Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность


[Написать письмо]


ЧАТ  КАК  ДРАМА



Введение

Как известно, в разных культурных эпохах и формациях получили развитие разные жанры, т.е. "известные литературные формы падают, когда возникают другие"1. В данной работе рассматриваются не совсем привычные пока "литературные формы" - это те формы, которые появились с возникновением интернета.

Интернет, на наш взгляд, привносит в европейскую культурную традицию текстоцентричность. Ведь именно текст является формой жизни в интернете. Человек, представленный в Сети, представлен там прежде всего своими гипертекстовыми дискурсивными практиками2.

Жизнь в интернете - пока что понятие очень ограниченное, но отрицать ее наличие нельзя. Более того, жизнь в интернете (т.е. бесконечные дискурсивные практики около миллиарда его пользователей) строится по утопической модели ( идея равного и беспрепятственного доступа к главной ценности постиндустриального общества - информации)3.

Итак, интернет является попыткой реализации утопии и его роль в мире растет и скорее всего будет расти, если не случится какого-либо сетевого кризиса. Уже сейчас мы имеем в своем распоряжении факты, доказывающие, что интернет может и не стать утопией ХХ1 века. В частности, об этом говорит недавнее заявление правительства США о создании в этой стране отдельной, не соединенной с интернетом сети для правительственных объектов и банков.

Итак, перейдем собственно к новым формам, появившимся благодаря интернету.




Характеристика чата

Chat в переводе с английского "дружеская беседа, болтовня". Чат представляет собой страницу, предназначенную для общения пользователей. "Всяк входящий" в чат имеет надежду хорошо пообщаться, он регистрируется, т.е. вводит свой логин и пароль, данные о себе. В дальнейшем логин и пароль используются им для входа в чат. Все (или почти все) чаты имеют свои отличительные особенности, но в целом это довольно-таки стандартный скрипт (тем более, что целью данного труда является не разбор отдельных узлов, а концепция). Собственно окно чата, в котором и происходит общение, т.е. поступают все сообщения от всех чаттеров. Сообщение выглядит так: время,ник,адресат, фраза. Пример:

16:26 охерелый: вася: Здорово, дружище!

Вверху окна чата обычно также приводятся данные о количестве чаттеров и их перечисление. Внизу расположена панель отправки сообщений, которая состоит из строки адресатов и фразовой строки.

Это наиболее простой вид чата. Многие юзеры, используя свои познания в области UDD-кода и языка HTML, могут менять цвет, шрифт и т.д.

Таким образом, мы получаем общую картину чата. Как уже указывалось, он служит для общения. Общение это виртуальное. Чаттерами создается некая новая виртуальная реальность, в которой доминантой существования оказывается общение. Перефразируя слова Декарта, мы можем сказать: Я общаюсь, следовательно я существую.

При общении по чату контактирующие, как правило, не видят друг друга, мало что знают друг о друге, единственное, что они видят - это ник человека и его тексты, т.е. фразы, которые он выдает в чат.

Отсюда эти два параметра - ник и текст - получают особое значение, т.е. практически это важнейшие элементы чатового общения.

Многие возможности интернета в области литературы сформулированы еще в 1998 году Сергеем Корневым в обстоятельной работе "Сетевая литература и завершение постмодерна"4. В этой статье была затронута и проблема автора в интернете, в частности, выдвигался тезис, что авторство в Сети становится одним из литературных приемов.

Создание ника - это по сути уже создание автора не как человека, а как некоего номена, которому именно принадлежит следующий за ником текст. Вход в чат одного юзера сразу под несколькими никами создает ситуацию дискурсивной игры, в процессе которой выявляется вся иллюзорность интернета. Таким образом, само создание ника - это уже творческий акт, а его появление в чате вызывает определенный горизонт ожидания чаттеров по отношению к нику (у создателя ника в ходе этого творческого акта также создается определенный горизонт ожидания). Если горизонты ожидания создателя ника (nick-maker) и остальных чаттеров совпадают, то nick-maker обычно не вызывает особого интереса у чаттеров (это касается ников типа Миша, Вася). Для nick-makerа важно создать ситуацию неожиданности, резкого несовпадения горизонтов ожидания. Это служит гарантией для мгновенного завязывания разговора, т.е. такого обмена текстами, в ходе которого происходит идентификация нового чаттера по принципу свой/чужой или интересный/неинтересный собеседник. Хотя, в силу большой либеральности интернета столь резкой разграниченности, практически бинарной, не наблюдается. Ведь люди приходят в чат специально для того, чтобы пообщаться, и сажать в лужу собеседника не стоит, а то и сам рискуешь туда попасть.

