// -->

Балет - дело не женское?


Мужской балет Валерия Михайловского произвел фурор и в Тарту, и в Таллине. Труппа возникла в Санкт-Петербурге три года назад. Когда Михайловский, знаменитый танцор, заслуженный артист РФ, впервые появился перед публикой на пуантах и в пачке, зал разразился хохотом. Но смех быстро сменился восхищением. Успех новой труппы превзошел все ожидания. Распространились слухи, будто сама Плисецкая признала первенство Михайловского после того, как увидела его Лебедя Сен-Санса.

Я встретился с Валерием Михайловским после выступления труппы в театре "Ванемуйне", которое состоялось в рамках фестиваля "Дионисия". Я исключил из текста свои вопросы и реплики и лишь обозначил основные темы и беседы.

Фон

За последние годы в Москве, в Петербурге появилось очень много балетных трупп. Как правило, все эти труппы танцуют одно и то же - классику, только классику. Ничего нового, ничего своеобразного. Но даже и классику танцуют, как правило, очень плохо. Ведь существуют разные стили, разные эпохи - но нет, танцуют все одинаково!

Концепция

Несколько лет назад Управление культуры при мэрии Санкт-Петербурга позволило мне организовать свою труппу. Я с радостью ухватился за эту возможность. Делать что-то стандартное, то, чего уже много, мне не хотелось. Я предполагал, кого я могу пригласить в труппу, и как раз подобрался очень хороший мужской состав. Возникла идея создать чисто мужскую труппу, с которой можно было бы делать пародии на классический балет, но на самом высоком профессиональном уровне.

Мужчина на пуантах

Как бы мужчина ни старался, женщину он все равно не подменит, хотя бы просто в силу своих физических свойств. Но танцевать красиво, изысканно - это он может. Мы сознательно утрируем некоторые черты "женского балета", так что наши выступления вызывают и восхищение, и смех. Больше всего я старался избежать пошлости. Мужчина, изображающий женщину - это может оказаться грубой пародией, может вызвать какие-то отрицательные эмоции... Я решил: попробуем, но если это окажется пошлым, мы не будем этого делать. Подготовили программу, пригласили балетных критиков, друзей, коллег... Всем наше выступление очень понравилось; вопрос, может ли мужчина танцевать женские партии, решился сам собой.

Войдут ли в труппу женщины?

Чисто мужской балет - это, согласитесь, оригинально. И пока хотелось бы выдержать эту чистоту. Однако, если понадобится настоящая женская роль, то почему бы и нет?

Балансирование на грани

Я устал от вопросов, касающихся сексуальной ориентации участников нашей труппы. Я думаю, что люди, которые задают такие вопросы, сами испытывают какие-то проблемы в этой области. Вы видели наше выступление и могли убедиться, что никакого отношения к "голубому балету" оно не имеет - ни тематически, ни концептуально. Мы изображаем женщин так, как они видятся мужскому глазу. Отсюда неизбежный элемент пародии и шутки. Некоторым кажется, что порою, благодаря совершенству техники исполнения, танцоры находятся на грани настоящего перевоплощения в женщину. Во всяком случае, мы стараемся не переступать эту грань.

Гастроли

Постепенно мы выходим на международную арену. Мы гастролировали в Европе, и везде нас принимали очень тепло. Сейчас мы заключили очень хорошие контракты. В сентябре поедем в США, первый спектакль - в нью-йоркском "Линкольн-центре" (очень престижное место), потом - еще в семи городах Америки. После этого поедем в Испанию, в Японию...

Мы с удовольствием согласились приехать в Тарту на "Дионисию" и выступали здесь практически бесплатно. Выезжать, конечно, необходимо. Вот нас увидели здесь, может быть, мы понравились и нас захотят пригласить еще...

Аналоги в мире

Мужские балеты на Западе есть. Но работают они совершенно иначе. К нам в Петербург приезжал знаменитый балет из Нью-Йорка "Монтекарло Трокадеро". Его трудно назвать балетом, это скорее цирк. Они танцуют пародии на женскую классику по принципу "чем хуже, тем лучше". Все строится на хохмах. Но когда смотришь это полтора часа, первый номер - смешно. второй - тоже, а третий - уже не смешно. Есть в Америке другая мужская труппа - Тэда Шауна. Шаун уже умер, но труппа до сих пор работает и существует только на его хореографии. Труппа очень любопытная. Это типичный модерн, очень хорошая техника, но работают они в очень узком стилистическом диапазоне.

Профессиональные пристрастия

Мне безумно нравится Бежар. Это человек, завоевавший первенство в мировом балете, у него стабильная, сложившаяся труппа... И вдруг он распускает труппу, все меняет, начинает делать что-то совершенно новое... Это потрясающе! Бежар мне ближе всего - по стилю работы, по пластике, по хореографии и, самое главное, по мысли.

Что же касается нашего российского балета, то ситуация здесь весьма печальная. Молодые актеры при малейшей возможности заключают контракт и едут на Запад. К нам же не едет почти никто. Идет постоянная грызня, борьба за власть (вспомните хотя бы заваруху в Большом театре - все это так далеко от искусства! Творите, пробуйте, показывайте новые спектакли - но нет, все заняты какими-то разборками. Те, кто занимается этим - полные импотенты в искусстве.


Мирза Бабаев

День за днем, 30 мая 1995