Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность


Евгения Чуприна

Книга отзывов. Архив 70



Архивы:  06.10.06 (76)   27.08.06 (75)   04.08.06 (74)   24.07.06 (73)   26.06.06 (72)   15.06.06 (71)   05.06.06 (70)   17.05.06 (69)   06.05.06 (68)   27.04.06 (67)   21.01.06 (66)   10.11.05 (65)   14.09.05 (64)   06.07.05 (63)   16.04.05 (62)   23.03.05 (61)   24.01.05 (60)   08.12.04 (59)   06.05.04 (58)   17.02.04 (57)   27.11.03 (56)   26.10.03 (55)   03.10.03 (54)   21.09.03 (53)   09.09.03 (52)   04.09.03 (51)   31.08.03 (50)   28.07.03 (49)   12.07.03 (48)   23.06.03 (47)   29.05.03 (46)   10.05.03 (45)   24.04.03 (44)   11.04.03 (43)   29.03.03 (42)   17.03.03 (41)   11.03.03 (40)   27.02.03 (39)   15.02.03 (38)   09.02.03 (37)   19.01.03 (36)   15.01.03 (35)   07.01.03 (34)   24.12.02 (33)   19.12.02 (32)   16.12.02 (31)   10.12.02 (30)   29.11.02 (29)   27.09.02 (28)   05.09.02 (27)   19.07.02 (26)   25.06.02 (25)   18.06.02 (24)   13.05.02 (23)   03.05.02 (22)   14.04.02 (21)   12.03.02 (20)   03.01.02 (19)   12.12.01 (18)   09.12.01 (17)   05.12.01 (16)   23.11.01 (15)   11.11.01 (14)   05.11.01 (13)   21.09.01 (12)   24.08.01 (11)   05.08.01 (10)   24.06.01 (9)   18.05.01 (8)   28.04.01 (7)   13.03.01 (6)   11.02.01 (5)   19.01.01 (4)   03.01.01 (3)   20.12.00 (2)   12.12.00 (1)  



05.06.06 01:30:18 msk
РТеам (goppe@mail.ru)

Это круто!
Спасибо Вам!


05.06.06 01:08:10 msk
Адмхостс (admhosts@topmail.com)

Сайт просто супер!!!


05.06.06 01:02:41 msk
В.Н.

Я не сказал, что молодежь вся не читает. Но не читающих - много. Они на вечера поэзии не ходят. А те, кто ходят - только часть  молодежи, не самая большая.
Вы сами не есть типичный пример, по многим причинам (Вы вообще не пример, речь об ином поколении).
И потом, мы говорим о разных вещах. Я - об одном явлении, а вы - о другом. Козел горячился - баран был холоден.
Женя, проблема действительно существует, и очень серьезная. Мне очень интересно Ваше несуетное мнение: Вы и поэт, и филолог,и общественная фигура (даже если только среди маньеристов, ;-) ), и математик-аналитик (дочь своего отца!)


04.06.06 23:12:46 msk
фЕМЪ

Я против школы. Научите человека читать и оставьте в покое, а промывать мозги не надо.

У меня, например, среди родителей не было гуманитариев. Просто у нас были книги, потому что мой дедушка, как мы уже выяснили, был довольно крупным юристом, и ему полагались всякие собрания сочинений, детская библиотека приключений и проч. Мной особенно никто не занимался, и я все это читала. На Пушкина запала лет в 8, причем, меня привлекли его похабные сочинения из коричневого десятитомника. Школьную программу я игнорировала, принципиально ничего по курсу не изучала, и преподаватели меня в этом негласно поощряли, потому что понимали, что будет, если. Пятерки, да, ставили, но не беспокоили.

И как видите, я выросла человеком вполне культурным, и комиксами не увлекаюсь.

Кстати, в эти жуткие истории о том, что молодежь ничего не читает, не верю. Я вижу эту молодежь на вечерах украинской поэзии, и ее очень много. Книги разметают. Просто поэзия - дело молодых. Поэт, когда пишет стих, должен видеть перед собой горящие глаза мальчиков и девочек, а не думать о реакции, например, уважаемого мною Кушнера, которого можно использовать как детектор: понравилось ему - мертвечина, на помойку.

Удивлена, что "Флейта-позвоночник" вызывает смех. Я это читаю даже с большим удовольствием, чем Пастернака. Я знаю многих молодых людей, которые очень любят Маяковского.

Русским Шевченко читать нельзя. Или можно, но только в переводах русскоязычных украинцев, которые могут правильно передать ритмику и понимают, что могила - это курган. Кстати, не мое мнение, а Корнея Чуковского, он этому вопросу посвятил целую работу.

Когда россияне читают Шевченко в переводах, они исполняются чисто российского ощущения, что они в нем что-то понимают, вдохновляются и начинают учить этому всему украинцев.

А Лину Костенко все отлично знают. В театральных студиях девочки при поступлении читают ее стихи. Эпизод, как она обматерила моих мальчиков, высунувшись из окна, я, наверно, уже рассказывала.
Но, честно говоря, мне поэзия Лины Костенко не кажется такой уж великолепной.


04.06.06 20:36:58 msk
В.Н.

Вот еще наблюдение, по поводу школы.
Последнее десятилетие широко распространился, стал массовым ничего не читающий тип молодого человека. Уточню: не читавший, не читающий, и вряд ли сподобящийся читать. Среди абитуриентов и студентов (!) таких - не менее трети (собственные наблюдения автора). Это дети, выросшие на мультиках и компьютерных играх.
А теперь следствие: написанный текст, даже в компьютерном виде, ими не воспринимается. Он может его проговорить, а понять - не способен! И толку в электронных учебниках на основе текста - нет (собственные наблюдения автора). У не читающей публики деградирует какой-то участок коры головного мозга.
Впрочем, сильнее развивается участок, воспринимающий картинку, графику, иерархические структуры (меню, к примеру). Эти дети очень легко ориентируются в сервисе мобилки, в Интернете. Но читать - не могут.
Я только сейчас "шкурой" стал понимать смысл американских комиксов. По другому - реципиент не поймет.
Следствия этого явления не очень понятны. Я не хочу огульно утверждать: ах, они все - дебилы. Но порассуждать о следствиях хотелось бы.


