Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
     
П
О
И
С
К

Словесность




ТАНКЕТКИ


В этом тексте я описываю новую сверхкраткую твердую форму
(которую я называю танкетками).




1. Танкетки: определение

Я хотел бы ввести в обиход русской поэзии сверхкраткую твердую форму, описываемую следующими правилами:

  • текст состоит из шести слогов;
  • текст состоит из двух строк;
  • слоги расположены по строкам так: либо 3 в каждой строке, либо 2 в первой строке и 4 во второй строке;
  • текст содержит не больше пяти слов;
  • текст не содержит знаков препинания.

Я буду называть такие стихотворения танкетками, по аналогии со хорошо известной краткой твердой формой - танка.

Вот два примера танкеток.

Лицо
Ареал сна


Не живи
В голове

(Все примеры танкеток в этой статье - мои, если не указано обратное.)

Определение танкеток сформулировано мной на основе моих размышлений о дзен-буддистской практике медитации в процессе написания хайку. Мне казалось, что форма хайку не подходит для спокойной медитации русскоязычному поэту (или читателю) из-за жестко связанных с ней экзотических ассоциаций (едва скажешь: "хайку" - сразу видишь перед глазами бамбуковые зонтики). Экспериментальным путем я подобрал правила, которые, по моему мнению, позволяют создать медитативный русскоязычный текст. Позвольте мне привести пару слов в обоснование каждого из этих правил.

Требование определенного числа слогов я обосновал на убеждении, существующем в дзен-буддизме, что простой счет помогает медитации. Я экспериментировал с разным числом слогов, и длина текста в шесть слогов показалась мне наиболее медитативной.

Требование двух строк, которые либо равны по длине, либо первая из которых чуть короче второй, показалось мне важным, потому что разбиение на строки (выражаемое паузами в произношении) является важнейшим признаком поэзии. Длина строк выбрана так, чтобы возникал диалог между строками, например,

  • чтобы первая строка выглядела как реплика, а вторая - как следующая или ответная реплика;
  • либо чтобы первая строка выглядела как название понятия, а вторая - как определение или пояснение к этому названию;
  • либо чтобы первая строка выглядела как одно наблюдение, а вторая - как следующее наблюдение;
  • либо чтобы первая строка выглядела как начало реплики, а вторая - как конец реплики, меняющая и конкретизирующая смысл первой части.

    Например:

    Спаси нас
    Спасибо
    (Юрий Цаплин)


    Латынь
    Арка утра


    Гуси
    Платан в плюще


    Хорошо
    Смерти нет

    Любые другие варианты распределения слогов по строкам, кроме 3+3 и 2+4, по моему мнению, не способствуют медитации, поскольку редко укладываются в описанные выше медитативные варианты развития текста от первой ко второй строке. Мне кажется, например, что в первом из следующих двух примеров интонация развивается от первой ко второй строке с некоторым раздражением или возбуждением, а во втором - с определенной степенью безразличия, способствующей медитации.

    Нет
    Я не сисадмин


    Нет я
    Не сисадмин

    Другая причина, почему я решил ограничиться только двумя вариантами распределения слогов по строкам, 3+3 и 2+4, это потому что я хотел сделать эту форму твердой, поскольку твердость формы является одним из условий медитации.

    Требование того, что текст не должен содержать больше пяти слов, происходит из моего наблюдения, что при большем количестве слов медитативность теряется из-за вмешивающихся стилевых ассоциаций, например:

    Шел вдруг встал
    В шелк рук сталь
    (фрагмент из Маяковского)


    Кто б так
    Не в бровь а в глаз

    Требование того, что текст не должен содержать знаков препинания, введено для того, чтобы избавиться от излишней эмоциональности, вносимой, например, восклицательными и вопросительными знаками и мешающей медитации.




    2. Танкетки: обсуждение

    О танкетках можно говорить как об атоме русской поэзии, поскольку при своей удивительно малой длине танкетка содержит несомненное поэтическое содержание. Несколько искажая пример из квантовой физики, можно сказать, что когда два фотона (каждый из которых состоит из трех кварков) сталкиваются, они сливаются и получается элементарная частица (протон, от корня "прото"). Фокус состоит в том, что фотоны невесомы, но их комбинация - протон - обладает ненулевой массой. Точно так же и в случае с танкетками мы можем говорить о явлениях "квантовой просодии": когда две не обладающих "поэтической массой" трехсложных строки сталкиваются и сливаются, их комбинация - танкетка - имеет ненулевую "поэтическую массу".

    Как известно, есть правила написания хайку, регулирующие их тематику и то, как наблюдение должно развиваться от одной строки к следующей; предполагается, что следование этим правилам позволит написать медитативный текст. Я постарался ввести в определение танкеток формальные ограничения, которые, по моему мнению, способствуют медитативности. Я хотел бы описать медитативный эффект танкеток с помощью следующей метафоры. Представьте себе реальность обычного дня, текущую мощным широким потоком сквозь человека. В какой-то момент этот человек сочиняет танкетку о сиюминутной реальности (или читает или вспоминает подходящую танкетку). В этот момент реальность оказывается протянутой сквозь эту танкетку, как поток песка в песочных часах - сквозь их узкое горлышко. До момента танкетки реальность течет широким потоком, и так же после, но в сам этот момент весь динамический поток реальности помещается в этих шести слогах как в трубе или как в оправе.

    Описанному эффекту способствует краткость танкеток. Танкетка в три раза короче, чем хайку - поэтому ее можно сочинить на ходу. Благодаря этому, каждая прогулка на работу или поездка в метро могут стать поводом к написанию танкетки и соответствующей благотворной медитации.

