Словесность

[ Оглавление ]






КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ
   
П
О
И
С
К

Словесность



*


 


      И  ЧИСТЫМ  ЗОЛОТОМ,  И  ТИХИМ  СЧАСТЬЕМ...

        "А жизнь прошла незаметно".
            А.А. Тахо-Годи.

      Он думает, тёмный и душный,
      Сам - сорок египетских казней:
      Не время разбрасывать камни,
      А время разбрасывать душу...
      .......................................

      Тюрьма, тюрьма...
      А думал - благодать.
      Так всё отдать
      И вдруг очнуться - нищим.
      Блажен идущий: небо да сума,
      Сам налегке и многого не ищет.
      А, в четырёх стенах заключена,
      Саму себя не слышит тишина.
      .........................................

      Но, к тишине затвора сведена,
      Кто знает,
      Вечность ли тому, сейчас ли,
      А - жизнь прошла, вся, в четырёх стенах,
      И чистым золотом, и тихим счастьем.

      _^_




      СКАЗКА  О  МЁРТВОЙ  ЦАРЕВНЕ

        "И я сказал: - Смотри, царевна,
        Ты будешь плакать обо мне"
              А. Блок

      1.

      Стало сердце болеть ежедневно,
      А поплакаться, было б кому...
      Постарела, поблёкла царевна
      В говорящем своём терему.

      Тот, который не назван, а зван,
      Позабылся в мучительном звуке.
      Упырями туманят слова,
      И бескровные падают руки.

      Ах, поют на лугу хороводы,
      Каждый сон - расскажи, расскажи!
      Так и выпили тёмные воды
      До конца эту бедную жизнь.

      2.

      То по нéбу то по вóдам,
      То стремглав с высокой кручи,
      То ли сны её уводят
      Навсегда в свой мир летучий?

      Время - полночь, пусто место,
      Заресничено оконце.
      Чья подруга, чья невеста?
      Где ты, солнце? Нету солнца...

      Без дорог стремглав несётся,
      Мимо Рая, мимо Ада.
      Где ты, солнце? Нету солнца.
      Нету солнца - и не надо.

      _^_




      ВЕЩИ

          "Я так люблю слушать,
          как поют вещи"
            Р. М. Рильке

      Смотрите, какие разумные вещи
      выходят у мастера: чаша, и ложка, и стул.
      Они и честнее, и чище людей,
      потому что им проще
      хранить чистоту.
      .........................
      Как лёгкая, ладная вещь,
      повстречавшись, сама
      и льстит нам, и льнёт к нам,
      доверчивой лаской к тебе приникая.
      На ком из людей
      этой вещности вязкой
      не сыщешь клейма?
      А вещь - отпечатка людского
      не носит - какая?
      ......................................
      Вот брошь, и поёт она:
      брошена, брошена,
      два имени сколоты ею непрошено,
      два имени сколоты - золото, золото,
      два имени связаны - разные, разные -
      Марины и Анны ... подаренной брошью.
      ........................................................
      Чей след
      в этом звонком коротком ударе -
      браслет?
      - Пора повзрослеть!
      Ну, зачем ей безделка такая?
      Он кожи касался, теплел,
      к исступленью её привыкая.
      И бился, и путался пульс,
      учащаясь до ритма,
      и бился браслет,
      ударяясь тихонько о стол.
      И пусть
      этот пульс
      в серебристом металле остыл...
      Дарите браслеты любимым,
      навечно дарите!
      ............................................
      Домашние вещи не могут,
      как скалы,
      меняться от солнца, от ветра.
      Вещам
      под руками людскими
      стареть и ветшать.
      Не требуя платы,
      когда-то нарядное платье
      довольно, что ветошью служит,
      себя причисляя, по-прежнему,
      к нужным вещам.
      И в сумрачный вечер
      не плачут они, что не вечны,
      что пятен и трещин
      щедрей и затейливей вязь...

      А старые люди похожи на старые вещи,
      и зреет меж ними незримая связь.


      * В воспоминаниях Л.К. Чуковской рассказывается, что Анна Андреевна Ахматова
      однажды обратила внимание Л.К. на две фотографии, свою и Марины Ивановны Цветаевой.
      "Узнаёте?", - спросила она, а затем пояснила, что у обеих на платье видна
      одна и та же брошь, подаренная А.А. Мариной Цветаевой.

      _^_




      ПОЭТЫ,  КАК  МЁРТВЫЕ,  СРАМУ  НЕ  ИМУТ

      1.

      Поэты, как мертвые, сраму не имут.
      Другие - смеются и плачут над ними.
      Они - в свистопляске - одни недвижимы:
      Как Будда, с холма, наблюдая за жизнью.
      Не жизнь и не смерть.
      Это невыразимо.
      Поэты, как мертвые, сраму не имут.