Итак, мы выяснили, в чем важность ника. Однако сам процесс общения состоит из обмена фразами. Здесь уже, сколько вы ни прячьтесь за самым что ни на есть красивым ником, ваше истинное лицо раскроется в вашем умении строить, создавать тексты. Именно поэтому интернет - вольготнейшая среда для филологов прежде всего.

Ведь филология учит анализу текста, выявлению законов правильного его построения, и поэтому хорошо подготовленный филолог умеет строить текст любого характера, в зависимости от поставленной цели. Эти умения и навыки позволяют филологу вести в чате любую линию, сыграть любую роль, вести дискурсивные игры, общаясь под разными никами на разных дискурсах.

Чат представляет собой уникальный, невоспроизводимый текст, постоянно живущий и развивающийся. Живет этот текст на узком пространстве чатового окна. Живет сутки, иногда кто-нибудь захаживает ночью, утром его жизнь продолжается.

Чат - это текст, который проживается его создателями.

Это сближает чат с мифологической биографией. Чат, действительно, имеет некий налет мифологичности, чат - это миф, который сближает людей.

Появление его к началу ХХ1 века вполне обосновано и предсказуемо. В ХХ веке резко возросло население Земли, и большая его часть переместилась в города. Форсированная урбанизация привела к разрушению традиционных городских и сельских систем существования и привела к образованию мегаполиса - новой формы поселения людей. Появляются многоэтажные дома. Проживание в одном районе или даже доме людей из разных мест, различного материального достатка и социального положения, да и наконец просто интеллектуального уровня - все это привело к нарастанию отчужденности людей в городах.

Вполне естественно, что все это выводит общение на довольно важное место. Просто подойти к человеку на улице и заговорить с ним уже нельзя. Слово сказанное словно бы заново обретает сакральность, мы не растрачиваем слова попусту и неизвестно для кого. Поэтому появление такого вида общения, как чат, вполне предсказуемо.




Чат как драма

После этой краткой характеристики чата перейдем к историко-литературному контексту данной формы. Ближайшая литературная параллель чату - с известной долей условности - это драма. Драма, которая длится долго, и поучаствовать в которой может каждый.

Чисто внешнее сходство драмы и чата бросается в глаза и, на наш взгляд, не требует особых объяснений.

Сходство внутреннее - вот на чем мы должны заострить свое внимание.

Развитие драмы из обрядовых хоровых песен до современного ее состояния, поднятие драмы с XVI века, необычайная ее популярность в начале ХХ века - все это традиционно связывается с развитием личности.

        "В среде, где личность уходила без остатка в безразличие массы, ликование победы выразилось бы народной эпической песней, в которой общее построение, общая оценка пережитого скажется прославлением типического героя; в личности обособившейся яркий исторический момент, сама громоздкость обступивших ее событий вызовет потребность анализа, счетов с собою и с руководящими началами жизни, в виду требования действия, обострит этот внутренний конфликт, который явится и условием и продуктом индивидуализации"5.

Говоря об истории греческого литературного развития, Веселовский выводит такую последовательность - эпос, лирика, драма, роман. (Правда, ниже он отмечает, что греческий роман - это "драма, перенесенная к очагу со сцены").6

Но ведь и чат, по сути, в таком свете представляется новой ступенью в литературном развитии, той самой формой, которая приходит на смену драме.

Как форма, пришедшая на смену драме, чат обладает следующими особенностями:

1.Чат - это невоспроизводимый текст.

2.Степень индивидуализации очень высока. Говоря строго, это уже не "внутренний конфликт личности, не только самоопределившейся, но и разлагающей себя анализом"7, это несколько внутренних конфликтов каждого чаттера, плюс их конфликты друг с другом.