    Возможно, имеет смысл говорить о написании танкеток-экспромтов на заданную тему, которые могут объединяться в циклы, как, например, в следующем коротком примере.

    Мой рот
    Дыра в лице

    Ее рот
    Бабочка

    Определение танкеток вызывает многочисленные вопросы, которые можно будет начать обсуждать только тогда, когда разные поэты начнут писать танкетки.

    Один из них - с какими существующими формами будут ассоциироваться танкетки у читателя? Как я уже сказал, я специально выбрал форму танкетки так, чтобы она мерцала между существующими формами, не вызывая прямых ассоциаций ни с одной из них. Посмотрите на этот пример:

    Покойся
    Милый прах
    (фрагмент из Карамзина)

    С одной стороны, такая танкетка пытается соединиться в сознании читателя в одну строку, чтобы привычно прочитаться как ямбическая строка. Но, с другой стороны, этому соединению в одну строку противодействует другой поэтический стереотип - привычное разбиение на строки примерно одинаковой длины, к тому же синтаксически оправданное.

    Однако когда поэты начнут писать танкетки, они могут начать писать свои танкетки, тяготея к какой-то форме, поддающейся описанию в традиционных поэтических терминах (например, может оказаться, что большинство танкеток будет написано в две амфибрахических строки).

    Другой вопрос - сколько в принципе можно написать танкеток? Давайте сделаем грубую прикидку. Предположим, что в русском языке десять тысяч слов, каждое из трех слогов. Таким образом, танкетка - это два слова. Поэтический эффект не достигается при сочетании любого слова с любым; предположим, что лишь один процент сочетаний двух слов несет в себе нечто поэтическое. Следовательно, существует один процент от десяти тысяч в квадрате танкеток, то есть миллион танкеток. Если какой-нибудь сумасшедший плодовитый поэт будет писать по сто танкеток в день, то он напишет их все через тридцать лет. Однако это совсем не то употребление, которое я хотел бы для танкеток - как я уже сказал, я сформулировал определение танкеток в первую очередь для того, чтобы облегчить медитацию во время написания (и чтения).




    3. Танкетки: опрос

    Я провел опрос в одном литературном форуме в Интернете, прося оценить поэтические достоинства сорока коротких поэтических текстов (двустиший и одностиший), среди которых часть была танкетками. Было получено сорок ответов. Результаты опроса были обработаны с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Из этих результатов следуют по крайней мере два вывода (есть и другие интересные выводы, но о них в следующий раз):

    • Танкетки, несмотря на свою краткость, в среднем нравятся читателям так же (не больше и не меньше), как и более длинные однострочные и двустрочные тексты (длиной 8-16 слогов).
    • Говоря о том, что танкетки в среднем нравятся читателям так же, как не-танкетки, следует отметить, что разброс между мнениями отдельных читателей оказался неожиданно широк. Танкетки не являются оценочно-нейтральной формой: есть читатели, которым танкетки нравятся в среднем намного сильнее, чем не-танкетки, а есть, наоборот, читатели, которым танкетки нравятся в среднем намного меньше, чем не-танкетки. (Если этот вывод кажется вам слишком сложным, то его можно пояснить таким примером. Это аналогично тому, что некоторым людям в среднем намного больше нравятся традиционные стихи, чем верлибр, а некоторым - наоборот.)

    Отсюда следует, что танкетки достойны того, чтобы развивать именно их, осознанно и в противопоставлении с другими короткими твердыми формами.



    Приложения:  Тексты
    Танкетки-2: Плодитесь и размножайтесь
    Две строки, шесть слогов: Конкурс открытий
    И увидел он, что танкетки хороши

    Конкурс танкеток



    © Алексей Верницкий, 2003-2017.
    © Сетевая Словесность, 2003-2017.






     
     

  • Подробная информация газонная трава на сайте.

    www.mir-gazonov.ru

    ОБЪЯВЛЕНИЯ

    НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
    Айдар Сахибзадинов: Хлебное: и Сосед. Два рассказа [Ушёл сосед, инженер-механик, умный собеседник, золотые руки, и в тоже время - изнурённый одиночеством, обиженный на мир человек. Он изжил свою судьбу...] Клавдия Смирягина: Опавшие листы календаря [Я о чем? Да, в общем, ни о чем. / Просто настроение такое. / И моей ладони горячо / под твоей обветренной щекою...] Сергей Дуков (Макеев): Штрихи сезонов [Придя в себя из бездны потрясенья, / обсохнув на скамейке во дворе, / на красное ступаешь Воскресенье, / висевшее в твоём календаре...] Никита Брагин: Счастливый грошик [Чередуются жизни, как рифмы стиха, / перекрестия слов, переклички напевов, / осыпается боль, словно с камня труха, / без пристрастья и гнева.] Юрий Бердан: Танцы у моря [Остался за спиной последний мост, / Ещё чуть-чуть - и будет, как вначале: / Безмерна жизнь и мир прозрачно прост - / Ни многих знаний, ни больших...] Ростислав Клубков: Светопреставление [Есть такая сказка, как один мальчик стал крестником смерти. И смерть показала ему эту таинственно скрытую пещеру, в которой, словно мириады свеч, горят...] Владимир Спектор: "Эныки-беныки" вышли из дому... [Разрывы сердец и ракетные взрывы. / И целящий в душу сквозной листопад... / И кто-то, взирающий неторопливо / На лица бегущих сквозь осень солдат...] Сергей Смирнов: Облако без номера [На облаке без номера и имени / по нашим тридевятым небесам, / оторваны от знамени и вымени, / летим, закрыв закрылки и глаза...] Ал Пантелят: Время в карманах [время роется / у меня в карманах / и уходит прочь / мои карманы слишком полны / чтобы оно могло в них задержаться]
    Словесность