Словесность 


Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Литературные итоги 2017 года: линейный процесс или облако тэгов? Писатели, исследователи и культуртрегеры отвечают на три вопроса "Сетевой Словесности"
Михаил Бриф. Избыток света. Стихи
Глеб Осипов. Телеграмма. Стихи
Чёрный Георг. Сны второй половины ночи. Стихи
Владимир Гржонко. Три рассказа.
Семён Каминский. Ты сказала... Рассказ
Владислав Кураш. Серебряная пуля. Рассказ
Яков Каунатор. Когда ж трубач отбой сыграет? Эссе
Александр Сизухин. Другой ПRЯхин, или журчания мнимых вод. Рецензия
Белла Верникова. Предисловие к книге "Немодная сторона улицы".


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[30 января]  
Елена Сафронова. Портвейн меланхоличной художницы. Рассказы - Екатеринбург, "Евдокия", 2017.
"В поисках заглавия для этой книги я залезла в "мировую паутину" и испытала генераторы названий, которых сейчас в Интернете предостаточно. Сначала компьютерный разум не порадовал. Но внезапно генератор названий предложил словосочетание "Портвейн меланхоличной художницы". Меня поразило, насколько точно это словосочетание отражает то, о чём повествуют мои рассказы! В этом сборнике есть и портвейн, и различные творческие личности, и меланхолия, и стёб, которым дышит компьютерная формулировка. Что ж, от добра добра не ищут - согласимся с готовым вариантом." (Елена Сафронова)






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Юрий Медведько. Исповедь добровольного импотента



Татьяна Тайганова

Сексуальная педагогическая поэма

Из цикла: Конкурс Тенета-Ринет-2002. "Сетевая словесность".
Резюме о лидерах жанра,
обнаруженных членом профжюри Т. Тайгановой
на сайте "Сетевая словесность"
в конкурсной категории "Повести и романы".


Казалось бы: повесть, на которую должно было оказаться откликов никак не меньше, чем на "Феньку" Кибербонда - ну о-очень пикантно-подробная тема обретения молодым человеком полового опыта. Причем написанная не просто интригующе, а временами блестяще: в чистом виде беспримесная "мужская проза" (о сугубо мужских проблемах и конкретно мужчинам предназначенная), здоровое чувство юмора и самоирония, непредсказуемость, и ну до чего же знакомо, несмотря на то, что у разных полов, естественно, разная специфика, и мальчики, само собой, налево, а девочки направо. Ан нет - только Валера Прокошин рискнул углубиться в "добровольную повесть" и неповерхностно ее прокомментировать. Подозреваю, что само понятие импотента, да еще добровольного, с прямолинейной неосторожностью вынесенное в заглавие, начисто отпугнуло читателей мужского пола и смутило даже раскрепощенных сетевых боевых подруг откровенным вызовом.

С отзывом Валерия я согласна: и на мой тоже взгляд Юрию Медведько временами изменяет чувство меры, и, чем ближе к финалу (то есть к - взрослому "мужскому" состоянию сексуальной озадаченности, перерастающей в пренебрежение), тем чаще естественно-биологический юмор сгущается до ментальной иронии, которая в конце концов начинает проваливаться в циничный сарказм. А цинизм по фактуре - обобщение, причем весьма и весьма условное, и отсюда - возникают штампованные блоки проходного текста. Впрочем, их не настолько много, чтобы извести прозу. Но читатель (куда деваться - барышням и дамам про импотенцию тоже интересно на законном основании) начинает ёжиться.

С одной стороны, хотелось бы соблюдения меры и юношеской непосредственности на протяжении всей повести. Но с другой - мужчина-то взрослеет, а душа (или все-таки тело?) по-прежнему ничем не в состоянии насытиться. Так что по трезвому размышлению усугубление грубых приемов вполне можно признать в известной мере естественным. Повесть в принципе принадлежит откровенно маскулинной прозе, и при всей тематической острой беспроигрышности, по этой причине же - явление, обреченное на изоляцию.



* * *

Но шестерку я поставила не за эротическое экспериментирование. И даже не за высокую степень искренности, породившую яркую и совершенно адекватно-органичную срамную стилистику. Можете смеяться, но я говорю вполне всерьез: соответствие содержания форме непостижимым образом гармонично, несмотря на точно отмеченные Валерием Прокошиным стилистические сбои.

Сама тема мне показалась очень серьезной. Как-то, в комментариях к страшненькому рассказу Майора о половом акте в двух действиях, я попыталась заговорить о том, что в эскалации беспощадной войны полов повинны совсем не только одни разленившиеся или слишком брутально настроенные мужчины. Что и женщинами утеряно нечто такое, что тысячелетиями помогало удерживать гендерные взаимоотношения в экологическом равновесии и взаимной заинтересованности, способной развиться до того уровня, когда растворяется горечь и эти отношения становятся сполна оправданными.

Грубо говоря, большинству женщин оказалось - вдруг! - просто нечего дать мужчинам. Взаимные гневные обвинения - лишь следствие.

Юрий Медеведько, несмотря на весь половой гигантизм своей повести, коснулся проблемы без спекуляций и, при всем откровенном названном и сполна разыгранном физиологическом диапазоне, достаточно корректно удержал тему в границах целесообразности и в рамках им созданного жанра. Если пользоваться категориями конкурса - это не "Эротическая проза" и не "Юмор", и даже не "Приключения". Я склонна отнести "Исповедь" к прозе воспитания. Сексуальная педагогическая поэма.

И чисто на прикладном уровне я посожалела, что в мои полыхающие годы не могла прочитать ничего подобного. Скорее всего, и вряд ли сумела бы - тогда - нормально воспринять и тем более принять, но... тем не менее. Определенно и недвусмысленно выраженный механизм мужской сексуальности-поиска-желания-неудовлетворенности-отторжения, самОй картиной разрушающий всякие начальные школьно-родительски-дворовые теории, утверждающие вроде бы всё то же самое, но как-то очень уж неубедительно доказывающие себя при первой же практике, безусловно сыграл бы свою роль в ПОНИМАНИИ того, что происходит (или может происходить) с твоим партнером. Взрослому замужне-женато-разведенному родительскому народу "Исповедь" следовало бы из-под полы (для интриги) распространять среди своих тинейджеров обоего пола для разбавления иллюзий - хоть книжно-теоретических, хоть порожденных видеопорнухой. Исповедь - голая правда, к которой у автора, несмотря на удручающие финал и название, хватило мужества отнестись с чувством юмора и оптимизмом.



Обсуждение