3. "... то, что делается в драме, - это сама совершающаяся в ней история, это действие, готовое стать предметом рассказа, и субъектом драмы является cil cui aveneient aventures (тот, с кем случаются приключения) ... она <драма> хочет быть не продуктом деятельности, но действием."8. Чат - это действительно сама совершающаяся в нем история, он и есть эта история. В свете другого высказывания Р.Барта по поводу того, что трагедия принадлежит только языковой сфере9, чат также обнаруживает явные признаки сходства с драмой.

Таким образом, интернет привносит в нашу литературную жизнь новую форму, такую форму, в которой нет и не может быть автора вообще, поскольку творцом этой формы может выступать каждый.

Каждый может участвовать в чате.

Это поворачивает проблему еще одной, интересной стороной: таким образом чат можно рассматривать и как возвращение к истокам драмы, ведь первоначально в драме участвовали все, она была празднеством.



    Примечания:

    1 Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику//Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С.50

    2 В данной работе интернет рассматривается с точки зрения пользователя. Языковые системы вроде HTML не рассматриваются. Интересно в этой связи прочесть работу Умберто Эко "Mac vs DOS", в которой он проводит следующую параллель: компьютерную систему Macintosh он сравнивает с католичеством , а DOS с протестантством. У. Эко просек самую суть нынешней ситуации: духовная жизнь развивается в рамках интернета, но ведь в таком случае она существует в рамках HTML и прочих подобных языковых систем. Т.е. язык управляет жизнью, а не наоборот. Ср.: Анисимов А. Компьютерная лингвистика для всех. Мифы. Алгоритмы. Язык.- Киев, 1990.

    3 Ср. также "утопия" в переводе с греческого "место, которого нет". И здесь интернет подходит как нельзя более.

    4 Корнев C. "Сетевая литература и завершение постомодерна"// Сетевая словесность (http://netslova.ru/kornev/kornev.htm)

    5 Веселовский А. Н. Указ. соч. с.52

    6 Веселовский А.Н Указ. соч. с 53

    7 Веселовский А. Н. Указ. соч. с. 51

    8 Барт Р. Драма, поэзия, роман. // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986. С.134

    9 Барт Р. Работы о Расине.// Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М., 1990



© Артем Кушнир, 2001-2017.
© Сетевая Словесность, 2001-2017.

Дискуссия о сетературе






 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Алексей Смирнов: Братья-Люмьеры [...Вдруг мне позвонил сетевой знакомец - мы однофамильцы - и предложил делать в Киеве сериал, так как тема медицинская, а я немного работал врачом.] Владимир Савич: Два рассказа [Майор вышел на крыльцо. Сильный морозный ветер ударил в лицо. Возле ворот он увидел толпу народа... ("Встать, суд идет")] Алексей Чипига: Последней невинности стрекоза [Краткая просьба, порыв - и в ответ ни гроша. / Дым из трубы, этот масляно жёлтый уют... / Разве забудут потом и тебя, и меня, / Разве соврут?] Максим Жуков: Про Божьи мысли и траву [Если в рай ни чучелком, ни тушкой - / Будем жить, хватаясь за края: / Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я.] Владислав Пеньков: Красно-чёрное кино [Я узнаю тебя по походке, / ты по ней же узнаешь меня, / мой собрат, офигительно кроткий / в заболоченном сумраке дня.] Ростислав Клубков: Высокий холм [Людям мнится, что они уходят в землю. Они уходят в небо, оставляя в земле, на морском дне, только свое водяное тело...] Через поэзию к вечной жизни [26 апреля в московской библиотеке N175 состоялась презентация поэтической антологии "Уйти. Остаться. Жить", посвящённой творчеству и сложной судьбе поэтов...] Евгений Минияров: Жизнеописание Наташи [я хранитель последней надежды / все отчаявшиеся побежденные / приходили и находили чистым / и прохладным по-прежнему вечер / и лица в него окунали...] Андрей Драгунов: Петь поближе к звёздам [Куда ты гонишь бедного коня? - / скажи, я отыщу потом на карте. / Куда ты мчишь, поводья теребя, / сам задыхаясь в бешенном азарте / такой езды...]
Словесность