Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


Наши проекты

Обратная связь

   
П
О
И
С
К

Словесность


Игорь Куберский

Книга отзывов. Архив 109



Архивы:  08.08.13 (152)   01.02.13 (151)   02.02.12 (150)   26.05.11 (149)   15.01.11 (148)   13.08.10 (147)   04.08.10 (146)   09.03.10 (145)   02.12.09 (144)   01.10.09 (143)   30.03.09 (142)   30.01.09 (141)   23.12.08 (140)   19.10.08 (139)   15.08.08 (138)   10.07.08 (137)   28.05.08 (136)   27.04.08 (135)   17.04.08 (134)   03.04.08 (133)   29.03.08 (132)   24.03.08 (131)   17.03.08 (130)   11.03.08 (129)   03.03.08 (128)   02.02.08 (127)   24.01.08 (126)   14.01.08 (125)   07.01.08 (124)   27.12.07 (123)   19.12.07 (122)   11.12.07 (121)   19.11.07 (120)   01.11.07 (119)   25.09.07 (118)   06.08.07 (117)   23.04.07 (116)   13.04.07 (115)   03.04.07 (114)   27.03.07 (113)   12.01.07 (112)   14.12.06 (111)   02.12.06 (110)   21.11.06 (109)   15.11.06 (108)   21.10.06 (107)   26.09.06 (106)   06.02.06 (105)   19.12.05 (104)   12.08.05 (103)   17.05.05 (102)   31.01.05 (101)   06.01.05 (100)   16.12.04 (99)   26.11.04 (98)   10.11.04 (97)   31.08.04 (96)   20.08.04 (95)   18.08.04 (94)   18.08.04 (93)   17.08.04 (92)   14.08.04 (91)   01.08.04 (90)   13.07.04 (89)   05.07.04 (88)   01.07.04 (87)   20.06.04 (86)   19.06.04 (85)   15.06.04 (84)   13.06.04 (83)   06.06.04 (82)   17.05.04 (81)   01.04.04 (80)   08.03.04 (79)   28.01.04 (78)   30.12.03 (77)   08.12.03 (76)   01.12.03 (75)   25.11.03 (74)   09.11.03 (73)   29.10.03 (72)   04.06.03 (71)   21.03.03 (70)   05.02.03 (69)   31.01.03 (68)   23.01.03 (67)   16.01.03 (66)   07.01.03 (65)   30.12.02 (64)   25.12.02 (63)   17.12.02 (62)   13.12.02 (61)   09.12.02 (60)   05.12.02 (59)   29.11.02 (58)   27.11.02 (57)   22.11.02 (56)   16.11.02 (55)   11.11.02 (54)   23.10.02 (53)   08.10.02 (52)   30.09.02 (51)   10.09.02 (50)   21.08.02 (49)   08.08.02 (48)   24.07.02 (47)   11.07.02 (46)   29.06.02 (45)   09.06.02 (44)   28.05.02 (43)   17.05.02 (42)   29.04.02 (41)   11.04.02 (40)   14.03.02 (39)   26.02.02 (38)   19.01.02 (37)   06.01.02 (36)   28.12.01 (35)   14.12.01 (34)   29.11.01 (33)   14.11.01 (32)   30.10.01 (31)   24.10.01 (30)   20.10.01 (29)   16.10.01 (28)   12.10.01 (27)   04.10.01 (26)   29.09.01 (25)   23.09.01 (24)   15.09.01 (23)   12.09.01 (22)   05.09.01 (21)   30.08.01 (20)   27.08.01 (19)   13.08.01 (18)   31.07.01 (17)   26.07.01 (16)   24.07.01 (15)   22.07.01 (14)   20.07.01 (13)   19.07.01 (12)   18.07.01 (11)   12.07.01 (10)   08.07.01 (9)   04.07.01 (8)   02.07.01 (7)   29.06.01 (6)   21.06.01 (5)   19.06.01 (4)   30.05.01 (3)   24.05.01 (2)   07.05.01 (1)  



21.11.06 21:10:36 msk
И.К. - о том же, наболевшем


В связи с затронутой Наташей проблемой женского права на свободу и упоминаньем Кармен (моей любимой героини) и незамужней Татьяны (еще более любимой), остановлюсь на образе последней, отнюдь не ставшей типажом в силу своей какой-то исключительной  трепетности.  Надо сказать, что мой любимый Пушкин тут прыгнул выше головы, которой и без того упирался в небеса. Ничего подобного в русской поэзии и литературе больше не знаю. Но придет ли кому-нибудь в голову из читателей мужского рода прикидывать возможность брачного сожительства с ней? Умеет ли она, скажем, варить борщ? Ну ладно – борщ сварят слуги. Но тогда какова она, скажем, в постели? Ведь не секрет, что в ту пору для леди считалось благонравным во время соития оставаться неподвижной в классической позе – лежа на спине. Не о том ли - чуть ли не с натуры списанные строки Пушкина:  «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», потрясшие современников своей откровенностью (и обращенные к его «смиреннице» жене)? Повела ли бедная Таня себя иначе со своим генералом? Едва ли. Вот почему мужья быстро охладевали к законным половинам, предпочитая резвых обитательниц борделей. А те, законные, во всяком случае - их половина, становились тихими фригидными истеричками (пока уже в ХХ веке за это дело не взялись сексопатологи и психиатры).  Так о чем я? Только лишь о том, что жизненный здравый прагматизм и литературный образ – вещи несовместные. Образ существует только в породившем его литературном контексте, а сам текст является некой игрой пока еще, смею надеяться, волшебных сил. Экстраполировать героя на реальную почву – совершать убийство.  Впрочем, критика это делала почти всегда. Удивительно, что после таких экзекуций литература еще жива, рядом с большим братским кладбищем из классиков.


21.11.06 20:15:04 msk
Наташа - Бегемоту

Здравствуйте! Давайте знакомиться. Люблю веселых людей и зверей.


21.11.06 20:10:05 msk
Наташа - В.Н.