      2.

      Только Слово есть Бог, Инструмент просветленья печали...
      Только Слово есть Бог, Инструмент накопленья любви...
      И, сплетаясь в клубок, эти ритмы совсем не случайно,
      Приручились слегка, на бумагу послушно легли.

      Так легко, точно выдох, они у тебя зазвучали,
      Будто отроду жили и жили бок о бок с тобой.
      Неужели так просто уходят большие печали?
      И уходит из виду, из сердца, из памяти - боль?

      Не ищи же ни стиля, ни формы, ни рифмы - не стоит.
      Это теннис настольный, и кто-то играет с тобой.
      Будь неистов в игре, будь азартен, упрям, будь достоин...
      Ты поэт лишь настолько, насколько ты - Бог.

      Сотворивший кумира слепец, не ищи себя зло и упрямо:
      Ты поэт лишь настолько, насколько ты - Бог.
      Мы заброшены в мир, как дитя, потерявшее маму:
      Быть собою - и всё! Только кто притворится тобой?

      Это путь и исток, где мы все пребывали вначале,
      Где мы были собой, и еще - и уже - не людьми.
      Только Слово есть Бог - Инструмент просветленья печали.
      Только Слово есть Бог - Инструмент накопленья любви.

      _^_




      А  ЕСЛИ  ЖЕЛЕЗНАЯ  ЛОГИКА  НАШИХ  ЖЕЛАНИЙ?..

      А если
      железная логика
      наших желаний
      за гранью оценки рассудка,
      пока не сгорела?
      А после арену
      песком засыпают скорее,
      и с новым оружием
      вновь закипает игра?
      И бросила я удила,
      и меня понесла
      раздувшая ноздри
      кобыла слепых узнаваний.
      Храпит, не признает
      малейшего права за вами:
      ни вашей арены,
      ни скачки - на бис -
      призовой...

      _^_




      ЕСЛИ  ПРОЩАТЬСЯ...

      Сны-домочадцы
      Машут полою плаща.
      Если прощаться,
      Значит - любить и прощать.

      Равнопричастны -
      Снятся друзья и враги.
      Если прощаться,
      То не забыть про долги.

      Снами промчатся:
      Помнишь про дальних про сих?
      Если прощаться,
      Значит - прощенья просить.

      Тридцать несчастий
      Плюс неустроенный быт.
      Ночью - прощаться,
      Утром - любить.

      _^_




      КУСОЧЕК  ХЛЕБА  ПТИЧКЕ  РАСКРОШИ...

      Кусочек хлеба птичке раскроши:
      Что там найдёшь на голых ветках сада?
      Как проживёшь последние гроши,
      Ты этим крохам тоже будешь рада.

      Проснёшься утром: не прошла ли боль?
      О чем, в привычном темпе променада
      Беззубо шамкает себе под нос любовь?
      Небось, теперь ей многого не надо, -

      Ни дёшево, ни - просто задарма.
      Ну, что поделаешь с её отвычкой?
      Желудок ссохся на таких кормах,
      И разносолами его уже не пичкай.

      А что ты хохлишься - сама...
      Озябшей птичкой?..

      _^_




      ВОЙТИ  В  ДОВЕРЬЕ  К  ЧУТКОЙ  ДВЕРИ...

      Войти в доверье
      к чуткой двери,
      к липучей ткани
      темноты,
      но их наветам не поверить,
      что дом ночной - уже не ты,
      что вместо вместе -
      время мести
      немых свидетелей житья,
      что от тебя приходят вести,
      как будто ты - уже не я.

      _^_




      В  ЭТИХ  СУМЕРКАХ  ВСЁ  ВО  МНЕ  ВЫМЕРЛО...

      В этих сумерках
      Все во мне вымерло.
      Отстаёт, бумагой шурша,
      Потускневший змеиный выползок -
      То, что было - моя душа.
      Грубо вывернуто, надорвано,
      Никому нипочем не дорого.
      Отболевшее и недавнее
      Отдирать от себя -
      Не даром ли?

      _^_




      КОЕ-ЧТО  О  ЖЕНЩИНЕ

      1.

      В зоне мужского азарта,
      в зоне мужского хотения -
      сверх и помимо -
      несыгранной картой,
      тонкой игрой светотени...

      Мысли её отчаянные...
      Били их в стае - влёт.
      Кровью вмерзали в лёд -
      В тысячный раз оттаяли.
      Мысли её, о чём они?

      Ласковые, заветные,
      Выслежены заведомо
      Птенчики желторотые
      В лисьем лесу.

      У нелюбви в заложниках
      Платят сполна за ложное,
      За осторожно-мелкое
      Золотом, не скупясь...
      ..............................