04.06.06 20:05:18 msk
В.Н. - читателю (и ему же) и ФЕМЪ

> Народ не знает Пушкина и его не читает. Он его просто любит. ...
Пушкин для народа, как гора Арарат для армян.

Точные наблюдения и утверждения.
Пожалуй, и ничего плохого в этом нет: влекомый трепетным родовым символом, - он купит ребенку книжку (раньше, когда книги были большими, а цены маленькими - покупали собрания сочинений), может и прочитает ее, и цепочка не разорвется.

ФЕМЪ:
> Его перестали понимать с тех пор, как его стали преподавать в школах

Это сентенция из советского прошлого. Время показало (и доказало в очередной раз): форма очень сильно определяет содержание. Плохая форма - и содержание не ахти. Но отсутствие формы (более корректно -  вырожденный ее вид: безформие) приводит к совсем плачевным результатам. Перевод русской литературы в разряд иностранной в украинских школах переместил великих русских поэтов на задворки массового сознания. Прошу не обольщаться и не "катить бочку" на "хохлов": убери из школьных учебников России Пушкина и "символ" переместится туда же. Многие из современных молодых россиян знают Шевченко? Не "Шеву" (очень обаятельного и умного человека, кстати), а Тараса Григорьевича? А кто из старшего украинского поколения знал Лину Костенко, замечательную украинскую поэтессу?
Школа, Женя, нужна. Минусов при ее отсутствии значительно больше.


04.06.06 19:58:16 msk
Читатель

Итак, все свелось к проблеме выражения чувств в поэзии. Есть чувства – хорошая, народная поэзия. Нет чувств – соответственно… Увы, в нашем дискурсе это тупик, потому что о наличии-отсутствии в стихотворении чувств (хоть любовных) невозможно столковаться даже приблизительно. Вот во «Флейте-позвоночнике» - сколько угодно чувств, а кроме смеха сегодня это никаких иных чувств не вызывает. Хотя, скажем, Пастернак восторгался. А еще был когда-то сентиментализм – тоже о чувствах. А теперь вот некий Жадан с верлибрами. В общем, дело швах. Пора, пора. Мои рога трубят.


04.06.06 12:49:23 msk
фЕМЪ

А я не о простоте. Я о том, что поэзия должна затрагивать чувства человека, а чтобы их затрагивать, нужно к ним обращаться.
Вот тот же наш Жадан, какой уж есть. Он пишет вещи сложные, изъясняется долгими немецкими периодами, да еще вкладывает в это некоторую издевку. Он выходит к студентам и читает им верлибры. А студенты стоят и слушают эти самые верлибры, потому что это - о них верлибры, об их жизни. Потом выходит рок-группа, и студенты начинают копошиться, отправляются в туалет. Потом снова Жадан - они опять слушают верлибры.

Современники Пушкина отлично понимали, даже крестьяне. Его перестали понимать с тех пор, как его стали преподавать в школах.

У большинства людей есть духовные потребности, которые попса не удовлетворяет. Они хотят поэзии, но не самодовольных плясок на канате, а, если угодно, исповеди.

Поэт просто должен однажды задуматься, для кого он пишет. Вот тот же Жадан - бывший футболист, и пишет для футбольной трибуны. Он знает, что футбольная трибуна - это люди, которые выглядят тупыми, но способны оценить самые головоломные комбинации.

Я пишу для влюбленных, как Пушкин. "Поговорим о странностях любви, другого я не смыслю разговора". А влюбленный - это тоже человек очень непростой, в нем бездны распахнуты.


04.06.06 01:42:00 msk
Он же

ФЕМЪ, где-то здесь, только гораздо ниже, вы признавали, что Пушкина понимают немногие, и я в роли то ли "посетителя", то ли "не циника" (уж не помню)с вами соглашался. Это ведь миф, блеф, что Пушкин - народный поэт. Народ не знает Пушкина и его не читает. Он его просто любит. Как прежде Ленина-Сталина, а теперь - как Аллу Пугачеву и Максима Галкина. Пушкин для народа, как гора Арарат для армян. Его ценит и знает та же самая жалкая кучка никому не нужных посвященных.
Вот граф Толстой писал для народа специальные рассказики, ругал Шекспира и всё вокруг - простоты хотел. А простота, как известно, хуже воровства. Существует заданный в условии экзистенции видов разрыв между поэтом и народом. Без этого разрыва поэт перестает быть поэтом, а народ - народом.


04.06.06 01:10:48 msk
Читатель ( ревнуя)

Какой Андрей? Такого я не знаю.


03.06.06 23:48:46 msk
фЕМЪ

Я как-то больше на Пушкина смотрю, чем на Асадова. Писать для немногих - очень плохая идея, Андрей.


03.06.06 19:42:39 msk
Читатель - ФЕМЪ

В роли критика вы мне нравитесь больше, чем в роли теоретика. Про стихи, похожие на хорошо сшитую обувь – это в десятку. Но что значит «профанировать», «писать то, что нужно людям», «идти навстречу читателям»? Русская поэзия всегда имела отдушину для «людей», то есть – люда.  Особенно в советские времена рассвета и заката. Был Евтушенко и его максимально приближенный к массовому читателю клон – Асадов. Были Роберт Рождественский, Окуджава и Вознесенский, был наконец тотально любимый Высоцкий, протестные струны которого собственно и составляли феномен его стихотворчества, по существу весьма «профанированного». Ныне царствует его песенный клон Розенбаум – этот профан вообще рядом с поэзией не лежал. Но собирает полные залы и стадионы. Нет смысла перечить народной любви. Народ сам выбирает кумиров. Но при чем тут поэзия? Поэзия не нужна народу. Он ее не понимает, в ней не нуждается. Ее понимает небольшая кучка людей, гнездящаяся в каждом отдельно взятом этносе. Это понимание передается из поколения в поколение. Это заговор посвященных. Он существует почти сам по себе, почти без цели и смысла. Как духовность, когда вдруг осознают, что без нее все-таки не житье… Потому и стоит продолжать. И не ломиться на сцену.