Тем и хорош формат СС, что он позволяет обсуждать общие темы. Формат СИ рассчитан на обсуждение конкретного произведения

Это иллюзия! Если бы Вы побродили по комментам побольше, то сразу заметили бы, что произведение (любое, хоть две строчки), лишь повод к ощению. Там очень скоро забывают, счего начали болтовню, об авторе и о том самом произведении. Часто народ даже не читает того текста, в комментариях к которому живо высказывается, тем и существуем. Лента комментов (борода) это просто набор чатов, посмотрите повнимательнее.

А тут, в СС, и правда, собственный сок. Я походила по другим гостевым. Тишина еще более гулкая, чем тут.


21.11.06 19:55:52 msk
В.Н.

Представил громкий смех бегемота. Веселее стало на душе.


21.11.06 19:53:22 msk
В.Н. - Наташе

Конечно, делимся мнениями. И знакомимся (с Вами). Как по иному можно в сети познакомиться, т.е. узнать друг друга?
Разговаривая, обсуждая что-то. Вы интересны, вот и беседа завязалась.
Тем и хорош формат СС, что он позволяет обсуждать общие темы. Формат СИ рассчитан на обсуждение конкретного произведения. Есть перлы, достойные такого обсуждения, но основная масса интересна пакетом: тематическим, временным, эмоциональным. А СИ навязывает разговор о конкретном произведении, что закономерно вырождается в потоки совершенно одинаковых комплиментов. Ах, имярек, как чудесен ваш сонет! Спасибо, и вам того же. И т.д.
Есть технические недостатки в СС, невозможность править, к примеру. Впрочем, это и достоинство, человек строже относится к слову. А автоматическое копирование исходного текста в СИ до безобразия замусоривает ответы, приходится заниматься чуть ли не распознаванием образов, кто и что написал.
Нет, СС намного профессиональнее, что ли. Ущерба новичкам от этого нет, пиши, как слышится, не заругают. Да и  новичек сейчас не промах.
Данные рассуждения никоим образом не направлены против авторов СИ, творчество которых и толерантность к комментаторам восхищают. Вот, недавно прочитал Ваши Белые ночи памяти. Разразился контекстом. Рекомендую И.К. и посетителям: хороша Наташа!
Виталий


21.11.06 19:37:16 msk
Бегемот

Читаю с удовольствием всех. Смеюсь громко.


21.11.06 15:59:58 msk
Наташа - И.К.

Мне кажется, мы все говорим не о том

А, может, мы тут просто мнениями делимся:-))


21.11.06 15:20:24 msk
И.К.

Мне кажется, мы все говорим не о том. Поэтому лучше закрыть эту тему. Я не очень понимаю, в чем образ отличается от типажа. Типаж - это типичный образ? Если так, то мой герой - да, типичен для того времени, когда многие творческие личности с гордостью сообщали, что работают дворниками или лифтерами. Главное было - неучастие, эскапизм. А сейчас его судят с диаметрально противоположной жизненной платформы. И это хорошо. Был бы интересен, уже неважно почему.
Лишний человек... А кому-нибудь интересны нелишние, скажем, Лаэрт, Базаров или как его, Штольц? Мы ведь о литературе говорим... И еще интересно, не эгоист ли Гамлет, притом махровый... И не заметил, как Офелию сгубил...


21.11.06 11:50:43 msk
Наташа - И.К.

Может ли создать семью со своей любимой Манон Леско кавалер де Грие, или Вертер, или – что далеко ходить: Печорин с Онегиным

Вы взяли героев с нарицательными именами, еще сюда бы Чадского добавить. Нет, это типажи, они "не созданы для блаженства":-)). Но у Вас в Улитке, мне казалось, все же предпринята попытка нарисовать более многогранный образ, матримониальные намерения которого можно обсуждать. Хотя позже Вы сказали, что это не так, что там тоже ТИПАЖ.


21.11.06 11:47:49 msk
Наташа - В.Н.

Потому как они знают, они уверены, они убеждены в правоте тезиса "Пошел вон, козел!" по отношению к человеку, не желающему, может и неспособному, быть "добытчиком".

Не надо так нас обижать. Мы гоним не тех, кто не может быть добытчиком, мы всегда гоним, гнали и будем гнать тех, кто не может стать нам опорой, то есть МУЖЧИНОЙ во всех смыслах слова, а не очередным ребенком в семье. Хочется быть "ЗА мужем", а не "замужем". Заработать подчас мы вполне можем сами, если мужчина не гордый. А вот чтобы нам дали почувствовать, что наши проблемы могут решить, что нам всегда подставят плечо, вот что важно. Герой "Улитки" в этом плане --- полный ноль, только о себе и думает.


21.11.06 11:41:21 msk
Наташа - Моли

Все, что Вы сказали верно, но это очень печально отражается в литературе:-))
zhurnal.lib.ru/s/sawickaja_n_e/zhanr.shtml


21.11.06 10:51:54 msk
Моль

У Современной Женщины сегодня на первом плане прагматические ценности. Талантливая и нежная, смелая и любящая, эрудированная и предприимчивая, современная женщина профессиональна и амбициозна. В её представлении престиж современницы, прежде всего связан с высоко оплачиваемой работой, а не с удачным браком и обеспечивающим мужем. Она уже не ждёт сказочного принца, а сама добивается благосостояния и независимости.


21.11.06 10:38:38 msk
Наташа - на статью Камянова

Это чтобы И.К. мог убрать большую статью, я ее, кстати, уже в сети прочла раньше.


У И. Куберского тема одиночества героя-рассказчика сплетена с темой нахрапа и экспансии стиля “люмп”, от которого тот пробовал укрыться вдвоем со “сложной и тонкой” Улиткой.

Герой одинок? Да! Но он сам в этом виноват. И проблема тут не в деловой хватке. Когда надо было оформляться в Испанию, так он ух, как завертелся. Проблема в махровом эгоизме, когда кроме него, любимого, и его собственных переживаний для него ничего не существовало. Он пытается укрыться не "с" Улиткой, а "за" ней. А когда понимает, что необходимо приложить для этого труды --- сбегает, изображая обиженного. Как же! Предпочли другого самца. Удар по самолюбию нестерпимый. Но все же уходить не хочется, к девушке тянет. Буду, буду рядом, но... иногда не выдерживаю, срываюсь, но это из-за ее блудного характера, сама виновата.