      Ты всей душой...
      Да ты сама - душа,
      до пестика, до чашечки, до донца -
      в тебя, наверно, закатилось солнце,
      отяжелевший от любви
      воздушный шар.
      Свой горький мёд
      на мёртвых пчёл умножишь,
      ты можешь
      молча, тихо отцвести,
      и, чуть заметно,
      в теле полусонном
      просвечивает гаснущее солнце.
      ..........................................

      И было тело -
      Настежь, как душа,
      раскрытое до чашечки, до донца -
      тогда в него и закатилось солнце,
      отяжелевший от любви
      воздушный шар.
      Бесплотна жертва -
      жертвенность бесплодна.
      На шаткий плот,
      почти что не дыша,
      и только взгляд назад,
      отчаянный и долгий...
      Уже прозрачна плоть,
      но стянута душа
      и не раскрыться ей
      до чашечки, до донца...

      2.

      Проклята...
      Просто, потому что ты женщина.
      Просто, потому что ты жертвенна.
      Просто так...
      Столько отболело - не прожито.
      Всё перегорело - не та.
      Истового самосожжения
      Мёртвая твоя красота.
      ................................
      Мария избрала благую часть:
      в мужском пиру - не горькое похмелье,
      отравленное завистью веселье,
      короткую униженную власть, -
      но в мире войн и воспалённых вёсен
      задумчивую медленную осень.

      3.

      Чужая среди чужих
      Искала она слова,
      И были слова её -
      Чужие.

      И кто-то, державший свет,
      С судьбою её чудил,
      И свечи в душе её
      Чадили.

      Металась её душа,
      Не помнящая родства,
      И в мутном потоке слов,
      Давно бесплодных,

      Как смертник - последний шанс,
      Искала она слова...
      И Слово любви пришло,
      И стало плотью.

      _^_




      РОССТАНИ  (Вы простите мне, князья русские...)

      1.

      Вы простите мне,
      Князья русские...
      Тропы узкие
      Речек руслами,
      Как на копьях-то,
      Да со славою,
      Что курганов-то
      Понасыпано, -
      Понасыпано,
      Понакопано:
      Ваши ратники -
      К солнцу - травами...

      Вы ли - в Киеве?
      Вы ли - в Суздале?
      Как завидую
      Вашей удали!
      Пусть и верую,
      Да - по росту ли?
      С той ли мерою -
      В судьбы росские?..
      По-над травами,
      По-над росными
      По судьбе моей -
      Тени -- росстани.
      Кони дикие,
      Вам покорные.
      Ваши клики ли?
      Ваши кони ли?
      Мчатся, ранены,
      Через сны мои
      Ваши ратники,
      Как посыльные...
      Вы простите мне
      Речи дерзкие:
      Только вас любить
      Дело гордое,
      Дело горькое,
      Дело смелое.
      Жены сильные
      Дело делали.
      И любили вас,
      Да не видели.
      Редко видели,
      Да не выдали.
      Не кремневые,
      Не железные,
      А прощали вас,
      А жалели вас.
      Вы простите там,
      За могилою,
      Не о вас пою,
      С вашей силою.
      Были женщины
      Вам заставою,
      Позабытые,
      По-за славою,
      По-за нежностью,
      По-за верностью
      Были-женщины,
      Стали - вечностью.

      2.

      ИНГИГЕРДЕ - ИРИНЕ -
      ЖЕНЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО


      По-меж нас - пелена густая -
      Под размахами крыл растает
      Не Ахматовской белой стаей, -
      Серым клином сошлись слова.

      А князья и доныне - те же:
      Им бы плоть свою сладко тешить,
      Им пунцовые губы любы,
      Им - вина, да бряцать железом,
      А жена - на глаза б не лезла,
      Пусть монашенкою в хоромах
      Сердце раненое хоронит.

      Может, плакала, может, пела -
      А - любя - не любя - терпела,
      Ради Русской земли терпела
      Королевна земли чужой.

      Не такой - ожидал сурово.
      Не мукой -- замесила слово.
      Для него прозвучало слово
      Непредвиденно и свежо.

      Разве женщину красит слава?
      Слава мудрости Ярослава.
      Переплавлена боль на славу:
      Переплавлена в славу боль.

      _^_




      НЕ  ПО  ВОЛЕ  ГРЕШНИЦА,  СХИМУ  НЕ  ПРИМУ...

      Не по воле - грешница.
      Схиму - не приму.
      Не идет Утешница
      К дому моему.

      Все ж во тьму кромешную
      Не толкай, постой.
      Может, кто-то грешную
      Назовет святой.

      Может, где-то теплится
      За меня свеча.
      Оттого и терпится
      Каина печать.

      Больно взгляд твой колется -
      Я гляжу во тьму...
      Может, кто-то молится
      Лику моему.

