Словесность 


Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Светлана Андроник. Ветреное. Стихи
Любовь Артюгина. Человек в одеяле. Стихи
Максим Жуков. Равенству - нет! Стихи
Сергей Сутулов-Катеринич. Весталка, трубадур и дельтаплан. Повесть
Михаил Ковсан. Словом единым. Поэзия в прозе, или Проза в стихах.
Наталья Козаченко. Пуговица. Рассказ
Ростислав Клубков. Дерево чужбины. Пьеса
Елена Севрюгина. "Реалити-шоу" как новый жанр в художественной литературе. Рецензия на книгу Максима Привезенцева "История Мираксздания"


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[01 июля]  
Пантерина Трамич. Главный переход - "Ridero", 2021.
Книга создавалась в течение двенадцати лет, хотя идея возникла ещё в 2001 году. У многих персонажей нет прототипов, они порождены чувством любви автора к многоликости и нарядности бытия. Желание транслировать ощущения от родного города периода детства тоже сыграло видную роль. Не обошлось, мягко скажем, без так называемого магического реализма. Но книга не детская. Будучи выходцем из конструктивистского дома, историком архитектуры, автор особенно гордится конструкцией романа. И юмором впотьмах.






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Георгий Жердев. ...



Анастасия Яновская

Очень вольная рецензия (читаем текст по им же созданным законам)

Помните, я такой же свободный читатель, как и вы.

Проект, о котором пойдет речь - текст, созданный Георгием Жердевым - датируется 21 января 2003 года. Его название обозначено знаком препинания - "..." (многоточие). В широком смысле знак этот понимается и как символ бесконечности, незавершенности, вечного возвращения. Мотив бесконечности с самого начала поддержан и цветовым оформлением фона (одинакового, начиная с титульной страницы) - фон черный, а это, как известно цвет, который поглощает все остальные существующие цвета, заключая их внутрь себя. Если говорить о цветовом оформлении текста, то стоит отметить, что используются цвета наиболее универсальные, но и наиболее контрастные - только белый и черный, кроме того, используется игра оттенков или светотени - многочисленные оттенки серого: краски перетекают друг в друга, вроде бы меняясь, но оставаясь при этом в рамках вечных белого и черного. Слова и картинки, также входящие в текст, - представляют собой частную жизнь человека, о котом идет рассказ - человека с некоей запутанной, но все же своей довольно определенной историей, фон же - черный, всеобъемлющий - своеобразное вечное круженье жизни на планете (ведь может же этот угасающий и высвечивающийся вновь шар на экране символизировать и её - ничто не мешает), где через многоточие рождается и умирает человек - в очках, с суровым лицом в меховой шапке, побывавший в ссылке, с возлюбленной Анной - или какой-то другой. "Два - восемь" (возраст), "красный - зеленый - желтый" (дорога) - это движение, течение частной жизни, "куб-круг" - совершенные, замкнутые геометрические фигуры - вот течение жизни вообще. И нам слышно тиканье часов (время идет) или биение сердца, утроенного многоточием, которое мы видим на черном экране. Вот такая своеобразная реализация лейтмотива - бьющее сердце появляется с самого начала (с титульного листа) в звуке и изображении, затем не сходит с экрана все время (сжимается и разжимается сердечная мышца многоточия), пока в словах и картинках разворачивается жизнь героя, затем удваивается, вываливается на передний план в виде длиннющего слова - МНОГОТОЧИЕ - кульминация, и опять отходит в фон, но присутствует постоянно. Текст разворачивается как длиннющий список последовательно сменяющих друг друга слов (как правило, на экране одновременно присутствуют 3 слова) и картинок, которые перемещаются по экрану, перетекают друг в друга. Некоторые сцепки слов повторяются на протяжении текста не раз (однако не всегда можно заметить после первого же прочтения).Таким образом текст становится процессом, он не статичен, а разворачивается на глазах читателя. Текст принципиально невозможно читать сразу целиком, в смысле охватывать целиком, так как слова меняются одновременно и глаз физически не может уследить за каждой сцепкой, а значит, цепочки прерываются, перемешиваются, при каждом прочтении соединяются по-новому, что гарантирует множественность возможностей прочтения и нахождения новых сюжетных деталей, открывающих семантический потенциал текста. При каждом прочтении происходит трансформация уже вычитанного из текста смысла, и трансформация эта носит двойственный характер: с одной стороны, это расширение смысла, за счет получения новой, ранее не замеченной информации, а с другой стороны - его сужение, ведь при каждом прочтении история изображенного (сфотографированного) героя все больше конкретизируется, уточняется. Первоначально читателя захватывает чисто эпистемический интерес, любопытство, желание разгадать - что же произошло с героем. Ведь кажется, что сюжет задан, но задан так, что содержит в себе разные возможности развития действия. Но в это же время читатель подвержен воздействию какой-то совершенно особой магии текста, заставляющей его не закрывать черно-белое окошко на экране компьютера. Еще одна принципиальная особенность текста - он разворачивается по кругу (закончившись, повторяется с начала, почти без паузы) до тех пор, пока читатель не примет самостоятельное решение прекратить читать. Читатель при этом вовлечен в процесс настолько, что чувствует себя главным создателем текста. Да, сам текст изменить невозможно, но в то же время сам читатель моделирует тот текст, который он каждый раз воспринимает. Во-первых, на каждом новом круге попадают в поле зрения, отпечатываются в сознании новые цепочки слов. Во- вторых, читателю предоставлена возможность самому расставить акценты на том или ином фрагменте текста - он может направить луч и высветить ту или иную часть экрана, он может двигать луч, как будто изменяя угол зрения. Можно прочитать лав-стори (любовь, тело, прошу просто прости, забудь), политический детектив (бойня, облава, ограда, цепь), историю наркомана (вены, полет), притчу и т.д. А можно вычитать и все сразу (не забыть веды - памятники древнеиндийской литературы, которые составляют сборники гимнов и жертвенных формул, теологические трактаты, стихи-схимы - высшая монашеская степень, требующая от посвященного строгого аскетизма, хитин - основной компонент наружнего скелета насекомых, ракообразных и других членистоногих, а также Брута, вереск, лобстера и лобио, расшифровать которое мне так и не удалось). Только не за один круг. А о содержании я ничего говорить не буду, ведь я такой же читатель, как и вы, так что прочтите сами для себя.



Обсуждение