А насчет нашествия "люмп", это не правда. Герой его не видит. Уверена, когда надо будет постараться для себя, повертится почище этого "люмпа", просто пока все благополучно. Кормят обедом. То мама, то девушка.


21.11.06 10:31:31 msk
Наташа - мужчинам:-))

Дорогие мои, я попробую ответить всем по порядку, но сначала --- общие мысли.

Итак, да, вы --- гораздо большие романтики, чем я. Подозреваю, что это не примета времени и не разница поколений. Просто у мужчин всегда было больше времени на романтику, в любые времена. Им не надо мыть посуду после ужина при свечах:-))). Как бы то ни было, женщина всегда менее свободна, у нее в жизни больше ограничений, больше обязанностей, потому-то мы и смотрим на все более прагматично. Вы заметили, что образчики "лишних людей" с классических времен --- мужчины. Они не находят себе места в жизни, они "выбиваются из времени". Женщина чаще всего приспосабливается, а если вдруг решает быть иной, жить по своим законам, то становится не "тихой лишней", а вызывающей особой. Ну, скажем, та же Кармен, Татьяна в девичестве, Скарлетт О'Хара (не бейте меня:-))) и т.п. Так что насчет "петербургского диагноза" вам бы сказали и гораздо раньше, чем я. Только это было не принято:-).

Так, ответы каждому отдельно, включая новомирского критика, попозже. Надо бежать к шефу.


21.11.06 09:52:02 msk
И.К.

Ну да, так и будем втроем. Тоже компания! В.Н. заострил ситуацию: дрозофилы – это классно, у меня о них даже стишата есть. Но все-таки коэффициент добытчика в моих героях – это неактуально, ни тогда, ни сейчас. Не о том ведь речь. Я писал лишних людей, лишних на фоне советской власти, которую (власть) не любил. Я даже писательство выбрал, чтобы быть вне «коллектива» и ни от кого не зависеть.  И при той власти проблема заработка была не самой актуальной, о деньгах не думали, потому что на них нечего было купить. И даже двух студенческих стипендий хватало, чтобы съездить на месяц в Крым. И вот мои герои оказались в новой читательской реальности, и новые российские читательницы быстро и проницательно составили для себя их (героев) неделовой портрет… Но речь не о том – речь, В.Н. абсолютно прав, - о времени. Не знаю, утешит ли таких читательниц теза, что автор вышеперечисленных героев и тогда и теперь был и остается вполне добычлив.


20.11.06 23:04:11 msk
В.Н.

Наташе про Улитку,про Иветту (и про Наташу тоже).

" мы с подругами давно уже решили, что для мужчины "Петербург" --- это диагноз , и повесть это блестяще подтверждает. Посмотрим на главного героя. Он --- типичный "петербуржский мальчик", несмотря на свой возраст. Все по канонам: образование, житие с мамой, неспособность создать или поддерживать семью из-за катастрофического инфантилизма, эгоизма, самокопания. Такой мужчина рядом --- катастрофа для женщины. Он --- первый ребенок в семье, капризный, неспособный на поступок."

Цитата в кавычках - тоже диагноз.
Я перечитал "Улитку", хотя не люблю быстрое чтение, глаза на лоб лезут и тошнит с перенапряга. Прочитал статью Камянова, сравнил впечатления. Вспомнил "Иветту" и замечательные повести Дана Марковича, несколько лет назад обидевшегося на СС и замкнувшегося в своем Пущино. Все это черты одной культуры, эпохи, судьбы и видения мира. Оно иное, не слишком практичное, часто непрактичное. Но ничего инфантильного я в нем не вижу. Эти люди (мужчины) работают, любят, приходят на помощь, причем бескорыстно, лишают себя заслуженного успеха (украв картину из собственной выставки). Диагноз? Да! Но и противоположное видение мира тоже диагноз! Так что, бросаем друг в друга камнями? Боюсь, дамы определенного типа окажутся проворнее?, нет, хладнокровнее, решительнее, точнее. Потому как они знают, они уверены, они убеждены в правоте тезиса "Пошел вон, козел!" по отношению к человеку, не желающему, может и неспособному, быть "добытчиком". Что ж, на дрозофилах доказано, что ген интеллекта мешает выживать в ситуации с ограниченными ресурсами.
Так что, интеллектом по этим дамам? Увы, не получится. Интеллекта им не занимать. Придется, все же, учиться быть добытчиком. Природа в лице и теле женщины вибирает генерацию "П". А против природы не попрешь.


20.11.06 21:03:02 msk
И.К. – Наташе и В.Н.

Да, еще кое-что. Виталий и Наташа, огромное вам спасибо за такую активность в моей гостевой. Не уверен, что в нынешнем своем виде она это заслуживает.
Наташа, Камянов - для вас, чтобы не искать (статья большая)... Потом сотру.


20.11.06 20:07:22 msk
Из статьи В.Камянова в "Новом Мире"

Если вести речь лишь о новинках истекшего года, то особенно сильно на меня повеяло “архаикой” от повествования Игоря Куберского “Пробуждение Улитки” (“Звезда”, 1993, № 1). Поразительней всего тут выражение авторского лица, на котором нет следа мефистофельской ухмылки, или мсти-тельного ожесточения “житухой”, или саркастического высокомерия, или натуж-ной беспечности жуира поневоле, или готовности оплевать свое же отражение, а есть доверительное “выслушайте!”, которое рассчитано на сердечную нашу от-зывчивость.

Сразу же твой слух настраивается на полузабытую или полуЗАБИтую (позднейшими шумовыми раздражителями) тональность, близкую к мелодике “Скучной истории” Чехова, бунинских “Темных аллей”, лирической новеллистике Ю. Каза-кова. Причем важнейшая, даже сюжетоорганизующая роль здесь досталась переживанию, которому посвящены известные строки: “Дар напрасный, дар случайный...” Если же конкретней, здешний герой-рассказчик как бы наделен способностью духовного самоосязания, когда “дар случайный”, собственная жизнь, словно уплотнена, целиком открыта внутреннему зрению и поминутно ревизуется: так что же она такое посреди миллионов жизней, какими окружена, и посреди вселенской неохватности?.. По отношению к позитивистской рассудительности такого рода ревизии — сплошь инакомыслие.