03.06.06 17:51:18 msk
Читатель

Нет, я не ваш муж и не на то намекал. Я просто хотел напомнить об одном из приемов "остранения" чувств (у формалистов) в определенных обстоятельствах. За суржик - простите. Я его использую редко.


03.06.06 15:20:20 msk
фЕМЪ

И к тому же вы продолжаете демонстрировать суржик.


03.06.06 15:19:08 msk
фЕМЪ

Если вы, Читатель, намекаете, что вы - мой муж, то почему же вы пишете, что живете не на Украине?


03.06.06 15:12:58 msk
Читатель - ФЕМЪ

Ваша защита Быкова - прелестна. Я ее разделяю. "Конфликт нервных окончаний с жировыми клетками" - это ваш маленький шедевр. Поздравляю! Про ваши пути для русской поэзии недотумкал - подумаю еще, прежде чем возразить. Нет, я не Саша (Кабанов?), и живу не на Украине. Почему не называюсь? Назовусь, если припрет. Просто так - занятнее. Наденьте мужу маску и познаете нового мужчину.


03.06.06 14:06:30 msk
фЕМЪ

Надо же, а я воспринимаю Быкова, как весьма болезненный конфликт нервных окончаний с жировыми клетками. Он очень много хочет и тяжко страдает, когда не получает то, чего хочет. И он,  к тому же, в достаточной мере наделен рефлексией, чтобы ощущать комизм своей драмы. Что, конечно, страданий не уменьшает.

Мне очень нравится его стих о стрекозе и муравье.


03.06.06 12:40:42 msk
В.Н.

>Мне кажется, Быкова вы недопоняли.  Он ведь в себе все это нашел и исполнился тоски. Это ведь не глумление со стороны, а внутренняя драма.

Я и не помышлял упрекать Быкова в глумлении. Нет там никакого глумления. Как нет ни тоски, ни драмы. Есть озорство, идущее от живого, в большей мере сангвинического восприятия жизни и таланта.


03.06.06 11:55:54 msk
фЕМЪ

Еще раз о Читателе.
1. Живет на Украине ("заява"). Причем, характерно, что проскочившее украинское слово принадлежит к административной лексике.
2. Не старый, динамичный человек ("темак")
3. Лично знает Быкова.
4. Считает себя поэтом приблизительно одного с Быковым уровня.
5. Причем, считает себя русским поэтом.
6. Просматривает ленту "Сетевой Словесности", т.е., учитывая уровень личности, безусловно является автором.
7. Прочел отчет о корабле поэтов с ярко выраженными чувствами.

Здравствуй, Саша:) Я права?


03.06.06 02:20:38 msk
Мнение

Стихотворение Быкова о Толстом - типичная достоевщина.


03.06.06 01:13:38 msk
фЕМЪ

У меня не бывает поэтических вечеров. Был вот один полтора месяца назад в Харькове, в закрытом клубе.

У нас в Киеве, кроме кабановского фестиваля, вообще нет никакой публичной поэтической жизни. Можно устроить чтение для бабушек-библиотекарей, но это не мой формат. Мне нравятся девочки-мальчики с ясными глазками. Вот такие, как к Жадану приходят.

Мне кажется, Быкова вы недопоняли.  Он ведь в себе все это нашел и исполнился тоски. Это ведь не глумление со стороны, а внутренняя драма. Быков вообще все через себя пропускает. Прочтите любую его рецензию - это же исповедь!


03.06.06 00:38:30 msk
В.Н.

По наводке в этой гостевой прочитал "Графа Толстого". Охальник Дима. Впрочем, скучноватая, в стиле прыщавых юнцов: п*да п*ду п*донула - п*да ножки протянула. "Моление о сале", или, к примеру, "Раздача осла" (http://ogoniok.ru/authors/dbykov/) - много лучше: живее, остроумнее. Жанр полевого корреспондентского отклика на горячие события - совершенно уместен, не вижу причин его хулить.
Женя, рассуждения о российской и украинской публике, на мой взгляд, слишком манерны (куртуазно-маньерны?). Знающая язык (и тот, и другой) с удовольствием слушает (нет, читает!) и ту, и другую поэзию, лишь бы хороша была. Процесс слушания слишком зависит от совосприятия одной и другой стороны.
Последний год я часто бывал в Киеве, но попасть на Ваш поэтический вечер ни разу не удалось. Впрочем, надежды не теряю. Вот тогда и проверю: так ли будет слушаться, как читается?


02.06.06 18:04:27 msk
фЕМЪ- читателю

Кстати, Читатель, меня интригует ваш образ. Вы пишете "мои украинские коллеги", и в то же время "заява" и проч.
Если можно, объяснитесь.


02.06.06 17:35:20 msk
фЕМЪ

Как я хотела скорректировать пути русской поэзии? Я хотела ее профанировать. Как мне это виделось - писать то, что нужно людям, пойти навстречу читателю, организовать себе аудиторию, найти единомышленников и осуществить прорыв поэзии к массам.

Мне казалось, что это несложно, т.к. видела всегда очень благосклонную реакцию публики.
Этим же самым в Москве начали заниматься куртуазные маньеристы, но они чересчур... как бы это сказать помягче ...центростремительны.

