// -->

Гравитация: метаморфозы метаболизма


В Доме кино опять премьера, и опять мультика. Собравшимся с гордостью представляли не просто дебютную работу 24-летнего мультипликатора, а - Нового Эстонского Режиссера. В этом "с гордостью" - вся суть эстонской культуры. Казалось бы, подумаешь - снял мультик продолжительностью в 9 минут, ан нет - событие! Ведь это культура развивается, новый творец заявил о себе. Поневоле позавидуешь эстонцам! Как просто стать в этой стране национальным гением! Кем бы был у русских какой-нибудь Яан Кристиан Петерсон - гомик, пьяница, скандалист, недоучка, накропавший десяток стихотворений (особенно в сравнении с Пушкиным или там Державиным), а здесь ему памятники возводят!

Priit Tender Впрочем, Петерсен тут не при чем. Прийт Тендер - автор мультипликационного фильма "Гравитация" вовсе не похож на него (за исключением молодости и гениальности). Типичный, как сказал бы астролог, человек с ярко выраженным XII Домом - застенчивый, чудаковатый тихоня в желтой рубахе и ярко зеленых штанах. На вопросы отвечал односложно, больше отшучивался, а во время банкета и вовсе куда-то испарился.

А фильм действительно очень клевый. И эстонский на все сто. Вы понимаете, о чем я: этот черно-юморной эстонский сюрреализм имени Прийта Пярна, который вот уж и до молочно-кефирных упаковок докатился. Вообще, русскому человеку трудно внятно выразить национальную специфику эстонского искусства, хотя почувствовать легко. Совсем грубо я бы сформулировал ее так: эстетическое переживание деформации и уродства. Здесь не только Пярн, но и Аррак, и проч., и проч.

Именно в силу гипертрофированного сюрреализма фильм "Гравитация" пересказу не поддается - все там друг в друга переходит, перетекает, все неожиданно, причудливо и метафизично. Тут вам не метафоры и не символы даже, а самые настоящие метаболы - метаморфозы метаболизма. Короче, фильм надо смотреть - и не один раз.

Лично на меня впечатление он произвел просто шокирующее - давненько я не видел такого антифилистерства, такого разрушительного сарказма, направленного на социальные нормы и ценности. Сюжет "Гравитации" незамысловат: некий парень с длинными волосами и печальной мордой (автошарж?) мечтает летать. Он валяется на дороге в этих мечтах, и его подбирают попутки, где он наблюдает разные способы жизни и, соответственно, полета. В первой машине - "нормальная семья": папа, мама с головами-телевизорами и дочки с яичницей вместо глаз. Во второй - фифа с грудью и ногами и незакрывающимся ртом и рокер-мокер с пивом вместо мозгов. А в третьей и того интереснее - старый эсэсовец, а за окном - документальные кадры: самолеты, летящие что-то бомбить. Когда трупообразный вояка окочуривается, нацистский крест преображается в бабочку. Она уносит героя в небеса, но тут налетают голуби мира и яростно расклевывают "бабочку" в пух и прах. В конце - Земной шар в виде куба.

По пересказу, конечно, непонятно, что к чему, поэтому еще раз рекомендую посмотреть "Гравитацию" лично, буде у вас такая возможность. А Прийт Тендер и в самом деле, наверное, гений.


Мирза Бабаев
Фото: Тоомас ВЕЭМАА

ТВ Программа (ДД), 6 мая 1996