Пониже заголовка обозначен жанр повествования — “роман в романе”. Между тем не вдруг и разглядишь, что во что в л о ж е н о. Даже обычной перебивки романных планов и той нет. Герой-рассказчик, немного поэт, немного живописец, излагает историю своих отношений с юной художницей, именуемой в приятельском кругу Улиткой. Излагает строго по порядку, без композиционных зигзагов или сдвигов. Итак, у него с нею — роман. А романного объема, куда эта любовная история была бы вдвинута, вроде и нет, если, правда, отрешиться от особой застрочной фабулы, где против — и окрест — мира души вселенский неуют.

Для прорисовки застрочной фабулы ни разу не использованы пояснительные монологи, вставные пассажи-речитативы, другие средства “накладной” философичности. Второму плану романного действия отданы лишь усилия стиля.

“Пробуждение Улитки” вообще можно прочитать как текст-исследование, где в перекрестии всей оптики — один лишь заглавный характер, на диво ограненный брежневско-андроповско-горбачевской цивилизацией. Рассказчик повествует о вчерашней своей подруге как об утраченной части собственной души, которая и спустя время не избавилась от фантомных болей. А у недавней возлюбленной и имени-то людского нет. Улитка, да и только. Тут и у И. Куберского некий сдвиг к анималистике. Но в отличие, допустим, от В. Пелевина нет беллетристической хирургии с пересадкой (межвидовой) органов и эпатажных нажимов на наш вкус.

Правда, И. Куберский не вполне взял под контроль эмоциональный ореол скользковато-прохладного прозвища. Да, возлюбленная героя, можно сказать, носит на себе свой домик-раковину, при случае втягиваясь вовнутрь; да, велико ее умение пускать в дело присоски, гибко обтекать преграды. Но ее ум, красота, талант, телесная пластика, восприимчивость к чужим душевным сигналам отторгают от себя прилипчивую кличку.

Возможно, что тут вовсе не просчет, а реакция рассказчика на эстетику, которая вдруг п р о б у д и л а с ь (бросьте взгляд на заголовок романа) в Улитке. Сам-то он, рассказчик, условно говоря, старомоден; к примеру, на “Мону Лизу” не может глядеть без слез. А его подруга современна. В каком смысле? Во-первых, она этически невменяема — послушное дитя эпохи, когда нравственные абсолюты почитались отрыжкой поповщины. Во-вторых...

Представьте себе Мону Лизу, которая, разомкнув тронутые улыбкой губы, вдруг проскрежещет в вашу физиономию: “Пошел вон, козел!” Для героя-рассказчика такого рода эффектом вся любовь и кончается.

Бывает солнечный удар, тепловой... Здесь любимая девушка обрушила на мил-сердечна друга (а тот, не забудем, — поэт) удар с т и л я, который скрыто бродил или до поры подремывал в ней, пугая рассказчика мелкими своими вспышками-приметами.

Стиль этот, от которого веет ароматом задубелых портянок, дан нам в ощущении и как свидетелям-современникам затяжной гражданской смуты, и как потребителям искусства смутной поры. Верный спутник люмпенизации общества, он — везде: в летучей полемике покупателя с продавцом, тирадах государственных мужей, ворковании влюбленных, публицистике крутых патриотов, в поэтике романов и повестей, где космос оттеснен на задворки. Культ телесного низа, смакование сальностей, готовность не улыбкой отозваться на что-то забавное, а это забавное “оборжать”, не возразить, а “вмазать” — его непременные элементы.

У И. Куберского тема одиночества героя-рассказчика сплетена с темой нахрапа и экспансии стиля “люмп”, от которого тот пробовал укрыться вдвоем со “сложной и тонкой” Улиткой.

Мона Лиза — этим именем начинается роман, а концовку его венчает “Пошел вон, козел!”. Стиль — и стиль. В противоборстве. Своеобразное преломление антитезы реализм — “постреализм”. Первому (реализму), кажется, иного не остается, как пробивать путь сквозь толщу второго.

А что прикажете? Нынешний русский роман, если он действительно о любви, вынужден всей своей структурой противостоять глумливо-безлюбовной эстетике-“люмп”, чьи выбросы и выхлопы, того гляди, загазуют сам космос. Что до образных подобий вселенной, поэтических аналогов (без которых искусство и на себя-то не похоже), о том сейчас и упоминать рискованно: “оборжут”...



20.11.06 20:04:43 msk
И.К.

Любопытная рецензия, появись она лет десять назад, и был бы разговор.  Сейчас все перегорело или отошло на третий план. И все же… Казалось бы, я с ней согласен, все  так: героиня яркая и сильная, а герой - тусклый слабак. Но из этого противопоставления Наташа делает какие-то по-женски далеко идущие выводы – можно ли с таким человеком создать семью, способен ли он зарабатывать себе на жизнь, не говоря уже о том, чтобы помочь подружке… Тут начинается мистика. Потому что мой герой никогда не сойдет со страниц книги, чтобы доказать или не доказать свою матримониальную и проч. состоятельность.
Аналогии всегда некорректны, и все же. Может ли создать семью со своей любимой Манон Леско кавалер де Грие, или Вертер, или – что далеко ходить: Печорин с Онегиным («лишние» люди, с точки зрения «гражданствующей» (термин Набокова) критики? Но дело-то в том, что характер героя является сюжетообразующим, и будь он иным – не было бы истории, не было бы (в данном случае)  и самой героини «яркой и сильной». Это ведь игра не по правилам жизни, а по правилам искусства, а они там совсем другие.  Живописцы знают: хочешь яркое пятно – клади его на максимально темный фон. Игнат – фон Улитки. 
Но этого мало. Я-то сам не очень ослеплен яркостью героини... Иногда, перед тем как погаснуть, лампочка вдруг начинает неистово светить. Это – тот самый случай. И новомирский критик Камянов – это просек. Потому я и приведу выше отрывок из его статьи.