Но вышло так, что успех у аудитории, на который я так надеялась, ничего мне не дает. Потому что с русскими стихами нужно соваться либо к российской публике, что мне осуществить довольно трудно, либо в российские журналы, которые мне глубоко противны. Впрочем, сказать, что мне нравится российская публика и я ощущаю ее родственной, было бы искажением истины. 

Выступая перед жителями Украины, даже русскоязычными, я четко ощущаю, что русская поэзия им не интересна, они ничего от нее не ждут. Они с удовольствием посмотрят российский сериал, но поэзию - увольте. Это не политика, а чисто эстетическое предубеждение, которое я полностью разделяю.

Может быть, виноват литинститут.

Мне всегда нравились люди, которые делают украинскую литературу, я и в университете умудрялась дружить почти исключительно с украинскими филологами. Но у меня плохо с украинским разговорным, и притом я всегда стеснялась того, что мой дедушка судил Василя Стуса. Да, понимаю, все люди цивилизованные, но ведь в любой момент какому-нибудь психу может попасть под хвост вожжа, и понеслось...

И вот в какой-то момент я поняла, что готова пойти даже на это, поскольку, может, кто-то другой повернет русскую поэзию на путь истинный, но это буду точно не я. Да ведь и в России тоже любой псих может крикнуть, что я газ ворую.

А вообще я вижу будущее... нет, не за "профспілковим рухом", а за рок-поэзией.


02.06.06 15:42:15 msk
Читатель

Да, а про корабль, набитый поэтами, я читал с грустью и отвращением.


02.06.06 15:39:39 msk
Читатель

И все-таки меня по-прежнему интригует заява о том, как Фемъ намеревалась скорректировать пути русской поэзии. Вообще темак благодатный.


02.06.06 14:01:53 msk
фЕМЪ

Видела Андруховича в неформальной обстановке. Не ожидала, что он такой обаятельный.


01.06.06 16:42:40 msk
фЕМЪ

Ну, я рассуждаю как человек, который... ну, грубо говоря, выпивал с Быковым. Точнее я не претендовала на то, чтобы идти с ним вместе и поэтому просто наблюдала, как это делают другие.
И могу сказать, Быков незауряден, он внушает восхищение.
Я не трактую поэта как психопата, ты меня неверно понял. Поэты - создания удручающе нормальные. Они меркантильны, суетны и всегда держат нос по ветру. Любимое занятие истинного поэта - истерики и интриги. Но это именно тот характер, который сопутствует хорошим стихам.

Бывают, конечно, и талантливые психопаты, например, Славик Рассыпаев. Но я с изумлением обнаруживаю, что и в нем прорисовываются "знакомые черты". Да, он любит  троллейбусы, да он гражданин страны Иннеары, но зато в поэзии он хвалит всегда только общепризнанные авторитеты. Причем меня поражает убежденность, с которой он это делает. Годам к 60 из него вполне может выйти союзписательский функционер.

Поэты средних лет - это двойственные создания, которые в трезвом виде кажутся очень серенькими, а в пьяном то очаровывают призраками просранной молодости, то вдруг словно залепливают тебе пощечину своей специфической пошлостью - пошлостью стареющей литературной тусни. Общаться с ними мучительно, потому что лишаешься всех иллюзий и попутно обнаруживаешь, что иллюзии, оказывается, у тебя были, и на них держалось твое внутреннее мироздание.

Я понимаю, что ощущал Пушкин, когда стал замечать все это в себе. Ведь он очень был склонен к самонаблюдению.

Вот недавно мне случилось познакомиться с таким поэтом, каким люди искусства видятся романтически настроенному обывателю. Юноша бледный со взором горящим, очень красивый, очень пылкий, очень мятежный и абсолютно без "фильтров". К тому же, у него умные и свежие стихи, посвященные, по большей части, Нестору Махно, но иногда и Достоевскому.
И что же? - Да ничего. Поживет в болоте - позеленеет.

Все сказанное относится только к поэтам - мужчинам. Литературная бабушка - это другая история.   


01.06.06 15:37:48 msk
Феб

Ладно, я вспылил в сторону Быкова. Есть разумеется у него уровень. Меня просто раздражает его конформизм. Раздражают средние вкусы интеллигентной публики. Усредненные я бы сказал. Мне кажется и вкусы должны быть авторскими как и творчество. Хотя это наверное уже черезчур. Меня упрекали, что когда я пишу стихи, не думаю о читателе. Это правда. Чиататель в среднем на редкость херовый. Особенно желающий потреблять. Я не хочу скормить ему текст и мысль, я хочу приоткрыть ему часть своего переживания мира. Приоткрыть занавеску души. Мне близко виденье ФЕМЬ поэта, как человека иррационального и даже порочного, вполне бестолкового для нужд социума, неуправляемого. А Быков идет в русле, как крейсер в узком проливе. На него пальцами показывают и говорят: вот плывет крупный современный писатель. Пусть идет, пусть. Поскорее бы прошел и можно вздохнуть с облегчением. Просто я видимо в душе такой анрхист, мне претит разумный диалог с читателем, конформизм. Настоящий Поэт должен быть психопатом. Не знаю, наверное это мое личное пристрастие. Нормальных людей в литературе я не пререношу. От позднего Пастрнака ей богу иногда тошнит, хотя я и понимаю, что силен он, Бродяга, но силен он своим молодым первичным хаосом, который сильно урезонен в его позднем творчестве. Вообще, в сущности у каждого Поэта есть с полдющины настоящих стихов, а остальное - разного рода ремиксы и перепевы самого себя. Я не верю в удачные тома стихов. Из сотни стихов - 3-4 удачных - это уже счастье! Поэтому можно говорить о хорошем уровне. Но Настоящий Поэт как и вообще настоящее творчество измеряется не по среднему уровню, а по достигнутым вершинам. Остальное - это просто экзерсисы. И стих этот Быкова - обыкновенный экзерсис. Это не хула, а просто как есть.
И вообще к методичной критике я не способен, я человек не сильно уравновешанный в оценках.


