// -->

Государственная граница проходит через постель


В ситуации, которая сложилась в Эстонии с получением гражданства вида на жительство, разрешения на работу, прописки по квоте и вообще с правами не граждан, все большую популярность обретает простой, но весьма эффективный способ разрешения семейных конфликтов. Если брак недавний и один из супругов не имеет постоянной прописки и/или гражданства, можно не только с легкостью развестись с ним, но и способствовать его отправке на "историческую родину". Раз у граждан прав больше, чем у не граждан, то, если один из супругов - не гражданин, защитить себя ему гораздо труднее.

Не бывает семейной жизни без проблем и неурядиц. Нехватка денег, нелады с родственниками, измены, выяснения отношений - универсальные и почти неизбежные элементы супружества. Иногда они кажутся непреодолимыми и дело доходит до развода. В последнее время, однако, появилась новая веская причина для расторжения супружеских уз: вылезла на свет Божий "несовместимость национальных менталитетов".

Не так давно в Таллинне муж-эстонец подал заявление о разводе, аргументируя свое желание тем, что угнетает его русская жена и русские дети. Интересно, что по профессии он психиатр и занимает высокий пост в одном из медицинских учебных заведений. Одна из моих знакомых несколько лет назад обращалась к нему со своими проблемами, и он здорово ей помог. Настораживает только, что уже тогда этого специалиста по психическим болезням самого мучила навязчивая идея, которую он без конца высказывал: всех русских надо уничтожить. Что ж, идея по нынешним временам не такая уж и экстравагантная и осуществить ее можно гуманно, цивилизованными методами. Например, для начала выкинуть на улицу собственное семейство.

Или вот еще случай. Н, вышла замуж 5 лет назад. Через два года родился сын. Жили-поживали как нормальные люди. И вдруг выяснилось, что разногласия невестки и свекрови - не простые, а "менталитетные". С мужем тоже случилась вдруг "национальная несовместимость". А узнала она об этом так. Летом Н. поехала к родным в Россию. Возвращается - а муж в двери замок поменял и на порог не пускает. Н. до сих пор даже одежду забрать не может - так и скачет по морозцу в легкой курточке. Кстати, квартира, где они вместе жили, записана на его имя, а куплена на ее (точнее - ее родителей) деньги. Но кого это теперь волнует? Живет Н. у знакомых, днем на работу ходит, а по вечера в основном плачет. Муж тем временем на развод подал, аргументы как у психиатра. А ей через дверь на цепочке так сказал: "Извини, но наш брак был ошибкой. Я понял, что мне нужна эстонская женщина". Ребенка, правда, хочет себе отсудить. И отсудит. Ведь - резоны-то у него какие! "Оградить от славянского влияния матери". Так вот, как выразилась Н.: "У меня государственная граница проходит теперь через постель".

Эти истории нетипичны, скажете вы. Не спорю. Однако в них, как мне кажется, можно видеть - хотя и в утрированной форме - выражение некоторых тенденций массового сознания, характерных для нашего времени. Если раньше было стыдно иметь мужа пьяницу, то теперь становится стыдно иметь русскую жену.

Стыдно иметь русскую фамилию. Русских отца и мать.

"Семья - ячейка общества". Один из показателей благосостояния Америки, например, - устойчивость браков и общественное признание ценности семьи. Получается что семья это не только, ячейка, но и зеркало общества. Обществу, которое отворачивается со стыдом и отвращением от собственного отражения, одно только можно сказать: "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива".


Мирза Бабаев

День за Днем, 15 ноября 1994