая рецензия, написанная для журнала "Русская речь" редактором издательства "Геликон Плюс" Светланой Бодруновой, была уже опубликована в "Сетевой Словесности", и поэтому я даю лишь ссылку на нее.





Обсуждение