      _^_




      ГДЕ  У  СЛОВ  ОТ  ЛЮБВИ  ЗАПЛЕТАЮТСЯ  КОРНИ...

      Я уже там была,
      Где со взятком пчела
      Проползает сквозь сумерки сот.
      В том звенящем саду,
      Где у слов от любви заплетаются корни,
      Где играет их суть
      И дрожит, как под ветром листва,
      Ежедневно меняя скользящие формы,
      Где летит без опаски сова
      Мне на руки.

      Те слова...
      Только в древнееврейском похожие звуки.

      Вспоминая, бреду
      По слежавшимся остовам формул.

      Но туда я ещё попаду
      И любимого я подожду
      В том саду.

      Примечание: в некоторых источниках указано, что древнееврейский язык
      наиболее приближается к языку ангелов.


      _^_




      МЫ  СТАНОВИМСЯ  СОЛИДНЫМИ  И  ГРУЗНЫМИ...

      Мы становимся солидными и грузными,
      А глаза все отрешенней, все седей.
      Даже ангелы в Раю бывают грустными,
      Если думают подольше о себе.

      Даже ангелы, на что ребята праведны,
      Если думают подольше о себе,
      Забывают про усвоенные правила
      И за это низвергаются с небес.

      Там у них и небеса бывают разные:
      И повыше, и пониже - по судьбе.
      Ну а нам с тобой - до ангелов - не рано ли? -
      Если думаем все больше о себе...

      _^_




      ДРУГОЙ

          С.С. Аверинцеву

      Там, где сольются
      Высота и низость,
      И по ночам
      Разводятся мосты...
      Близки до боли,
      И до боли "близость
      Есть теснота
      И мука тесноты".
      В медлительные
      Огненные ночи,
      Под покрывалом
      Липкой духоты,
      За пазухой - душой
      Исповедально:
      Не ближний - дальний!
      И сон наш рядом
      За семью печатями,
      С желаниями, болями,
      Печалями,
      В зародыше, рождении,
      Начале,
      Отчаянно друг другу
      Замолчали,
      Отчаянно цепляясь за себя.
      И головы с подушки не поднять,
      Тяжелый сон...
      В начале было слово...
      - Что сделал в этой жизни
      Для Другого
      Ты сделал для Меня.

      _^_




      Я  ЕЁ  ПРОНЕСЛА  ЧЕРЕЗ  ГРЯЗЬ...

      Я ее пронесла через грязь,
      Опустила на землю в саду.
      Может, это не сад,
      О котором мечтала Марина?
      Снег на цыпочках шел,
      Он боялся обидеть траву,
      И усталая жизнь
      Принимала холодное чудо.
      Ну, откуда
      Здесь птицам запеть?
      Мотылькам появиться откуда?
      Этот легкий, летящий
      Творящий безмолвие снег...

      _^_



© Ирина Фещенко-Скворцова, 2016-2017.
© Сетевая Словесность, публикация, 2016-2017.





 
 


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Алексей Смирнов: Братья-Люмьеры [...Вдруг мне позвонил сетевой знакомец - мы однофамильцы - и предложил делать в Киеве сериал, так как тема медицинская, а я немного работал врачом.] Владимир Савич: Два рассказа [Майор вышел на крыльцо. Сильный морозный ветер ударил в лицо. Возле ворот он увидел толпу народа... ("Встать, суд идет")] Алексей Чипига: Последней невинности стрекоза [Краткая просьба, порыв - и в ответ ни гроша. / Дым из трубы, этот масляно жёлтый уют... / Разве забудут потом и тебя, и меня, / Разве соврут?] Максим Жуков: Про Божьи мысли и траву [Если в рай ни чучелком, ни тушкой - / Будем жить, хватаясь за края: / Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я.] Владислав Пеньков: Красно-чёрное кино [Я узнаю тебя по походке, / ты по ней же узнаешь меня, / мой собрат, офигительно кроткий / в заболоченном сумраке дня.] Ростислав Клубков: Высокий холм [Людям мнится, что они уходят в землю. Они уходят в небо, оставляя в земле, на морском дне, только свое водяное тело...] Через поэзию к вечной жизни [26 апреля в московской библиотеке N175 состоялась презентация поэтической антологии "Уйти. Остаться. Жить", посвящённой творчеству и сложной судьбе поэтов...] Евгений Минияров: Жизнеописание Наташи [я хранитель последней надежды / все отчаявшиеся побежденные / приходили и находили чистым / и прохладным по-прежнему вечер / и лица в него окунали...] Андрей Драгунов: Петь поближе к звёздам [Куда ты гонишь бедного коня? - / скажи, я отыщу потом на карте. / Куда ты мчишь, поводья теребя, / сам задыхаясь в бешенном азарте / такой езды...]
Словесность