20.11.06 16:43:09 msk
Наташа про Улитку

Я вняла совету И.К. и прочла Улитку. На СИ не принято молчать после прочтения, ну, арзве что если тебе уж совсем сказать нечего.

Ощущения от "Улитки".

Общие: написано гладко, без изысков, но зато читается легко. Думаю, что в момент своего написания и первого выхода в свет повесть была очень "в тему",  свежей, правда, в основном, за счет характера героини, созвучной времени (конец восьмидесятых-начало девяностых), живой, нестандартной.


Психологические: мы с подругами давно уже решили, что для мужчины "Петербург" --- это диагноз, и повесть это блестяще подтверждает. Посмотрим на главного героя. Он --- типичный "петербуржский мальчик", несмотря на свой возраст. Все по канонам: образование, житие с мамой, неспособность создать или поддерживать семью из-за катастрофического инфантилизма, эгоизма, самокопания. Такой мужчина рядом --- катастрофа для женщины. Он --- первый ребенок в семье, капризный, неспособный на поступок. Единственное его действие за все повествование: решение принять женщину, которую он думает, что любит, такой, какая она есть. Ну, во-первых, решение это ошибочное, против себя все равно не попрешь, и это он понимает, но упорствует. Во-вторых, здесь просвечивает след мазохизма, а, вернее, желание быть жертвой, угнетая тем самым женщину, которая рядом с ним, взывая к ее совести. В общем, опять сплошной эгоизм, от которого он сам же и мучается. Заметьте, за все время он не совершил ни одной попытки помочь девушке материально, хотя уже и большой мальчик. Правда жизненного опыта у него значительно меньше, и когда к повести упоминался его возраст, я невольно отанавливалась, потому как во время чтения передо мной неизменно стоял образ робкого юноши, который сам не знает чего хочет. Передано все это это очень хорошо, тут автору огромный-огромный плюс, вывели классический типаж. В "Иветте", правда, эксплуатируется он же.

Теперь героиня. Она дана в воспрятии героя и тут непонятно название повести. Почему "Пробуждение"? По-моему, Улитка в конце, ровно такая же, как в начале, только сильно умученная своим Игнатом. Она не пробуждается, она натура очень цельная, сильная, с четкими целями, яркими желаниями и деятельная. За время повествования меняется только отношение к ней главного героя, который видит ее сначала в восторге влюбленности, потом через призму уязвленного самолюбия, потом и вовсе равнодушно. Она же живая, яркая, но, увы, непонятая, одинокая и плохо разбирающаяся в людях, нуждающаяся в поддержке, которую не могут дать ей слабые на ее фоне мужчины. Тоже хороший типаж, тоже плюс повести.

И, наконец, вывод: весьма читабельно даже сейчас.


20.11.06 16:17:41 msk
"Голова селедки в банке"

Прошу прощения, что я тут все постами кидаюсь, но вот нашла про следок, там преотличнейший сборник zhurnal.lib.ru/s/seledochnyj_b/


20.11.06 14:22:46 msk
Наташа - всем

Ох, и система, когда собственное высказывание нельзя подправить!

Так вот, еще я хотела добавить, что в СИ существует хорошая традиция выхода из виртуальности. Мы встречаемся в реале, существуют встречи по городам СИ-Питер, СИ-Москва, СИ-Новосибирск и т.п. Они прохдят где-то раз в месяц, или если в город приезжает желающий встретиться сишник из другого региона. А еще бывают международные встречи, когда к нам наши иностранцы приезжают, в этом году такая встреча в Питере была. Конечно же, на подобных мероприятиях никто о литературе не говорит, зато бывает очень весело и народ душевный собирается.


20.11.06 14:19:20 msk
Наташа - всем


20.11.06 12:06:37 msk
Наташа - В.Н.

СВЕЖАЯ КРОВЬ --- МЕЧТА ВАМПИРА

Традиции, стиль СС и СИ очень различаются

Насколько я успела познакомиться со здешними традициями, да. Но И.К. мне сказал, что, для того, чтобы попасть сюда, нужно пройти строгий отбор. Результат всякой селекции --- ограничение. У нас же --- полная анархия, приходи, кто хочешь, пиши, что хочешь, виси со своими творениями, обязательно кто-нибудь да придет потрепаться. Как во всякой системе, состоящей из огромного числа взаимодействующих элементов, да еще и подвергающейся воздействию из вне, устанавливается некое неравновесное, самоорганизованное состояние. Возникают кластеры, группы, работает естественный отбор. В результате формируются ОТКРЫТЫЕ сообщества интересных друг другу людей, но они не имеют центра притяжения. Мне кажется, что стиль наших гостевых менее салонный, хотя и более безалаберный, хулиганский, но при этом более живой, свежий, пусть это иногда даже свежесть теплой крови:-)). Но при этом хороших, качественных литературных вещей у нас, действительно, много. Очень жаль, что многим из наших авторов лень заниматься собственным продвижением.

А насчет селедок, так у нас целый поэтический конкурс как-то под Новый год был, "Голова селедки в банке" назывался. Эта строчка должна была обязательно присутствовать в стихотворении. Не помню, где его архив, но там были просто шедевры:-)). 


18.11.06 18:18:35 msk
В.Н.

Вот стихи Жени Шалагиновой на селедочную тему:
Чудо в рассоле zhurnal.lib.ru/s/shalaginowa_e_i/chudovrassole.shtml
Королева стола zhurnal.lib.ru/s/shalaginowa_e_i/korolevastola.shtml


18.11.06 15:28:24 msk
В.Н.

Я участвовал в отлове (пусть Наташа на меня не обижается, мои к ней самые глубокие симпатии), инициатором выступил ЖЖ, а капитаном сейнера конечно же был И.К.
Гм, охотничье-рыбацкие ассоциации родили вот такие мысли (пусть простят истинные поэты, я только рифмач):

Секрет иной рыбалки очень прост.
Наживкой перед стайкой рыб играя,
То подводя, то резко убирая,
Слепой инстинкт мы теребим за хвост.

К желудку или чувствам строя мост,
Особых средств, притом, не выбирая,
Не мудрствуя, рассудка не теряя,
Мы ждем. И вот - удача. Браво! Тост!