31.05.06 18:02:41 msk
фЕМЪ

Я против того, чтобы поэт был больше, чем поэт. У Пушкина задачи поэта и поэзии изложены очень четко, со всем знанием вопроса и благородной скромностью. Нечего напыживаться, как лягушки и то кидаться совершенствовать форму, когда сказать нечего, то вдруг разражаться плохо зарифмованными прокламациями.

Поэту место в салонах, в приемных вельмож, в альбомах дам и рекламных агентствах, а не на броневике. Потому что поэты - существа легкомысленные, порочные, пристрастные и суетные и в роли вождей абсолютно несостоятельны.

Да, поэт может и должен быть пророком. Но вряд ли этот процесс можно ввести в какое-то разумное русло, и всегда опасно полагаться на то, что дар пророчества будет проявляться в дальнейшем. Поэтому помпезность здесь неуместна и даже вредна.

Что касается поэзии и духовности, то лично я духовности объявляю войну - это мое официальное заявление. Также я объявляю войну и бездуховности, поскольку это то же самое.

Ну а Быков... я считаю, что его поэтическая лексика архаична до неприличия. У него прекрасные образы, прекрасно выстроенная драматургия стихов, но каждый стих хочется выжать, как тряпку. Хоть, впрочем, я согласна с этим мириться, потому что его стихи - живые, они наполнены мыслью и страстью. А большинство стихов современных поэтов напоминают мне дизайнерскую отлично сделанную обувь, на которую можно любоваться, можно, если кто понимает, восхищаться отделкой, но которая никому не по ноге. 


31.05.06 17:46:03 msk
Он же

Уважаемая ФЕмъ, не можете ли прояснить мысль насчет неправильного пути русской поэзии. Прежде чем вступить в дискуссию, хотел бы вас понять.


31.05.06 17:43:37 msk
Читатель

Да бросьте, Феб! Стихи на хорошом уровне, куча находок. Тем более, они ни на что не претендуют. Никакого глумления тут нет. Тусовочные? Ну и что! В тусовку и сместилась хорошая литература, как во времена Пушкина.
На другом конце всякие там Ники Перуновы, вересовы, маринины, весь этот отстой...
Ваши претензии к Быкову не очень вразумительны - он такой как есть, и это  в сравнении со многими другими уже много.


31.05.06 17:00:01 msk
Феб

Почему мне собственно не нравится этот стих. Дело в том, что быть свидетелем сколько-нибудь серьезного глумления одного ханжи над другим у меня нет никакого желания. Я действительно не нахожу этот стих смешным. Впечатление витьеватости создается архаичностью формы. Быков действительно хорошо владеет формой. Ему очень не хватает блеска, легкости гения, искры юмора. При такой дрессированной форме стих напоминает вышколенного тупого бульдога принимающего стойку стойку по команде, но не понимающего, что это не смешно. А хочется иногда, знаете ли, юмора что ли. Или анекдота про Ржвского на худой конец.


31.05.06 16:55:25 msk
фЕМЪ

Перевод с русского на украинский - это возможность сменить художественную линзу. Честно говоря, давно пора это сделать.
Мне всегда казалось, что русская поэзия пошла по неправильному пути, и сперва я надеялась ее повернуть вспять, а потом поняла, что лучше заниматься украинской поэзией, которая еще способна внушать надежды. Создавать язык - занятие увлекательное, и это так близко к пушкинской эпохе.

Стихотворение Быкова мне кажется очень искренним. Здесь действительно ханжество, но ханжество, пережитое как драма.


31.05.06 16:47:37 msk
Феб

А почему столько шума вокруг этого Быковского стиха? Тема избитая уже за столетие в бесчисленных анекдотах про Ржесвкого и Наташу Ростову. Страдальца Графа Толстого не пнуть может только ленивый. Дешевый эпатаж в соседстве мата и имени Великого Писателя? Это кого-то еще возбуждает? Пиздострадания ханжи - тема на уровне бренчания на расстроенной гитаре в летературной подворотне. Быков, ей-богу, вызывает столько споров из за своей удивительной стильной странности - создавать коктейли из самовлюбленности, претензии на традиционализм,  ума и агрессивного комплекса бездарности. У него есть интересные мысли, но доносит он их вульгарно, как индюк, в расчете на апетиты, жаждущей легкой скандальёзности тусовки, "богемы", создающей ему легкую необременительную современную "славу".


31.05.06 16:17:48 msk
Читатель

Быковскую пизду Толстого прочел. Спасибо! Редкий случай, когда позавидовал. Ведь и я бы так мог, ну, разве чуть менее затейливо. Хоть теперь по следам про Пушкина пиши. Но как? Все рифмы русские Димой исчерпаны. Взять англоязычную "cunt"? Но она менее забористая, чем шикарная русская "пизда".
Терзания украинских колллег по-человечески понятны, но творчески едва ли состоятельны. На хуя, спрашивается, перелопачивать это на родственную мову? Пахнет инцестом.


31.05.06 11:56:58 msk
Оригинал быковской пизды

http://heyhey.narod.ru/poetry/


31.05.06 11:54:20 msk
Чуприна

По поводу написания слова я думаю так: если мы хотим, чтобы она звучала "пызда" - нужно писать через "и", а если "пизда", как ""пиво", то через "і". Поскольку Быков - яркий москаль, да и Толстой тоже, да и контекст эдакий великодержавный, я выбрала второй вариант.
С грустью признаю, что орфография украинской ненормативной лексики еще не нормирована. Так, я до сих пор не могу добиться от наших корифеев, чтобы они проспрягали глагол "ебаться". Лесь стал уверять, что его нужно писать через "я", и, возможно, он в чем-то прав, однако по его текстам видно, что это была всего лишь шутка. Ему нравится, что он такой большой и сильный, а я такая молодая и глупая. У Жадана идет через "йо", но я вообще не очень доверяю грамотности людей, которые ведут переписку транслитом. Если об этом спросить Поваляеву, она станет выдавать такие перлы, что надо подходить с диктофоном, а если она увидит диктофон, то замолчит, т.к. по сути это робкая дева. Мне нравится вариант "ї", а вообще я использую все три варианта от случая к случаю.
Словарь украинской ненормативной лексики дает слово "голимый" в двух вариантах "галимий" и "голимий". И такой беспредел царит во всем:(

Мне очень трудно с этим приходится, потому что мой роман изобилует подобными выражениями.


