Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность




"МНЕ  ЭТО  ОЩУЩЕНИЕ  ЗНАКОМО..."

(О поэзии Глеба Михалёва)


Некогда довелось услышать исключительное. Радиожурналист, ведущий передачу on-line, переспросил: "Откуда-откуда вы? Из Петербурга? Понятно. Ну, в принципе, тоже город, хоть и провинция".

Ну, так вот, Казань, в которой живет поэт Глеб Михалев, "в принципе, тоже город", как и вся эта наша "рязань-череповец-саратов-чита-находка-колыма". То есть то несчастное пространство, населенное человеками, так и не сумевшее вписаться в священный нимб московской окружной дороги.

        ...а в голове - другие города,
        дождавшиеся своего героя...
        Москва - столица. А Казань - горда.
        Как Троя.

Нет-нет! Я не хочу обидеть московских собратьев-поэтов! Ведь все мы, кто называет себя поэтами, по сути, певцы спальных районов, да и писательство - одинокое дело, как любил говаривать Хемингуэй.

В песенке поется: "Через дырку в небесах / въехал белый "Мерседес", / всем раздал по три рубля и ... проехал мимо..." Вот уж, что-что, а "Мерседес" явно не для лирического героя стихотворца Михалева. Наблюдать нашу "спальную" провинциальную жизнь удобнее через мутное окно "пазика": "дворники" вжик-вжик, а поэт - зырк-зырк. Поскольку он, поэт, существо неравнодушное, душу болящую имеющее, стремящееся запечатлеть в памяти все зигзаги жизненного маршрута, повороты и передряги дороги.

        В тысячелетнем городе - зима.
        Холодные дворы. Февраль кромешный,
        где "пазика" квадратная корма
        болтается, как щепка, в струях снежных.
        Где жизнь идёт. И скоро выйдет вся.
        И не вернётся - хоть кричи... хоть спейся.
        А тучи, что над городом висят -
        тяжёлые, как паруса ахейцев...

            (На один мотив: Казань)

А что еще за окном "пазика"? - День, "нелепой суетою занят", долгий, "как гомеровский гекзаметр". "Споры, ссоры, перебранки... / словно чёрные вороны / прилетели спозаранку/

разбрелись по огороду / угощение почуяв... / не собрать мне урожая." Серый пейзаж, кукольный театр из серого картона (или бетона). Мир в окне "пазика" безлюден: только деревья, только столбы, только дома... Если и есть что-то одушевленное, то намечено оно небрежным росчерком, намеком, эскизом. Вот (смутно и неотчетливо) лирический герой, то качающийся "на железной ниточке с Еленой", то стоящий среди этого унылого серого пейзажа "как пугало", молчащий или "нудный, как бритье". Вот Сентябрь, наступающий на пятки, с пытливым взглядом Малюты Скуратова. А вот (иногда, но редко) - "беспечный ангел в травке луговой"...

        ...и холодно и хочется халвы и девушку в малиновом берете и в темноте бредут к тебе волхвы - Ремантадин, Феназепам и третий и в городе гуляют братья Грипп и прочее подобное иродство творится и зелёная горит во лбу звезда вьетнамская и жжётся...

        (Январь)     

О чем думается в обжитом транспортном средстве? - "О жизни холостой и пустяковой, / о том, как не жалеешь ни о ком и /ещё - земля качается едва- / едва..." О том, что осенний куст во дворе "светел, рыж и жив", а сам ты чувствуешь себя мышью в норе, сжавшейся и дрожащей - "всё смерть вокруг".

        "Все мысли так нелепы и страшны..."

Очень грустно в "пазике" Глеба. И, когда выйдешь из "пазика", тоска вовсе не отпускает, "ходишь никого не любя, да и сам, собссно, никому не нужен". В доме живет темнота, в доме гуляют темные тучи. Мир черно-бел:

        здесь "чёрен чай и чёрен хлеб"
        "белый рис и белый сахар"

        такие чёрные и злые
        живут в твоей подушке сны
        и ты всю ночь проводишь с ними
        а днём - когда они одни
        под белым хлопком белым пухом
        в какой-то бездне или тьме
        всё продолжается разруха
        и голод и беда и смерть

Но это "черно-белое кино", эти правдивые фильтры позволяют поэту видеть жизнь вокруг такой, какая она есть - без помады, без ретуши.