Но горних сил недремлющий форпост
Гордыню победителя смиряя,
Прикрыв перед ловцом калитку рая,
Перстом грозит: ужо тебе, прохвост!

Следуя ссылке ЖЖ, я попал на сайт Наташи Савицкой в СИ. Впечатление от фото было чудесным, но ее рецензия на "Портрет Иветты", приведенная здесь, задела мои давние симпатии, душа алкала мести. А тут весьма кстати оказались претензии автора-математика на краткость. Ну-ну, посмотрим. Первое произведение ( Он Еще Спрашивает - zhurnal.lib.ru/s/sawickaja_n_e/ask.shtml) дало богатую пищу иронии. Злобный гость собрался было оторваться по полной программе, да заметил весьма благосклонный отзыв любимой им Жени Шалагиновой, из того же СИ (zhurnal.lib.ru/s/shalaginowa_e_i/). Помягчел, расплылся, но не отказал себе в удовольствии повредничать. Ответ автора был адекватен, и завязалась переписка. Надеюсь, читатели сразу догадались, что дураком в этой истории оказался самонадеянный гость.
Потому как многие произведения Наташи оказались чудесными зарисовками, историями, рассказами. Особенно мне понравился Wonderful Copenhagen (zhurnal.lib.ru/s/sawickaja_n_e/story39doc.shtml). Хороший вкус, знание деталей, наличие романтики и отсутствие цинизма сделали свое дело, и я с чистой совестью приглашаю посетителей гостевой отведать литературные блюда Натальи Савицкой (zhurnal.lib.ru/s/sawickaja_n_e/). Только уговор! Отведав, оставьте запись в книге отзывов, но стиль отзыва - из СС!
Я закрываю фонтан (на время). Буду и дальше знакомить СС-ников с СИ-шниками.


18.11.06 13:08:48 msk
И.К.

Надо признать, что статус селедки в собственном соку меня вполне устраивает. Я вообще ленив и замкнут. По этой причине не мог бы, скажем, выстроить себе гнездо на собственном сайте или в Живом Журнале – это ведь надо обихаживать территорию и постоянно выставлять что-нибудь свеженькое, как в мясной лавке. Гостевая в СС – мой идеальный формат. Наскучив самому себе, всегда можно заглянуть к приветливой соседке…
Кстати, а что думают иногда здесь присутствующие о текстах Н.С.?  - она ведь приглашала на свой сайт (адрес в последнем архиве).


17.11.06 23:54:44 msk
И.К. - В.Н.

Так это вы отловили?


17.11.06 22:14:09 msk
В.Н.

Игорь, обратите внимание, разговор в гостевой оживился после прихода автора из Самиздата. Собственный сок хорош только для селедки. Традиции, стиль СС и СИ очень различаются, но интереснейших людей, авторов и просто красивых женщин в СИ пруд пруди. Нельзя оставлять это поле в тоскливом состоянии монотонных дифирамбов. Надо посещать, отлавливать и  приручать ;-).


17.11.06 18:12:37 msk
Читатель

Полностью поддерживаю хозяина гостевой и всех скучающих по Прекрасной Даме.


17.11.06 17:51:22 msk
Гость-N

Хозяину салона нужна хозяйка.


17.11.06 17:06:07 msk
И.К.

Я-то понимаю, почему тут такой переполох. Все скучают по Наташе. Сто раз говорил, что в гостевой нужна Прекрасная Дама.


17.11.06 16:54:17 msk
Наташа - Совету и Любознательному

Сколько же стоит в Питере суточный интернет?

Пнятия не имею, я не в Питере живу:-)). А на без-инетность я не жалуюсь, а просто сообщаю. Мне настолько надоедает комп за рабочую неделю, что в выходные я даже смотреть в его сторону не хочу.

А вы будете скучать без меня в субботу и воскресенье:-))?


17.11.06 16:25:06 msk
Совет

Наташа, сходите в ближайший пункт телефонного сервиса и купите пятичасовую карточку "Евросеть" на пять часов за сто рублей. Их обычно даже без очереди продают.


17.11.06 16:23:50 msk
Любознательный

А у меня это без-инетное время, дома обычно денег жалко...
Сколько же стоит в Питере суточный интернет?


17.11.06 16:19:30 msk
И.К. - Наташе

Самый сложный вопрос задала Наташа: кому мы молимся, творя – не самим ли себе? Я бы ответил по старинке – иррациональному, точнее даже - имманентному чувству прекрасного, которое есть в каждом из нас. Ведь именно его мы и хотим воссоздать, то есть воплотить. Эта тема хорошо прослеживается у позднего Пастернака: «Природа, мир, тайник вселенной, Я службу верную твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья, отстою». (цит. по памяти)


17.11.06 15:57:18 msk
И.К. - Моли

Да, я слышал об этом. Ужас! А что народ валит – это понятно. Оттого и восковая галерея мадам Тюссо в Лондоне столь популярна. Лик смерти – он завораживает и гипнотизирует, поскольку это ведь оборотная сторона каждого из нас. Вот мои стихи из гостевой:

***
Я час назад убил любовницу -
Я приучал ее к ремню -
Я вовремя не смог опомниться
И жизнь прервал ей на корню.

Она лежит неловкой куклою,
Холодным носом в потолок -
Я на руках ее баюкаю,
Целуя каждый завиток.

Да, это мной она замучена.
О, этот взгляд из-под ресниц…
А смерть…- она малоизученна,
И у нее сто тысяч лиц…

Окно с крошащейся замазкою,
Карниза ледяной каток…
И надпись «выход» белой краскою,
Над крышею. Наискосок.

Понятно, что автор никого не убивал. Это маска. Но, надев ее, можешь стать совсем другим… Набоков постоянно пользовался этим приемом.


17.11.06 15:28:09 msk
И.К - Читателю

У меня есть довольно объемное (5 а.л.) произведение о сексе, написанное по-английски.  Зная язык далеко не так хорошо, как Набоков, я испытывал неимоверные трудности в передаче тех эротических оттенков, которые имел мой русский вариант. Между тем английский язык по своему словарю и следовательно – возможностям, раза в два-три превосходит русский (если опустить русские диалекты, которые имеют весьма ограниченное хождение).
Отчасти я в свое время увлекся живописанием эротики ради азарта – дабы найти новые краски и приемы в этой рискованной зоне русского языка, который очень, почти физиологически, люблю.
Однако сейчас мне снова ближе скупость  емкой детали, намека, жеста.