29.05.06 16:37:30 msk
Читатель

БЫКОВ МОГ БЫ И ПОДЕЛИТЬСЯ...


29.05.06 16:10:04 msk
Архивариус

Я знаю несколько быковских пизд, но адресов без их позволения дать не могу.


29.05.06 14:54:54 msk
Читатель

Господа хорошие. Дайте адрес быковской "Пизды" или здесь опубликуйте оригинал. Уважайте читателя. Спасибо.


29.05.06 12:07:35 msk
Ю.В.

Преизрядно!
Хотя у Быкова чуть более легкий слог, и в переводе имеются ритмические сбои, не характерные для оригинала.
Но это мелочи.
Зато сколько находок!
Товстий
мандри
піздітним
соромом на оранці
тваринний творення
(конгениально быковскому "похоти на пахоте"!)
Однако надо сказать, что в моем босоногом детстве, в нашем аутентичном дворе, где жили дети корчеватских работников стеновых материалов и конструкций, первое поколение из села, частенько говорили не "пізда", а "пизда". "піздити", а "пиздити".
Що думає з цього приводу перекладач?


28.05.06 13:38:30 msk
Перевод Быковской "Пизды" на украинский


Товстий орав. Стопою товк гряду
І думав переважно про пізду,
Хоч спершу і відмахувався в’яло:
Не може бути, щоби я, Товстий,
Залежав від якоїсь там пізди!
Але пізда усе не відставала.

Подумати про власність… Лівий граф
На неї зовсім прав не визнавав,
Як і на землю, бо майно – це злочин.
Все спізжнене! Він плюнув у гряду
І з рукава якусь пушинку зду…
Здув. Знов пізда усюди, і не хоче

Про неї, а вона вже тут як тут,
А ще коли як дома допікуть.
Піздарності! Дружина наплодила!
Піздітним краще був би! І соху
Він повернув. Подумати про ху…
Хоч про коня! Та то була кобила,

Бо під хвостом виднілася пізда.
Товстий завівся: ще одна біда
Суспільна в нас – жіночеє питання.
Жінки, якщо подумати, прості,
Вони ідуть в усьому від пізди…
Він піт отер і припинив орання,

Розбурений і втомлений вкінець.
Я напишу… але і тут піздець –
Усі задумки, пристрасті, сюжети
Неслись стрімким потоком у пізду,
Він припинити цю швидку їзду
Не міг, неначе втримати комету.

Чи не врятують спогади про манд…
Про мандри? Як блищав його талант
У Познані, у Пізі, у Потсдамі!
Усюди, куди возять поїзди,
Він потрапляв незмінно до пізди.
Пізда, пізду, піздой, в пізду, піздами!

Покаюся і бідним все роздам,
Бо грішний я, бо звісно: аз воздам…
Та я, здається, зовсім забрехався.
Тримай себе в узді, бо ти ж ізда…
Іздав «Войну і мир»! Але здава..
Здаватися лукавий не збирався,

Він в серці був як птиця у гнізді
Він все у світі повертав к пізді,
І граф, оскаженілий від бажання,
Якесь дівча побачив у води
І закричав: «Ану іди сюди!
Як звати?» - «Та Маланья…»
«Хай, Маланья».

Умить своє забув учіння граф.
Він одяг на пейзанці розідрав
Та соромом на оранці зайнявся.
І цей тваринний творення процес
Завжди будив у ньому інтерес,
І як прогрес йому не приїдався.

Маланья встала. Граф дістав п’ятак.
Вона просила гривеник. «І так
Задосить з тебе». «Сукню розірвали»
«Та ладно вже. Біжи собі в село»
І йшла соха, і ще було світло,
І мрії були сповнені моралі.


25.05.06 16:43:13 msk
фЕМЪ

Это Поваляева была пьяной особенно прекрасна. А глядя на Кенжеева не хотелось кушать, особенно когда он заводил про анусы.

Но на самом деле меня больше всего поразил именно русскоязычный мальчик из Кривого Рога. Как можно быть таким хорошеньким и при этом писать такие сильные стихи! Это было лучшее, что я вообще когда-либо видела в поэтической тусовке! РОждаются же такие создания! К сожалению, его на пароходе не было.


25.05.06 16:10:30 msk
Ю.В.

И ты, Женечка, туда же...
А кто останется вместе со мной в лагере великорусских шовинистов?! Один только Толичка Ульянов? Наш вечнозеленый революционер-пятиклассник с глазами тигра?
Кекова произнесла гневную тираду против обсценной лексики (см. следующий "Шо") и плавно перестала для меня существовать.
Кенжеев был прекрасен даже пьяненький. Нет, пьяненький он был особенно прекрасен.
И все равно, это было хорошо и немного прекрасно.


25.05.06 13:41:43 msk
фЕМЪ

Там были просто разные тусовки, которые и не объединялись, потому что пришли друг от друга в тихий ужас. Я как-то больше склонялась к условно украинской части, потому что когда глядела на пьяненького Кенжеева, не знала, смеяться или плакать, а когда впервые увидела и услышала Кекову, смеялась, всхлипывая "она все это серьезно!", пока не адаптировалась. Ведь она, в сущности, хорошая и талантливая женщина, просто я не готова была видеть поэзию ТАКОЙ. 