        Тощий, словно карандаш
        и такой же деревянный...
        Знаю - ты меня предашь,
        знаю... Поздно или рано.
        Что ты мне ни говори,
        ни доказывай упорно...
        Стержень у тебя внутри -
        тонкий-тонкий.
        Чёрный-чёрный.

Глеб Михалев убедителен в своих драматических композициях. Одиночество, вынужденная изоляция героя, тревога - все правдиво передает душевное состояние жителя сегодняшней провинции. Человек зовет свою душу, пытается выговориться, но часто не находит собеседника.

        Однажды почувствуешь остро,
        так, словно под рёбрами - нож:
        как суп из пакетика - просто
        и очень невкусно живёшь.

        А жизнь (хоть сравнениям грубым
        ты сопротивлялся всегда)
        уходит по фановым трубам,
        как всякая, впрочем, еда.

        И хмуришься, высоколобый,
        от мысли, что это - твой крест:
        жить, словно лапша из столовой,
        пока тебя время не съест...

            (Пессимистическое)

Трагическая интонация, пессимистическая окраска, неудовлетворенность, искания, самоотрицание и попытки его преодоления. Лирический герой казанского поэта чувствует свою незащищенность, он живет предчувствием войны:

        "Мне это ощущение знакомо.
        Когда живёшь предчувствием войны,
        пожалуйста, не выходи из дома..."

Ощущение войны... "Ночь тяжелым кирзачом" наступает "на татарскую столицу". "Вокруг салют! ошмётки и объедки / и рукоплещет восхищенный зал". "За грудиной / сидит и курит пушечный расчёт". "Писать стихи - становится войной, / одна строка считается за три". За окном "пазика" - листья на тротуаре, как "умирающие солдаты" или "беженцы". И "в результате - короток итог / и горек, словно дым пороховой..."

        так жить - отточия оттачивая
        и даже не понять когда
        вдруг приплывет твоя трехмачтовая
        под чёрным парусом беда
        и поплывет твоя мелодия
        над чьим-то дружеским плечом
        уродливая и юродивая
        но - не жалея ни о чём

Быть собой - бремя тяжелое. Поэт, если он ощущает себя личностью, должен вынести его, это бремя. Вокруг поэта - безличный и анонимный хайдегеровский мир "man". Мир, в котором все "другие", и человек даже по отношению к самому себе является "другим", он отчужден от себя самого...

        "слегка усопший и полупустой
        укатанный обыденным маршрутом
        очнёшься вдруг - а рядом - дух
        Святой
        без шуток.
        и он молчит
        и ты дурак молчишь
        а ведь спросить про многое хотелось...
        но нет тебя

        а то, что "пазик" мчит -
        лишь тело"

        "...пространство понемногу перетекает в тебя и внутри становится более,
        чем снаружи. более света и тьмы, пива и консервированных сардин, и отпрысков рода человеческого со всеми его коленами...
        да умираешь-то вовсе не оттого, что совсем один...
        а просто сам превращаешься во вселенную"

Само существование лирического героя Глеба Михалева, его exsistentia, в очерченном поэтическом пространстве хрупко и ненадежно. Он должен научиться жить и любить с постоянным сознанием этой хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности любви. Глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность.

        Читаю Рейна. И смотрю на дождь.
        Хотя наверно так - мы смотрим. Двое.
        И дождь идёт. И где-то ты идёшь.
        И холодно. И зябко вам обоим.
        У нас тут с Рейном тишь да благодать.
        Зелёный чай да бежевая лампа.
        А там у вас - лица не увидать.
        Как дня в ночи. И дождь стучит по лавкам.
        И тонкое оконное стекло
        дрожит меж нами как в ознобе, просто
        не понимая, что произошло
        но чувствуя нежданное сиротство...

            (На один мотив: Любовь)


        "...И нету больше "нас".
        Лишь "ты".
        И "я".