17.11.06 15:10:12 msk
Наташа - И.К.

Рад, что можно поддерживать серьезные темы. Прежде (см. архив) это обычно не удавалось.

Не хватало математиков и Молей:-))), они так любят поговорить между собой о серьезном:-))

Впереди - пространство выходных, люблю его, особенно вначале...

А у меня это без-инетное время, дома обычно денег жалко, а на работе пользуюсь до поры до времени на халяву:-).


17.11.06 14:42:42 msk
И.К.

Привет всем! Рад, что можно поддерживать серьезные темы. Прежде (см. архив) это обычно не удавалось. Потому я и привык, что гостевая - для хохм и приколов, в чем сам, пожалуй, и переборщил. Постараюсь не упустить нити дискуссии. Впереди - пространство выходных, люблю его, особенно вначале...
Отдельное спасибо Наташе, что вернулась в гостевую. А письмо я получил. Отвечу. Да, пока предпочитаю, чтоб меня называли без отчества, - некоторым  трудно справиться с рычанием двух "р" в интервокальном положении... (шутка)


17.11.06 12:24:52 msk
Моль

Искусство и порок/извращение нередко идут бок о бок. Как к этому относится - каждый определяет сам. Я бы, брелок-эмбрион ни за что не купила - чисто из этических соображений...
а кому то очень даже по душе и "шедевры" немецкого доктора Хаггена, бальзамирующего трупы и создающего из них скульптуры. Причем его выставки пользуются бешеной популярностью у публики, народ ломиться на них, что поглазеть на произведения "высокого искусства".


17.11.06 11:59:08 msk
Наташа - И.К.

Я-то теперь думаю, что искусство, литература – это разновидность религии, то есть молитва о бессмертии в этом смертном мире.

Интересно, религия подразумевает веру, а в искусстве творящий может верить исключительно в себя. Если он хочет бессмертия (в своих творениях), то кого же ему просить об этом бессмертии, как не свой собственный талант? Получается, что он сам себе и поп и приход?


17.11.06 11:56:42 msk
Читатель - И.К.

Двуязычный мастер слова В. Набоков говорил, что о сексе лучше писать по-английски, ибо в этой области есть известная непереводимость на русский язык.Ваше мнение?


17.11.06 11:55:16 msk
Математик в защиту дедушки Фрейда:-)


В юности я был увлечен идеями Фрейда, в зрелом же возрасте понял, что все это лишь однолинейные потуги неврологии обуздать художественный импульс

Конечно, учение дедушки Зигмунда несколько однобоко, но будем к нему поласковей, ведь он был первопроходцем, решившимся сформулировать и высказать, наконец, то, что витало в воздухе. Очень часто первая формулировка какой-либо теории потом оказывается лишь ее частью, наиболее близкой формулирующему:-))

Думаю, что человеку творческому будут гораздо ближе идеи экзистенциального психоанализа, сформулированные, кстати, в большинстве своем  литературным языком(Сартр, Хайдеггер). Ведь что может быть приятнее для человека творящего, чем свобода, безоглядность на прошлое, неотъемлемое право выбора :-)).


17.11.06 10:53:15 msk
И.К.

Здесь некто под прелестным ником «Моль» (очень хочется выступить под аналогичным, скажем – «Тля») начинал разговор о Фрейде, комплексах и всяких возможных извращениях у творцов… В юности я был увлечен идеями Фрейда, в зрелом же возрасте понял, что все это лишь однолинейные потуги неврологии обуздать художественный импульс. Уже Юнг подвергал сомнению концепцию своего учителя, относя художественное начало к коллективному бессознательному. Это ближе… Я-то теперь думаю, что искусство, литература – это разновидность религии, то есть молитва о бессмертии в этом смертном мире.


17.11.06 10:15:24 msk
И.К.

Вот один из образчиков целомудренно-непристойной эротики Набокова: «…но комната была уже убрана, и от нашего сквозняка всосался и застрял волан белыми далиями вышитой кисеи промеж оживших половинок дверного окна, выходившего на узенький чугунный балкон, и лишь тогда, когда мы заперлись, они с блаженным выдохом отпустили складку занавески…» Перед нами развернутая метафора, где  суть предстоящего действа упреждающе перенесена на неодушевленные предметы, - прием издавна известный - но какая неожиданная новизна образов, какой убийственно меткий взгляд! Сам же акт остается за рамками повествования. Да и зачем ему? Ведь уже все сказано…
( В. Набоков. Осень в Фиальте.)

P.S. Кстати, все ли помнят, что метафора в переводе с греческого – повозка?
Занятно, что умная программа Word метит этот отрывок и дает свою средне-статистическую оценку: «Слишком сложное предложение для согласования. Скорее всего, оно также трудно для чтения. Попробуйте упростить предложение или разбить его на несколько более коротких».
Ну уж нет! Лучше приучить и к такому… - И.К.


16.11.06 21:32:49 msk
И.К.


Почему ушла? Надеюсь, что она останется.  Просто на некоторые ее вопросы я не готов отвечать публично, для чего и предложил в дополнение формат почты…


16.11.06 19:09:48 msk
Читатель

Итак, "математик с синими глазами"нас покинула.А жаль....


16.11.06 15:44:03 msk
Наташа - И.К.

Слово хозяина гостевой --- закон. Исчезаю в конфиденциальное пространство. Вопросы заданы, следующий шаг --- Ваш, будет желание, напишите письмо:-)).

Всего доброго,
Наташа.


16.11.06 15:25:08 msk
И.К.

Знаете, не все годится для гостевой.  Хотя женщины склонны к эксгибиционизму. Можно и о загранице...Но я бы не прочь перейти на конфиденциальный режим электронной почты. Ваш адрес вы давали. Мой - на авторской странице (опция - написать письмо).


16.11.06 15:09:23 msk
Наташа - И.К.