Я веду переписку с несколькими украинскими поэтами и после фестиваля высказалась в таком плане, что "уж лучше китайский". Жадан откликнулся "вот именно!", а Поваляева так прониклась, что даже стала меня тренировать в разговорной речи. Ведь она раньше прошла этот же путь от полной русскоязычности до состояния известной украинской писательницы.


25.05.06 13:31:52 msk
Ю.В.

Ну, никому я ничего не должен, уважать или не уважать в жопу пьяных больших русских поэтов, это мое сугубое дело, не так ли? :)
Ушастый-губастый с дефектами? Не помню...
Убогонькие они в большинстве своем.
А что тусовка успела разделиться по национальному признаку?!
Не заметил, к счастью.


25.05.06 12:17:25 msk
фЕМЪ

Подожди, Юра, мы на ты. Я и забыла!


25.05.06 12:16:49 msk
фЕМЪ

Ага, Юра, то-то он так резво вскочил! Я и удивилась, неужели у него там все уже отбито?
То ли я выдала желаемое за действительное, то ли это моя мелкая мстя вам еще за то дело:) Больше никаких мстей, и мир и дружба, потому что вы реализовали мои тайные желания (пусть бы и только уважительно толкнув Жданова, уже лучше, чем ничего).

Я не считаю, что вы, Юра, должны его уважать, если вам не нравятся его стихи и он еще при этом ведет себя, как свинья. В отношении русской тусовки к Жданову есть что-то от совета Атаманши из "Снежной королевы": "Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники". Они его баловали, вот и вырос.

Вообще, мне кажется, мы были на волоске от грандиозного побоища. Потому что если бы он тронул кого-то из украинцев...Вряд ли Жадана, он бы к такому маленькому не полез, но, скажем, вот того ушастого, губастого с дефектами дикции, которого, по правде, я бы и сама с удовольствием отлупила...



24.05.06 17:32:43 msk
Ю.В.

Ногой в пах?
Женечка, что ж ты такое пишешь? Это же неправда!
Не ногой в пах а руками в грудь. И не ударил, а толкнул.
С сугубым уважением к большому русскому в жопу пьяному поэту.
Кстати, мне его стихи тоже не нравятся. Но это, конечно, не повод.


23.05.06 14:03:13 msk
фЕМЪ (продолжение)

Вернемся к оттопырившемуся Жданову. На пароходе "Эльбрус" украинская и русская тусовки попытались слиться воедино, но обе стороны ощутили энергетическое отторжение и несколько растерялись от этого. В общем-то, все было мирно, они просто тусовались порознь, и между ними курисоровали такие люди как Анатоль Ульянов (ну, и я тоже).

Понятное дело, все напились, а некоторые к тому же укурились и употребили еще какие-то доппинги. На обратном пути с острова пьяный до остервенения Жданов встал в проходе между столами и стал цепляться к мужчинам с целью подраться.   
Топ-3 лучших проходок мимо него.
3. Володарский. Жданов, насколько я знаю, его ударил первый, и Володарский заехал ему ногой в пах, отчего агрессор рухнул прямо в тарелку Кековой, которая и без того была в ужасе от происходящего. Но яйца не были слабым местом Жданова. Он восстал и бросился на обидчика. Их разняли.
2. Ульянов. Этот романтический красавчик к концу вечера напоминал блоковскую незнакомку, которая "медленно пройдя меж пьяными". Но пройти таким образом мимо Жданова ему не удалось. Жданов полез к нему. Ульянов с робким видом словно бы попытался сбежать, снял очки и вдруг как звезданет филигранным движением головы Жданова в физиономию! Очки Жданова впечатались в его же бровь и пошла кровь. А Ульянов пошел себе дальше с ангельским видом.
3. Жадан (рост около 165, вес около 50 кг). Очень пьяный, он идет тяжелой боцманской походкой по узкому проходу между столами, глядя прямо перед собой. Его шатает, он налетает на столы, выруливает и скрывается на корме. Жданов благополучно обойден, никто не пострадал.

Другой изюминкой вечера стало купание Поваляевой. Она ощущала себя чужой на этом празднике жизни (впрочем, это ощущение ей свойственно почти всегда). И вот вечером после дождя она решила искупнуться. Искупалась и явилась на пароход в виде мокрой русалки, где позволила себя фотографировать. Отмечу вот что - она могла полезть купаться спьяну, но купальник-то она прихватила, когда была трезвой:)


23.05.06 13:27:41 msk
фЕМЪ

(из переписки с друзьями)
Итак, о фестивале. Был смирный Кормильцев, испуганная Витухновская в красных трусиках (я сидела на пароходе под лестницей), очаровательный Родионов, старый сатир Кенжеев с ландышами, свисающими из-под панамки, тяжеловесный Цветков, ленивый Караулов, с которым мы лежали в траве на Острове Ветра, как две Данаи и неуправляемый Жданов, который круто оттопыривался.

Сначала Жданов ограничился тем, что на своем совместном с коллегами выступлении не дал себя стащить со сцены и читал один.Я знаю, что в тот день ему пришла из России телеграмма с вызовом на дуэль.
Я не поклонница стихов Жданова. Он витеват, и мне кажется, что если бы он со своей характерной интонацией прочел "Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала", этого бы никто не заметил. И это было скучно, меня развлекало только присутствие в зале поэта из Кривого Рога Макса Кабира, который постоянно слал кому-то смс (как оказалось, мне).

На вечере украинской поэзии, который вел Жадан и где я выступала последней (я была в программе только украинской части, но это не мешало мне отличным образом выступать каждый день и войти в финал слэма на пароходе). Современная украинская поэзия отличается от русской наличием читателей и зрителей, которые приходят, галдят, никого не слушают но всем хлопают. Я несколько от этого растерялась и утратила отрепетированное на этих стихах украинское произношение. Впрочем, какая разница, я же не чтец-декламатор.