        Как хрупок и непрочен
        наш роман -
        попробуй сохрани
        страсть, когда становятся короче
        ночи. И томительнее - дни..."

            (Июнь)

Осознание своего существования достигается поэтом через преодоление "безъязыкости своей", через нахождение в себе "вороха мелодий, цвета и запаха", через особый дар прозрения, умение увидеть, как "в сумраке лиловом, / не торопясь, нисходит с высоты / доселе не прочитанное слово..."

        "всё равно не перестанешь.
        даже зная, что потом - как письмо в почтовый ящик канешь. будешь жадным ртом лопотать свои словечки, йамбы бедные свои - перед свечкой, перед печкой, перед членами семьи - им-то пофиг... мелкий почерк, неумелое шитьё - если кто потом захочет вжиться в это житиё, в это, крестиками, чтоб их, то откликнутся тебе голоса твоих почтовых голубого голубей..."

Стихи Глеба трагичны. В одном из стихотворений поэт признается: "Я темен".

Рассказ о стихах глубокого и тонко чувствующего поэта из Казани хотелось бы все же закончить вот чем.

В один из суровых дней, которые иногда выпадают нашей многострадальной отчизне, в очередной "черный" то ли четверг, то ли вторник, когда намеченная программа телепередач обычно ломается, и в телестудию приходят известные люди, чтобы выразить свою печаль о случившемся, забрел на огонек НТВ Николай Фоменко. Давно это было, но разговор тот врезался в память...

Чуть нагнувшись к собеседнику, Фоменко сказал тогда: "Если честно признаться, я не люблю людей". Меня точно током ударило.

Герой моего очерка, я уверен, так не скажет никогда. Мир его стихов мрачен, но печаль его светла:

        Пока играет Вольфганг Амадей
        я понимаю, что люблю людей.

        И эта вот весёлая игра -
        как яркий свет, как тонкая игла.

        И тоненькой уколотый иглой,
        я становлюсь спокойный и не злой.



© Сергей Слепухин, 2006-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.





НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Айдар Сахибзадинов. Жена [Мы прожили вместе 26 лет при разнице в возрасте 23 года. Было тяжело отвыкать. Я был убит горем. Ничего подобного не ожидал. Я верил ей, она была всегда...] Владимир Алейников. Пуговица [Воспоминания о Михаиле Шемякине. / ... тогда, много лет назад, в коммунальной шемякинской комнате, я смотрел на Мишу внимательно – и понимал...] Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною..." ["Я – человек, зачарованный языком" – так однажды сказал о себе поэт, прозаик и переводчик, ученый-лингвист, доктор философии, преподаватель, человек пишущий...] Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа [я был когда-то пионер-герой / но умер в прошлой жизни навсегда / портрет мой кое-где у нас порой / ещё висит я там как фарада...] Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки [где-то там на совсем другой стороне реки / в глубине холодной чужой планеты / ходят всеми забытые лодки и моряки / управляют ветрами бросают на...] Джон Бердетт. Поехавший на Восток. [Теперь даже мои враги говорят, что я более таец, чем сами тайцы, и, если в среднем возрасте я страдаю от отвращения к себе... – что ж, у меня все еще...] Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём [В детстве папа наказывал, ставя в угол. Угол был страшный, угол был в кладовке, там не было окна, но был диван. В углу можно было поспать на диване, поэтому...] Владимир Спектор. Четыре рецензии [О пьесе Леонида Подольского "Четырехугольник" и книгах стихотворений Валентина Нервина, Светланы Паниной и Елены Чёрной.] Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! [Вечер, организованный арт-проектом "Бегемот Внутри" и посвященный творчеству поэта Ильи Бокштейна (1937-1999), прошел в Культурном центре академика Д...] Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... [Не отзывайся... Смейся... Безответствуй... / Мне всё равно, как это отзовётся... / Ведь я люблю таким глубинным детством, / Какими были на Руси...] Анна Аликевич. Тайный сад [Порой я думаю ты где все так же как всегда / Здесь время медленно идет цветенье холода / То время кислого вина то горечи хлебов / И Ариадна и луна...]
Словесность