Нет, все же для знакомства рекомендую "Пробуждение улитки".

Отлично! Спасибо, Игорь Юрьевич. Обязательно почитаю. Если будет настроение, выскажу свое мнение.

Берут не всех - строгий отбор

Я уже поняла, что все серьезно:-). Тем более интересно поговорить с человеком, прошедшим строгий отбор, именно о его творчестве, а не о взглядах на литературу в общем. По Вашим рассказам из "Лолы" ( уж простите, пока знакома только с ними), я поняла также, что Вы много работали за рубежом. В этом наши професии схожи, я тоже часто работаю за границей. Вот а "Портрете Иветты" Вы говорите об Италии, и, в частности, о Венеции. По-моему, это город-декорация, театр, маска, нет? А Флоренция очень похожа на Питер, и скорее наш город логичнее называть "Северной Флоренцией". А Вы писали что-то вроде путевых заметок? Было бы интересно почитать. Для меня каждый город, в котором я была, потом вылился в какой-то сюжет, причем события могли произойти только там и нигде больше. Я страстный путешественник. Обожаю Копенгаген, Монтре, Прагу. Мне в этих городах уютно. А вся Америка показалось одним большим шоссе. Страна самоубийц.

"Продуктивный диалог", на мой взгляд, это беседа, в которой искренне заинтересованы оба ее участника:-). А признайтесь честно, разве Вам было интересно?

Кстати, если Вам сейчас неинтересно все это продолжать, простоскажите, я исчезну:-)), без обид.

Но все же хотелось бы Вас заманить к себе. Компетентное мнение было бы мне полезным.

Всего доброго,
Наташа.


16.11.06 14:38:49 msk
И.К. - Наташе

Нет, все же для знакомства рекомендую "Пробуждение улитки". Эта повесть (часть романа "Ночь в Мадриде") здесь есть. Есть даже новомирская рецензия на нее и что-то там про нее же в журнале "Нева"(см. ссылки).


16.11.06 13:11:07 msk
И.К. - Наташе

Наташа, всякие споры бессмысленны, и я не очень понимаю, что значит - продуктивный диалог. Мое отчество можно найти, щелкнув на моей фамилии над этим окошком - так вы выходите на мою авторскую страницу с портретом и пр. причиндалами. То, что вы называете форумом, по-моему, здесь называется литературным сетевым журналом.   Впрочем, надо уточнить у уважаемого ЖЖ - он один из администраторов. Берут не всех - строгий отбор.О своих вещих я говорить не буду - тем более рекомендовать их к чтению. А заканчивал я германское отделение по специальности английский язык и литература. Давно это было.
Сегодня утром перечитал статью Набокова о Гоголе. Рекомендую - для сближения наших точек зрения на литературу.


16.11.06 10:56:38 msk
Наташа - И.К.

Ох, как у Вас отвечать неудобно. Цитату не прихватить. Попыталась выделить, забыла слеш, так все выделилось:-(, а исправить уже нельзя, Вы уж извините.


16.11.06 10:55:13 msk
Наташа - И.К.

И.К.: Неужели только порнофильмы (от них теперь никуда не денешься) будут воспитывать если уже не нас, то наших детей, в том, перед чем хорошая литература пасует? Дерзну думать, что в таком противостоянии литература, системно умалчивая о пресловутом половом акте,  рискует остаться не у дел.

Вот, Вы написали основные буквы:-)). Итак, порно. Именно так! Давайте назовем литературное произведение, написанное ради описания полового акта (как в порнофильмах незатейливый сюжет плетется исключительно ради демонстрации действия), скажем, "мягким порно" и не будем заморачиваться, пытаясь отнести это к эротике. Такой жанр вполне имеет право на жизнь, и даже живет и здравствует, судя по книжкам Института Соитологии:-). Но это обсуждать бессмысленно, там все по законам жанра. На третьей странице герои должны лечь в постель, иначе заказчик будет недоволен, а произведение не выполнит своей просветительской или физиологической роли. Но вот изящное, уместное, органичное, ненавязчивое вписание акта в действие литературного произведения другого жанра  --- вот это уже мастерство. 


И почему сразу "длинные слюни"? Вы не допускаете описания полового акта без слюней?

Не то что допускаю --- приветствую! Но это большая редкость, особенно если еще такое описание гармонично смотрится в канве произведения, а не бросается в глаза, как неумелая заплатка. Кстати, а почему в этом плане мы не затронули Мопассана, к примеру?


Теперь насчет "Лолиты". Я не упомянула ее специально, слишком уж харизматичное творение. Говорить об эротике там --- это все равно, что обсуждать наличие воды в океане:-)). Да, мастерски, да, стильно, но... опять то же самое, отстраненно. Возможно, мужчины воспринимают ее иначе:-)))

Но движет его прозу отнюдь не завороженность словом, а чувство. Просто у этого чувства более сложные опознавательные знаки.

Возможно, Вы и правы, но выход в четвертое измерение --- удел не трехмерных, недалеких (всего 40 км. от Питера) и средне-статистических читателей, коим я являюсь:-). Честно говоря, я не воспринимаю литературу, как инструмент самопознания человечества, для меня она, как музыка, как живопись --- сопровождение жизни. Я не стану слушать музыку, которая не нравится (читай, не понимаю, ибо кто-то другой задыхается от восторга при таких звуках), не буду читать то, что "не цепляет" (а каждого цепляет что-то свое). Отношение, конечно, утилитарное, но как и многие другие имеет право на жизнь.

Кстати, уважаемый Игорь (не знаю Вашего отчества, к сожалению), Вам не кажется, что мы исполняем некий ритуальный танец, с неким "потрясанием копьями" (интеллектуальными, конечно) и "предъявлением регалий":-))? Мне кажется, не обижайтесь:-). Умный, творческий мужчина и красивая (по признанию ЖЖ) женщина, могли бы вести более продуктивный диалог:-)). Я бы вот с большим удовольствием спросила  Вас, а что Вам самому нравится в Вашем творчестве, что бы Вы советовали читать другим? И как Вы дошли до писательства, на филфаке ведь учат несколько иному? Кстати, а какая кафедра?







Словесность