23.05.06 00:51:57 msk
ФЕБ

Ой, а что значит с пассионарностью? И что с ней делать в америке?


22.05.06 11:49:55 msk
фЕМЪ

Ха! Пришлось! Да он только об этом и думал почти всю свою сознательную жизнь. Ему, бедному, в России совсем уж было делать нечего. Кроме того был любопытен, хотел мир повидать. Сначала бы в Париж, потом в Венецию и, наконец в Америку, где ему при его пассионарности и демократичности было самое место.


18.05.06 18:06:38 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

Кстати, другой алтернативно-исторический рассказ о Пушкине, застревлившем Дантеса, был не в пример лучше... жаль, не могу сыскать.

В частности, там описывалось, что сразу после дуэли А.С. пришлось уехать за границу -- т.е. произошло примерно то, что предположила фЕМЪ.


18.05.06 17:47:54 msk
фЕМЪ

Боюсь, что все пушкинисты любят себя в Пушкине. Такая уж у него, если угодно, карма.
А те, которые любят Пушкина в себе, делают это только в той степени, в которой они - Пушкин.


18.05.06 16:57:09 msk
Не циник

"Пушкин - это зеркало, каждый видит в нем себя".
ФЕМЪ
Пожалуй, соглашусь. Хотя пушкинисты делятся на тех, кто действительно любит Пушкина, и кто любит себя в Пушкине.
Вторые, как правило, раздражают.


18.05.06 15:19:56 msk
фЕМЪ

Исключительное дерьмо. Какой на фиг тончайший стилист! Небось в лаптях ноги парил, когда кропал эту гнусь.Хоть бы из любопытства прочел какое-нибудь письмо той эпохи, всего одно, о большем не заикаюсь.


18.05.06 14:11:33 msk
Стихотворец-ученик на букву Б

> не могу я этот рассказ читать, от стиля с души воротит. Экие "инда взопрели озимые"!
> Пыталась по диагонали, чтобы сюжет уяснить, так не получается, он там
> растворен надежно.

Ага! Один в один мои впечатления! Три раза пытался прочитать -- ни разу не осилил.

Пояснение: я специально не сказал, что считаю рассказ говном: блюл чистоту эксперимента. Дело в том, что опус сей выиграл несколько премий (в фантастике), а его автор считается тончайшим стилистом :-).


18.05.06 13:34:50 msk
фЕМЪ

Ой, и не говорите, не циник, сама боюсь!

Вроде бы иметь своего Пушкина - это старая добрая пушкинистическая традиция. Даже не традиция, а жанр выступлений, свидетельствующий о степени посвящения в вопрос. Пушкин - это зеркало, каждый видит в нем себя.
В этом секрет его популярности.


18.05.06 13:26:41 msk
Не циник

"Вы знаете, мне иметь с вами одного Пушкина и не хотелось бы".
ФЕМЪ

Страшную картину вы нарисовали.
Имейте, что имеете.


18.05.06 12:10:30 msk
фЕМЪ - не цинику

Вы знаете, мне иметь с вами одного Пушкина и не хотелось бы. Сказала бы, что вообще не склонна ко групповухе,но боюсь, что кто-нибудь сфотографировал, как я позавчерась на вечере авангардной поэзии с двумя хлопцами сразу танцевала. Один из них Макс Кибир, а второго не назову в наказание, потому что он во время моего выступления громко болтал под самой сценой.


18.05.06 12:07:16 msk
фЕМЪ

Милый тезка, не могу я этот рассказ читать, от стиля с души воротит. Экие "инда взопрели озимые"! Я человек нерусский, мне трудно.
Пыталась по диагонали, чтобы сюжет уяснить, так не получается, он там растворен надежно.   


17.05.06 21:43:28 msk
Не циник - ФЕМЪ

Нет, совсем не так… Никакого постмодернистского цинизма быть не могло. А душа, а судьба, а карма?
У нас с вами разные Пушкины.










НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
"Полёт разборов", серия 70 / Часть 1. Софья Дубровская [Литературно-критический проект "Полёт разборов". Стихи Софьи Дубровской рецензируют Ирина Машинская, Юлия Подлубнова, Валерий Шубинский, Данила Давыдов...] Савелий Немцев: Поэтическое королевство Сиам: от манифеста до "Четвёртой стражи" [К выходу второго сборника краснодарских (и не только) поэтов, именующих себя рубежниками, "Четвёртая стража" (Ridero, 2021).] Елена Севрюгина: Лететь за потерянной стаей наверх (о некоторых стихотворениях Кристины Крюковой) [Многие ли современные поэты стремятся не идти в ногу со временем, чтобы быть этим временем востребованным, а сохранить оригинальность звучания собственного...] Юрий Макашёв: Доминанта [вот тебе матерь - источник добра, / пыльная улица детства, / вот тебе дом, братовья и сестра, / гладь дождевая - смотреться...] Юрий Тубольцев: Все повторяется [Вася с подружкой ещё никогда не целовался. Вася ждал начала близости. Не знал, как к ней подступиться. Они сфотографировались на фоне расписанных художником...] Юрий Гладкевич (Юрий Беридзе): К идущим мимо [...но отчего же так дышится мне, / словно я с осенью сроден вполне, / словно настолько похожи мы с нею, / что я невольно и сам осенею...] Кристина Крюкова: Прогулки с Вертумном [Мой опыт - тиран мой - хранилище, ларчик, капкан, / В нём собрано всё, чем Создатель питал меня прежде. / И я поневоле теперь продавец-шарлатан, / ...] Роман Иноземцев: Асимптоты [Что ты там делаешь в вашей сплошной грязи? / Властным безумием втопчут - и кто заметит? / Умные люди уходят из-под грозы, / Я поднимаю Россию, и...]
Словесность